Кавасила Николай
Кавасила Николай, называемый в некоторых рукописях и Χαμαετός, был замечательным представителем византийской богословско-мистической литературы XIV в. Биографические сведения о нем скудны. Известно, что в молодости он служил при константинопольской патриархии и имел чин и должность сакеллария. Во время политической распри между императором Иоанном V Палеологом и Иоанном Кантакузином, сопровождавшейся и войной, Николай К. исполнял миссию посла, по поручению Кантакузина и с разрешения патриарха Иоанна ХІV (1334 – 1347). Когда Кантакузин сделался императором (1341 – 1355 г.), он оказывал Кавасиле особое благоволение. В 60-х годах XIV в. Николай К. занял архиепископскую кафедру в Фессалонике, сделавшуюся вакантной по смерти его дяди Нила Кавалы. В звании архиепископа Николай К., как муж ученый и опытный в церковных делах, нестяжательный и аскет по жизни, ознаменовал себя выдающеюся архипасторской деятельностью и пользовался глубоким уважением паствы. Он достиг глубокой старости и скончался в начале 1371 г.
Слава Николая К., как богослова-мистика, покоится, главным образом, на его сочинении «О жизни во Христе». Сочинение состоит из семи книг. Писатель исходит из положения, что христианин должен уже в этом тленном мире начинать жизнь, которая достигает полного совершенства только после смерти. Жизнь эта заключается в единении со Христом, осуществляется при посредстве трех великих таинств – крещения, которое дарует ее, миропомазания, которое содействует духовному росту и развитию, и причащения, которое соединяет душу с воскресшим Христом (книга I-IV). Исходя из мысли, что св. алтарь есть необходимое место для совершения таинств, писатель переходит к рассмотрению его частей, говорит об освящении его и символическом значении. Посредством добродетелей, молитвы и созерцания сохраняется жизнь, которая и в этом мире достигает совершенства в приближении к Богу путем скорбей, по любви к Нему и радости (кн. V-VII). В плане этого сочинения Николай К. совершенно независим от других византийских авторов, но в содержании его наблюдается некоторая зависимость от писателя, известного с именем Ареопагита, которого Николай К. только и называет в своем труде. Мистическим содержанием отличается и «Толкование божественной литургии», в котором пространно излагается символическое значение действий и молитв на литургии. Но литургические творения Николая К. еще не изданы, а равным образом и его трактат о вочеловечении, который также принадлежит к произведениям мистического содержания.
Николай К. принимал участие и в современных богословских спорах. В споре св. Григория Паламы с Варлаамом по вопросу о сущности и энергии божества Николай К. стоял на стороне Паламы, как видно из его сочинения против историка Никифора Григоры, примыкавшего к противникам св. Григория; но по вопросу о несозданном Фаворском свете Нпколай К. не сходился в воззрениях с Паламой и учил несколько иначе. Однако и участие Кавасилы в споре по поводу византийской исихии еще недостаточно выяснено, так как главный источник сведений этого рода – трактат против Григоры – хранится в рукописи.
Николай К. принимал участие и в полемике против латинян. Ему принадлежит пролог к главному полемическому труду его деда Нила «Об исхождении Св. Духа». Архимандрит Андроник Димитракопул приписывает ему и неизданные еще полемические трактаты: 1) «Слово об исхождении Св. Духа», 2) «Обличение латинян», где речь идет также об исхождении Св. Духа (оба трактата хранятся в рукописях ватиканской библиотеки) и 3) «В чем нас обвиняют латиняне?» (в библиотеке Святогробского метоха в Константинополе, № 558). И в изъяснении божественной литургии некоторые главы (29 и 30) направлены против латинян. Писателю принадлежит и целое собрание бесед на Господские и Богородичные праздники, а также похвальные слова в честь святых. Из них изданы лишь енмогия – в честь великомученика Димитрия и великомученицы Феодоры солунской и др. В беседах Николай К. является выдающимся оратором. В рукописях с именем Николая К. встречаются сочинения риторические и философские и трактаты по логике. Исторический интерес имеют его письма, адресованные императрице Анне, Димитрию Кидони и другим известным современникам. Вообще, Николай К. написал много самых разнообразных сочинений, которые являются украшением византийской богословской литературы, особенно его слова «О жизни во Христе», и в которых писатель обнаружил не только выдающееся благочестие и богословское образование, но и литературно-риторический талант, так что должен быть поставлен в числе первых греческих церковных писателей средневековой эпохи.
П. П. Соколов