Источник

Иоасаф 1 – 2 константинопол. патриархи

Иоасаф 1 – 2 константинопол. патриархи.

Иоасаф I (1464 – 1466 г.), по фамилии Коккас (по другим – Кусас), был архипастырь искренний и благородный, ревностно защищавший каноны и права церкви. Его время было в высшей степени тревожное. Константинопольская церковь, подпавши игу мусульман, еще не установила status отношений к мусульманскому правительству и испытывала несправедливость и оскорбительные правонарушения со стороны и чужих, и своих. Патриарх был горячий сторонник правды и мира и принимал все меры к устранению всякого рода соблазнов. Между тем греческие клирики, еще не вошедшие в нормальную колею жизни и быта, допускали многочисленные злоупотребления, вели взаимную борьбу, нарушали отеческие постановления, не уважали и самого патриарха. На любвеобильного и впечатлительного патриарха это так сильно подействовало, что он с горя и отчаяния бросился в колодезь. Несчастье было замечено, и И. вынули еле живым: врачи с трудом возвратили его к жизни. В 1466 г. патриарх подвергся оскорблению со стороны султана Магомета II, вопреки установленным правам христианской церкви и прономиям патриаршей власти. На службе у султана состоял грек Георгий Амируцис, протовестиарий по прежнему своему положению при дворе трапезунтского царя Давида Комнина, человек женатый и семейный. Он влюбился в красивую вдову последнего афинского герцога Франко Аччьяйоли и желал на ней жениться. Но патриарх И. и слышать не хотел о его разводе с первой женой. Амируцис пожаловался султану, который, призвав И., потребовал от него дать протовестиарию развод и повенчать на вдове. Но патриарх и султану заявил, что это противно церковным канонам, которые он не намерен нарушать. Магомет оскорбил первоиерарха христиан грубыми выражениями, приказал остричь ему бороду, лишил престола и удалил в изгнание. И вот, когда, – по безумному распоряжению падишаха, – патриарху стригли бороду, он громко говорил: «не только бороду могут у меня отрезать за правду, но и отрубить руки, ноги и голову, я же не нарушу закона, охранителем и покровителем коих состою». Вместе с И. пострадал и его великий экклизиарх Максим, которому были вырваны ноздри за то, что он, отказавшись от подарков, которые Амируцис прислал ему, дабы склонить на свою сторону, горячо поддерживал патриарха в защите церковных канонов. О дальнейшей судьбе низложенного патриарха ничего не известно.

Иоасаф II (1555 – 1565 г.) родился в селе Крапси, анинской епархии, учился сперва в анинской школе Филанфропина, потом у Иоанна Зигомала в Навилии. Это был образованный архипастырь, сведущий в церковной музыке, знавший языки арабский, персидский и турецкий. До патриаршества он занимал митрополичью кафедру в Адрианополе. Его избрание на вселенский престол состоялось по общему решению архиереев, клириков, архонтов и всего народа. Представившись султану, И. заплатил харадж в 2000 золотых, – тогда как его предшественник Дионисий взнес 3000, – поцеловал руку падишаха и получил берат. Патриарх, прежде всего, занялся внешним благоустройством патриархии, – перестроил монастырские здания, отремонтировал келии, снабдив патриарший храм новыми сосудами. Финансово-экономическое положение церкви было, по обыкновению, тяжелое, и патриарх, путем ходатайства пред правительством, добился того, что ежегодный пескезий взимался с него в сумме 2.000 золотых, привлек клириков и народ к благотворительности в пользу церкви и сам делал пожертвования, учредил специальную экономическую епитропию из четырех почтенных мирян, возложил на нее обязанность вести правильную отчетность доходов и расходов церкви, смирил гордых и самовольных клириков патриаршего двора, бесконтрольно распоряжавшихся раньше его доходами, и отнял у них право независимых действий, привлек богатые пожертвования из России и, вообще, ввел порядок в заведовании суммами и улучшил экономический быт патриархии. Независимый и энергичный, патриарх нажил своей реформой многих врагов, которые не могли простить ему самостоятельности действий, считали его гордым и честолюбивым.

Патриарху И. принадлежат два канонические определения от 1560 г., касающиеся степеней родства в отношении к браку и восприемничества при крещении, а равно несколько грамот относительно монастырей; так, двумя грамотами (1561 и 1564 г.) он утвердил церковные прономии монастыря Иоанна Богослова на Патмосе и предоставил его игумену право совершать освящение храмов и носить палицу: в 1563 г. утвердил ставропигиальные права восстановленного монастыря Богородицы Βλοχοῦ, сделал распоряжение о владениях монастырей Богородицы Милостивой на острове Косе (1557 г.), св. Димитрия в Каллиполе и Предтечи близ Созополя. Затем, И., интересуясь учением протестантов, отправил в Германию фессалоникского диакона Димитрия, поручив ему собрать сведения о характере нового учения. Димитрий познакомился в Германии с Филиппом Меланхтоном, который, в свою очередь, пошел на встречу желанию патриарха и послал (1559 г.) ему с Димитрием письмо; в нем Меланхтон выразил радость по поводу сохранения греческой церкви целой и невредимой и под игом мусульманским, доказывал, что учение протестантов покоится на писаниях пророков, Апостолов, древних соборов и отцов церкви, резко отличаясь от еретического и суеверного католического учения, и просил патриарха быть поборником божественной истины. Но фактических сношений константинопольской церкви с протестантами (как это было при патриархе Иеремии II) во время Иоасафа II не было. Отличаясь образованием, И. покровительственно относился к просвещению, как это засвидетельствовано современным закинфским ученым Михаилом Листархом. Известны и два письма И. к его учителю Иоанну Зигомала. Афинский митрополит Мелетий, а за ним и константинопольский ученый Гедеон, за высшие личные достоинства И., назвали его «великолепным – μεγαλοπρεπής». Но вот трудно объяснимый факт, рассказанный в компетентной «Патриаршей истории». Вследствие возникшего между патриархом и почетными клириками столкновения, в январе 1565 г., по инициативе патриарха, состоялся собор в присутствии 52 епископов. На этом соборе И. был изобличен в симонии, лишен патриаршего престола, чести и архиерейства. После произнесения соборного решения, И., – рассказывает наш источник, – совершил пред архиереями метание направо и налево, вышел из великой церкви и поселился в приобретенном им собственном доме. Сюда явились представители гражданской турецкой власти и потребовали от И. возвратить архиереям и клирикам то, что он несправедливо взял у них. Затем И. был сослан на Афон. Греческий ученый Мануил Гедеон предполагает, что впоследствии И. оправдался в взведенном на него обвинении, возвратился в Адрианополь и здесь скончался.

И. И. Соколов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle