Иона св. архиеп. Новгородский
Иона св. архиеп. новгородский † 1470 г. Мирское имя его было Иоанн. Рано оставшись круглым сиротой, он был принят в Новгороде вместо сына одной благочестивой вдовой, которая заботилась и о его воспитании, отдав в школу для обучения грамоте. Мальчик выделялся среди сверстников своим тихим нравом. Такой случай известен из его детства: юродивый Михаил Клопский, однажды проходя по улицам Новгорода, обратил внимание на скромного мальчика, который не принимал участия в обычных детских играх и шалостях. «Ванюша», – сказал ему блаженный, – «учись грамоте, быть тебе в Новгороде архиепископом»; потом обнял Ваню и убежал (Филарет, Русские св., кн. 3, 309 по изд. 1882 г.). Пострижение с именем Ионы Иоанн принял в Отенской пустыни (в 50 верстах от Новгорода). По смерти основателя пустыни арх. Харитона, Иона был выбран игуменом. Много сделал св. Иона для любимой им обители, как во время настоятельства, так и во дни святительства, так что бедная Отенская пустынь стала богатым монастырем. Деятельный и благочестивый игумен был известен в Новгороде. По кончине владыки Евфимия новгородцы избрали его архиепископом в 1458 г., а в феврале следующего года он был посвящен митр. Ионой. Деятельность святителя Ионы на новгородской кафедре была разнообразна. Наставляя всех словом и делом, он с особенною заботливостью относился к сиротам, бедным и обиженным, сам испытав в детстве горести сиротства. Но новгородский владыка не мог ограничиться только делами церкви и христианской благотворительности: он имел большое влияние и в делах гражданских. Положение Новгорода в это время было трудное. Московские князья, все усиливаясь, шире раздвигали пределы своей власти и в данное время обнаруживали настойчивые притязания подчинить себе и вольный Новгород. Защиту от сильного московского князя новгородцы могли найти только на западе, но тут была другая еще большая опасность – общения и дружбы с чужими народами и при том иноверцами (Литва и Польша). Архиеп. Иона больше склонялся на сторону единоверной и единоплеменной Москвы и всеми силами старался поддерживать мир с великим князем московским, всячески удерживая Новгород от союза с Литвой. Несколько раз он сам ездил в Москву, чтобы личным ходатайством и переговорами предстательствовать за новгородцев пред великим князем. Старания Ионы не пропадали даром: во время его святительства Новгород наслаждался миром, и великие князья (Василий Темный и Иоанн III) сохраняли за Новгородом его права и привилегии. К новгородскому владыке в Москве относились с большим уважением также и московские первосвятители, в числе которых митр. Иона был его другом и хотел видеть своим преемником. При архиеп. Ионе Москва поддерживала нрава новгородской кафедры на Псков, который сильно домогался иметь самостоятельного епископа.
Трогательно в житии архиеп. Ионы изображается его любовь к родному городу: «Не твори неправды и не дерзай порабощать людей свободных», – с такими словами обращается святитель к великому князю Василию Темному; он обещает молиться о его сыне (Иоанне III), да освободит его Господь «от насилия царей ордынских ради свободы, дарованные тобою моему граду..., если только будет жить в благочестии и тихими очами назирать обладаемых им». Несмотря на благоприятные результаты своей деятельности, святитель патриот горько оплакивал участь своего города: он предвидел его падение не столько от внешних врагов, сколько от раздоров самих граждан. «По крайней мере при мне да даст Господь тишину и мир людям моим», – молился он со слезами. Вещественным памятником близких отношений к Москве со стороны архиеп. Ионы является построенный им на владычном дворе в Новгороде первый храм в честь преп. Сергия Радонежского, покровителя Москвы. Видя гражданское умаление родного города, архиеп. Иона много заботился об оживлении преданий старины церковной. Он вызвал в Новгород известного писателя житий Пахомия Серба, которым составлены были службы и жития наиболее славных новгородских святых: Варлаама Хутынского, Саввы Вишерского, архиеп. Евфимия и др. Архиеп. Иона скончался в преклонных летах в 1470 г., завещав положить свое тело в любимой им Отенской пустыне, на месте, им самим приготовленном в Предтечевом храме, где мощи его почивают доныне. Св. Иона канонизован на соборе 1549 г. (проф. Е. Е. Голубинский, История канон. св., изд. 2-е, стр. 103). Память его 5 ноября. – От архиеп. Ионы сохранилось послание его к митр. Феодосию (Библиологический словарь П. Строева, Спб. 1882 г., стр. 147). Житие и служба ему встречаются в рукописях с XVI в.: см. Н. П. Барсуков, Источники рус. агиогр., стлб. 272–274. Житие, надписываемое «воспоминание», по мнению проф. В. О. Ключевского (Др.-рус. жития св., стр. 184–188), написано в конце 1472 г., может быть, иноком Отенского монастыря («вышло из келии пустынного монастыря»); по литературной форме оно представляет начальную, как 5ы черновую записку о святом. Оно напечатано сначала в «Памятн. стар. рус. литер.» IV, 27–35; потом в издании Вел. Четьих-Миней м. Макария на 5 ноября (изд. Археограф. ком.). Иноком Зиновием Отенским написано после открытия в 1553 г. мощей архиеп. Ионы довольно обширное Слово о обретении мощей (Ключевский, Др.-рус. жития св., стр. 266–267); встречается еще в рук. XVII в. сказание о чудесах арх. Ионы (ibid, стр. 334).
Кроме произведений агиографической письменности, об архиеп. Ионе есть указания в летописях: П. С. Р. Л., III 141. 240 и др. М. Макарий, История рус. цер.; VIII. † Архиеп. Филарет, Русские св. III, 308 – 320 (изд. 1882 г.). Архиеп. Димитрий, Месяц. св., изд.2-е, вып. 3 (ноябрь), 19 – 21. у Архиеп. Сергий, Полный месяц. вост. II2, 345. † Архим. Леонид, Св. Русь, стр. 46, № 195.
Ан. Судаков