Иосиф Нелюбович-Тукальский
Иосиф Нелюбович-Тукальский, митрополит киевский (1664 – 1675 г.). Сведений о времени и месте происхождения, равно как об образовании и первоначальном служении И. Н.-Т. не сохранилось. Впервые мы видим его, как архимандрита виленского Св. Духовского монастыря, на киевском соборе 18 октября 1657 г., собиравшемся для выбора киевского митрополита на место скончавшегося Сильвестра Коссова. Он же участвовал и в соборе, вскоре после того бывшем (вероятно, 6 декабря 1657 г.), на котором был избран в митрополиты луцкий епископ Дионисий Балабан. В это время И. Н.-Т. называется виленским и лещинским (Лещинский монастырь находился на Полесье, около Пинска) архимандритом и показывал, кажется, притворное расположение в пользу подчинения киевской митрополии московскому патриарху. В действительности, как это скоро обнаружилось с несомненностью, И. Н.-Т. принадлежал к партии убежденных противников этого подчинения. В 1660 г. видим его открытым сторонником Юраска (Юрия Хмельницкого), изменившего России. Как убежденный противник Москвы, м. Дионисий Балабан питал расположение к И. Н.-Т. и 3 августа 1661 г. ему была дана королевская привилегия на епископию мстиславскую, очевидно, в противовес Москве, откуда был назначен мстиславским епископом известный Мефодий Филимонович, сделанный одновременно и местоблюстителем Киевской митрополии. 10 мая 1663 г. умер м. Дионисий Балабан и вскоре после того группой духовных лиц, нерасположенных к Москве, киевским митрополитом был избран И. Н.-Т. Одновременно другая партия избрала митрополитом перемышльского епископа Антония Винницкого. Польское правительство сначала утвердило этого последнего и не признало И. Н.-Т., но потом (после 1 ноября 1663 г.) король признал митрополитом и И. Н.-Т.
Положение И. Н.-Т., как митрополита киевского, было крайне затруднительное: половина митрополии его не признавала, русское правительство его отвергло и даже польское правительство не доверяло ему. Неудивительно, если И. Н.-Т. весьма трудно было удержаться на митрополичьем престоле. Действительно, в 1664 г., когда начались в Малороссии смуты, И. Н.-Т. был обвинен в изменнических замыслах и, по распоряжению польского правительства, был схвачен и отправлен в Мариенбургскую крепость. Здесь в тесном тюремном заключении И. Н.-Т. пробыл около двух лет. Только в начале 1666 г., по ходатайству гетмана Дорошенка, польское правительство освободило И. Н.-Т. из заключения, запретив ему называться киевским митрополитом, так как король в этом сане признал Антония Винницкого. И. Н.-Т. было предоставлено заведывание мстиславской (могилевской) епархией. Впрочем, И. Н.-Т. не очень стеснялся запрещением польского правительства и писался не только Белорусским епископом, но и киевским митрополитом. Двухлетнее заточение окружило И. Н.-Т. ореолом мученика за народное дело и привлекло к нему симпатии, – тем более, что он еще до избрания своего в митрополиты приобрел широкую известность, как деятельный защитник православия и русской народности от латино-униатов. Многие в Малороссии признали И. Н.-Т. своим митрополитом, в каковом звании утвердил его затем и константинопольский патриарх. И. Н.-Т. оставил Могилев и отправился в Киев. Не имея возможности остаться в Киеве, который был тогда в руках Москвы, И. Н.-Т. отправился в Чигирин, – гетманскую столицу, которая сделалась постоянною резиденцией и митрополита. Горький опыт Мариенбургского заточения оказался малопоучительными для И. Н.-Т., который по-прежнему продолжал принимать живое участие, когда следовало и когда не следовало, в политических делах родины, переживавшей тогда тяжкое время «руины». Одно время И. Н.-Т. вместе с гетманом Дорошенко и его сторонниками передался даже на сторону татар, чем окончательно скомпрометировал себя в глазах Москвы и Польши. И. Н.-Т. во время 12-летнего управления киевской митрополией не жил в Киеве. Он скончался 26 июля 1675 г. в Чигирине.
Протоиерей Ф. Титов