Иосиф Шумлянский
Иосиф Шумлянский, епископ (сначала православный, а потом униатский), галицкий, львовский и Каменца-Подольского (1676 – 1708 г.), происходил из довольно известного дворянского западно-русского рода и родился в православной вере, но в молодых летах изменил родной вере и принял католичество. Состоя на военной службе, он участвовал в войне поляков с турками. Задумав сделаться львовским епископом, И. Ш. отрекся от католичества, принял православие и, опираясь на покровительство короля Яна III Собесского и на родственные свои связи, выставил свою кандидатуру на львовское епископство, которое освободилось в 1667 г., после смерти Афанасия Желиборского. Узнав об этом, православные жители галицко-львовской епархии сильно заволновались и стали принимать меры к тому, чтобы не допустить И. Ш. сделаться их архипастырем. Особенно усердно трудились в этом деле львовские братчики, которые выставили с своей стороны кандидатом на львовское епископство шляхтича Евстафия Свистельницкого. Началась упорная борьба между двумя кандидатами на одну и ту же епархию (подробности ее см. выше в статье об Иеремии Свистельницком). Выборы происходили несколько раз. И. Ш. удалось с большими затруднениями получить 1 февраля 1668 г. архиерейское посвящение от двух греческих архиереев, лишившихся своих кафедр и скитавшихся в Молдавии и Западной Руси. Только в 1676 г., по смерти Иеремии Свистельницкого, И. Ш. сделался полновластным архиереем галицко-львовской епархии.
Деятельность его, по общему признанию и русских и даже польских историков, представляет самый темный эпизод в истории западно-русской церкви во второй половине ХVІІ и в начале ХVIІІ в. Хитрый, корыстолюбивый, тщеславный и бесстыдный, И. Ш. не останавливался решительно ни перед какими средствами для достижения раз им намеченной себе цели. Самое право на львовскую епархию И. Ш. купил обещанием королю Яну III Собесскому, бывшему фанатичным католиком и таким же гонителем православия, принять унию и обратить всю епархию свою в унию. Действительно, уже в 1677 г. И. Ш., как думают, тайно принял унию. В это же самое время он образовал около себя кружок подобных ему духовных и светских лиц, с которыми задумал обратить всю Западную Русь в унию, по особому, составленному ими, плану. Сущность этого плана заключалась в том, что И. Ш. намеревался путем исключительно тайных и хитрых приемов обмануть западно-русское православное духовенство и общество и незаметно привести его к унии. Свой проект И. Ш. открыл королю Яну III Собесскому. К счастью для православных, король весьма горячо схватился за идею обращения всей Западной Руси в унию и своей поспешностью и гласностью испортил дело И. Ш. и его единомышленников. В январе 1680 г. предположено было в Люблине устроить съезд православных и униатов, на котором католики и униаты думали окончательно восторжествовать над православными и расположить их в пользу унии; но западно-русские православные братства, особенно луцкое, своевременно приняли необходимые меры, благодаря которым Люблинский съезд, по выражению самих униатов, окончился «величественным ничто».
Однако же И. Ш. и после того не пал духом. Он систематически осуществлял свой план тайного распространения унии в Западной Руси. Деятельность его в этом отношении поразительна по своему бесстыдству и наглости. Выставляя себя перед королем и правительством польским как убежденного униата, он в то же самое время поддерживал постоянные сношения и с русским правительством, которое уверял в своей ревности по православию и в преданности русским интересам в Польше. Получая за подобные уверения большие подарки от русских государей, И. Ш. тайно через своих подручников посылал возмутительные письма на Украину и в них подстрекал малороссов к отложению от России. Своими происками И. Ш. по временам производил величайшие смуты и несогласия между двумя соседними государствами Россией и Польшей, находившимися с 1686 г. в союзном договоре между собою. Маску православия И. Ш. продолжал носить до 1700 г., когда он, наконец, отправился в Варшаву и там торжественно принял унию. Высшее католическое духовенство, прекрасно к тому времени узнавшее И. Ш., потребовало от него публичного клятвенного обязательства быть навсегда верным унии. Львовская епархия, равно как и вся вообще Западная Русь, никогда не любила И. Ш., а теперь, после открытого перехода его в унию, совершенно отшатнулась от него.
Вся галицко-львовская епархия, во главе с знаменитым львовским братством, объявила себя православной, не желавшею следовать за епископом-изменником. И. Ш. был совсем не такой человек, чтобы мог потеряться или пасть духом. Опираясь на поддержку правительства, наградившего его за явную измену православию разными привилегиями, И. Ш. начал сильно преследовать православных и принуждать их к переходу в унию. Особенно упорную борьбу пришлось ему выдержать с братством львовским, которое долго не желало признавать И. Ш. Последний настойчиво вел борьбу то насилием, то – чаще всего – интригами и хитростью. Ослабленное и обессиленное братство в конце не выдержало борьбы и 2 мая 1708 г. вынуждено было принять ненавистную ему унию. Вскоре после этой важнейшей в своей жизни победы, нанесшей тяжкий удар православию и русской народности в Западной Руси, И. Ш. умер (16 июля 1708 г.). – И. Ш. известен, как автор произведений: 1) «Духовного завещания», продиктованного им своему секретарю 12 ноября 1707 г. и напечатанного А. С. Петрушевичем в «Науковом Сборнике галицко-русской Матицы». 1868 г.; 2) «Метрики,» напечатанной в 1686 г. в качестве «первенца» в основанной И. Ш. епископской типографии во Львове. По содержанию своему, эта последняя книга представляет преимущественно ряд архиерейских наставлений касательно того, что требуется для получения иерейского сана и какими качествами должен обладать священник. «Метрика» имеет важный и исторический интерес, так как иногда довольно выпукло характеризует положение и состояние галицко-русского духовенства и народа в конце XVII в. В «Метрике» И. Ш. упоминает еще об изданном им в 1680 г. в уневской типографии «Зерцале», или «Зверцадле», о котором трудно сказать, было ли оно только издано И. Ш. или же вместе с тем и составлено им.
Протоиерей Ф. Титов