Источник

Иоанн: 1 – 4 митроп. киевские

Иоанн: 1 – 4 митроп. киевские

Иоанн 1-й, митрополит киевский и всея России. Иоанн I-й занимал русскую митрополичью кафедру в первые годы правления в. к. Ярослава Мудрого (1019–1054 г.), по свидетельству некоторых источников (Никоновской летоп. и Степенной кн.) не позже 1008 г. Несмотря на положительное известие, что он был грек по происхождению (см. у Е. Е. Голубинского, История русской церкви т. I, по изд. 2-му, Москва 1901, стр. 290), академик проф. Голубинский считает возможным предполагать, что он был русский (по происхождению) на том основании, что он признал князей страстотерпцев Бориса и Глеба святыми и написал им службу, между тем как преемник его м. Георгий из греков иначе отнесся к этому вопросу. На этом же основании, а также и по некоторым другим соображениям ( – Борис и Глеб были сыновья св. Владимира от болгарыни, которая могла находиться при муже в последние годы его жизни и протежировать Иоанна – болгарина на митрополию, которая в это время пользовалась правами автокефалии – ), проф. И. И. Малышевский склоняется в пользу болгарского происхождения Иоанна I (см. его рецензию на 1 т. истории русской церкви проф. Е. Е. Голубинского, стр. 65 – 66). Полагаем, что болгарское происхождение Иоанна I более мыслимо, нежели русское ( – если бы было это последнее, то летописец не умолчал бы о сем – ), но не допускаем исторической обстановки появления Иоанна I на митрополии, какую (обстановку) рисует проф. Малышевский, так как она не могла бы укрыться от внимания современников.

Иоанн II, митрополит киевский и всея России, прибывший из Греции в Россию перед 1077 г. или не позже этого года и скончавшийся в 1089 г. Летописец отзывается о нем, как о «муже хитром книгам и ученью, милостивом и ласковом ко всем, смиренном и кротком, молчаливом и вместе решительном, утешавшем печальных книгами святыми», вообще как о таком митрополите, какого не было прежде и не могло быть после. Эта характеристика в части, касающейся ума и книжности м. Иоанна II, подтверждается двумя сочинениями, оставленными им: 1) «Правило церковное вкратце» (лучшее издание у проф. А. С. Павлова в «Памятниках канонического права» под № 1), написанное к черноризцу Иакову в ответ на предложенные им митрополиту вопросы и 2) Послание к антипапе Клименту. Оба эти сочинения обнаруживают в м. Иоанне II архипастыря ученого и практически опытного (см. у проф. Е. Е. Голубинского, История русской церкви т. I, 1, изд. 2, стр. 437 и 856).

Иоанн III, митрополит киевский и всея России. Он был преемником Иоанна II и греком по происхождению. Престол русской митрополии он занимал в течение одного года (1089 – 1090 г.). По отзыву летописца, Иоанн III был скопец, слаб духом и телом, не книжен, умом прост и просторек (см. у проф. Е. Е. Голубинского там же, стр. 292).

Иоанн IV митрополит киевский и всея России, грек; управлял русской церковью 1164–1166 г.г.

Протоиерей Ф. Титов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle