Источник

Иоахим флорийский и иоахимиты

Иоахим флорийский и иоахимиты. Иоахим родился в 1130 г. (по Иакову Греку – в 1145 г.) в деревне Целико близ Козенцы в знатной семье. Некоторое время он провел при дворе графа Рожера сицилийского († 1154 г.), но господствующее настроение времени побудило его отправиться в паломничество во св. Землю. По возвращении оттуда Иоахим сделался монахом и в 1177 г. уже был аббатом монастыря цистерцианцев Корраццо (Сoratium в Калабрии). Уже в это время он иногда удалялся в монастырь Казамари, желая уединиться для научных занятий, а после 1188 г. отказался от управления монастырем и на долгое время поселился в одном пустынном месте близ Козенцы, за что генеральный капитул цистерцианцев прекратил с ним общение, как с fugitivus. Здесь Иоахим построил монастырь, назвав его флорийским (S. Johannes in flore), и ввел строгий устав, утвержденный Целестином III (см. Jaffe17425). Монастырь этот послужил началом. особой конгрегации (Оrdo Florensis), состоявшей более чем из тридцати монастырей, – и только в 1505 г. эта конгрегация воссоединилась с цистерцианским орденом. Иоахим умер 3 марта 1202 г. Как строгий аскет и известный богослов, Иоахим пользовался большим авторитетом у Генриха VI и Ричарда Львиное Сердце. Папы Луций ІІІ, Урбан III и Климент III увещевали его не скрывать данных ему Богом откровений. В свою очередь, Иоахим в 1200 г. заповедовал членам своего ордена, чтобы они не выпускали в свет его сочинений без папской цензуры. Три свои сочинения сам Иоахим считает главными: 1) Конкордия Ветхого и Нового Завета (Liber Concordiae novi ac veteris testamenti, изд. в Венеции 1519), 2) десятиструнный Псалтирь (Psalterium decem chordarum, Вен. 1824), 3) Комментарий на Апокалипсис (Ехроsitio apocalypsis или apoc. nova, Вен. 1527). В рукописи существуют: Enchiridion in apocalypsim Super quatuor evangelia или cordia eиangeliorum; Contra Judaeos; De articulus fidei. Еще несколько сочинений его находятся в Cod. Раtаvinus S. Antonii n. 322. Комментарии же на Иеремию и Исаию, приписываемые Иоахиму еще в половине XIII в., не принадлежат ему. Иоахим был из ряда тех деятелей XII века, которые, подобно Вернарду клервоскому, соединяли со строго церковным направлением ясное понимание темных сторон церковной жизни. Но вместе с тем, подобно Гильдегарде (см. «Энц.» IV, 374) и Елизавете Шёно (V, 417), – он надеялся на близкое коренное изменение всех отношений, на господство (конечно, после ужасной борьбы), царства Божия на земле. Эта надежда Иоахима основывалась не на каких-либо новых откровениях, а лишь на новом и более глубоком, как ему казалось, понимании Свящ. Писания. Он думал, что и библейская и церковная история, – даже в мелких частностях, – идет по строгой схеме, изложенной в Свящ. Писании. Здесь мы встречаемся с новым явлением в истории библейского богословия. Если и прежде история иногда рассматривалась с точки зрения четырех мировых монархий или семи возрастов мира, то применение известных пророческих или апокалипсических мест к тем или другим периодам времени делалось без твердой внутренней связи и без надлежащего экзегетического обоснования. Наоборот, Иоахим проводит свой взгляд вполне систематически, и его работу можно сравнивать лишь с позднейшими трудами Кокцея и Бенгеля («Энц.» II, 377–378).

Иоахим различает в Свящ. Писании буквальный, нравственный, тропологический (т. е., по мысли Иоахима, относящийся к вероучению), аналогический и типический смысл, подразделяя последний на семь видов. Кроме того, он ставит в основу своего толкования еще два положения – это учение о трех состояниях (Status), на которые распадается всемирная история, и о конкорданции, т. е. полном соответствии Ветхого завета Новому. Первое состояние было временем Бога Отца, который есть страх, а потому это было время закона (с Адама); второе есть время Христа – премудрости и потому время воспитания (disiplina), ныне близящееся к концу; третье время (подготовляемое со св. Бенедикта) есть время Св. Духа – любви и, след., свободы. Далее идет более детальное подразделение истории по семи апокалипсическим печатям, из которых каждая имеет двоякое значение, одно для Ветхого завета, другое для Нового, а наконец еще по поколениям. При шестой печати, за которой скоро последует седьмая, – впавшая в грехи церковь будет подвергнута строгому суду через сарацинов, еретиков (патаренов, как их часто называет Иоахим) и мнимых христиан. Тогда в римской церкви возникнет спасительная сила в лице раrvuli de ecclesia latina. Раrvuli – это с давних времен излюбленное название монахов. В «Конкордии» Иоахим говорит об одном монашеском ордене (V, 18), оrdo justorum, но в другом месте (Соnс. II, 2, 28) упоминает о двух пророках и двух орденах, одном из монахов, другом из клириков, в чем можно видеть указание на цистерцианцев и премонстрантов. Тогда избранные из греческой церкви воссоединятся с римской церковью и обратятся иудеи и язычники. Это будет время господства духовного понимания (Spiritualis intellectus), когда все написанное в Свящ. Писании будет осуществлено церковью, или, что то же, время вечного Евангелия (см. об этом понятии у Денифле, D. Еваng. ät. u. d. Коmmission zu Anagni в «Аrchiv fur Litt. und Кirchengesch. d. Мittelalt». I, 52 сл. и 111). Но еще прежде конца мира должна произойти окончательная борьба с силами зла, которые воплотятся в лице последнего и самого сильного антихриста – Гога (под антихристом Иоахим разумеет частью противное христианству течение, проходящее чрез всю историю, частью особенно выдающиеся его проявления). Только тогда произойдет последний суд, после чего наступит великая суббота.

Среди этических и догматических рассуждений, часто встречающихся в историко-пророческих построениях Иоахима, особенно заслуживает внимания его учение о Св. Троице. Петр Ломбард учил (Sentent. lib. I. dist. 5), что сущность божества ни рождается, ни рождает и вообще стоит совершенно вне отношений лиц божества. Иоахим находил, что этим вводится четверичность, поскольку Summa res, не рождающая и не рождаемая, является чем-то четвертым помимо трех лиц. Поэтому Иоахим опровергал Ломбарда не только в первой книге своей Псалтыри, но и в особом сочинении (De unitate trinitatis). В свою очередь, защитники Ломбарда обвиняли Иоахима в тритеизме, так как он признавал лишь идеальное или родовое единство лиц. Латеранский собор 1215 г. встал на сторону последователей Ломбарда и осудил учение Иоахима, не касаясь его личности (прав. 2 b.: Mansi XXII, 981; с.р. Decreta Григория IX lib. 1, tit. 1, сар. 2). Несколько времени спустя, церковный авторитет Иоахима был подорван с другой стороны. Среди ревностных францисканцев, мечтавших о скором наступлении царства Божия на земле, сочинения Иоахима нашли не только весьма благосклонный прием, но и толкования и дополнения, которые иногда противоречили мыслям самого автора. Дальше пошел минерит Гергард боргосский с своим «вечным Евангелием» (см. «Энц.» V, 181), усматривая в сочинениях Иоахима последнюю и важнейшую часть канона свящ. книг, которая, как «вечное Евангелиие», стояла гораздо выше Ветхого и Нового Заветов, между тем Иоахим под «вечным Евангелием» вовсе не разумел какое-либо сочинение. Гергард соединил три сочинения Иоахима в одно под заглавием «вечное Евангелие» и снабдил их главами и «введением в вечное Евангелие», которое он, однако, не считал принадлежащим к его составу. Когда это произведение появилось в 1254 г. в Париже, богословы парижского университета, враждовавшие с францисканцами, воспользовались удобным случаем и отправили жалобу в Рим, подкрепленную 31 выдержкой из «введения» и «конкорданции». Среди этих извлечений не редки и тенденциозные передержки. Папа Александр IV учредил в 1255 г. комиссию из трех кардиналов для расследования дела, протокол заседаний которой издан впервые Denifle (ор. cit. I, 99 – 142). Комиссия пользовалась не парижскими выдержками, а выдержками, сделанными Флоренцием аквийским, тщательно сличенными с оригиналом. 4 ноября 1255 г. Александр IV издал буллу, в которой «введение» осуждалось, но сочинения Иоахима не подвергались никакому порицацию. Был осужден и сам Гергард. На провинциальном арльском соборе (1260 или 1263 г.) сочинения Иоахима были осуждены, но это осуждение не имело обще-церковного значения, и Иоахим, как «блаженный», внесен в Acta sanctorum. Хотя предсказания Иоахима о радикальных церковных переменах в 1260 г. и не исполнились, однако сочинения его и в последующее время находили себе очень много читателей и почитателей. У францисканцев спиритуалистов образовалась целая школа иоахимитов, которые подобно Гергарду шли гораздо дальше Иоахима. Они видели в папстве апокалипсическую блудницу; на императорскую власть смотрели, как на опору церкви, вследствие чего многие из них были приверженцами Гогенштауфенов в борьбе их с папами. Другие дошли до того, что стали отвергать таинства, как относящиеся к низшей ступени религиозной жизни. Вообще же следы иоахимизма встречаются на всем протяжении средних веков.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle