Исидор
Исидор – митрополит Московский, ум. 1463 г. Занял кафедру русской митрополии с половины 1436 года, родом был грек из Пелопоннеса, получил на родине блестящее образование и, по принятии монашества, сделан был настоятелем монастыря св. Димитрия в Константинополе. Здесь он сделался известен византийскому правительству, как человек выдающейся образованности, и в 1433 году был посылаем на собор Базельский для переговоров по вопросу о соединении церквей; однако ниоткуда не видно, что уже в то время Исидор заявил себя склонностью к латинству. В 1436 году великий князь Московский Василий Васильевич, послал в Константинополь Иону, епископа Рязанского, для поставления на русскую митрополию после митр. Фотия, скончавшегося в 1431 году. Но пред самым прибытием Ионы, в митрополиты русские был поставлен Исидор, который в сопровождении Ионы и прибыл в Москву 2 апреля 1437 года. Великий князь был чрезвычайно недоволен таким оборотом дела и только усиленное ходатайство императорского посла и полная покорность Исидора, побудили его принять с подобающею честью нелюбимого владыку, умевшего, однако, приобресть уважение со стороны князя. По прибытии в Москву Исидор немедленно начал готовиться к отправлению на собор Ферраро-Флорентийский по вопросу о соединении церквей и в сентябре того же 1437 года отправился на собор с громадною свитою, свыше ста человек, с громадным обозом на 200 лошадей со множеством товаров, которые можно было в Европе обратить в деньги. В числе свиты был епископ Суздальский Аврамий, при котором был священник Симеон, составивший описание Флорентийского собора. На пути Исидор посетил Тверь, Новгород и Псков, всюду встречали его с величайшею честью и дарами, а новгородцы «дали ему суд по старине и все пошлины по старине», что составило весьма значительную сумму денег. Владыку Новгородского св. Евфимия II-го и самих новгородцев Исидор мог расположить к уступчивости своею обходительностью и изображением высокого значения того дела, на совершение которого он шел на Запад, – дела соединения церквей. В Пскове Исидор провел 7 недель, причем изъял этот город из-под ведения владыки Новгородского и подчинил его своей власти, присвоив себе все архиепископские вотчины в Псковской области и дав Пскову своего наместника. И там Исидор собрал так же большую сумму денег.
Из Пскова митрополит отправился в Ригу, куда прибыл 4 февраля 1438 года, из Риги морем приехал в Любек, а из Любека через всю Германию ехал в Италию и прибыл в Феррару 18 августа 1438 года. Собор был открыт 8 октября 1438 года, а в январе 1439 года перенесен был из Феррары во Флоренцию; здесь прения греков с латинянами о вере продолжались до 24 марта 1439 года и не привели к соглашению. Но так как положение византийского императора, теснимого турками, было безвыходное, то 5 июля 1439 года греки подписали акт флорентийской унии, признав римские догматы. Не принимая участия в прениях, Исидор принял самое деятельное участие в склонении греков к принятию унии, выставляя на вид преимущественно безвыходность положения греческой империи. На первом же совещании по вопросу об унии Исидор сказал: «Лучше душою и сердцем соединиться с латинянами, нежели, не кончив дела, возвратиться; возвратиться, конечно, можно, но как возвратиться, когда и куда?» Подписавшись под актом унии, Исидор силою заставил подписаться и спутника своего, епископа Суздальского Аврамия. За такое старание папа Евгений IV возвел Исидора в сан кардинала-пресвитера и сделал его легатом от ребра апостольского в землях литовских и русских. В обратный путь Исидор отправился 6 сентября и шел через Венецию, Адриатическим морем, через Далмадию, Венгрию и Польшу. Из Буда-Пешта в Венгрии в марте 1440 года Исидор послал грамоту во все области, подчиненные ему папой, с извещением о состоявшемся соединении церквей. Извещая об этом соединении, Исидор просит всех своих пасомых оставить отселе всякие раздоры: «Молю вас о имени Господа нашего Иисуса Христа, чтобы никакова разделения с латыною у вас не было, поне вси раби есте Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и во имя Его крещени: един Бог, едина вера, едино крещение, посему бы в вас было едино согласие и тишина и мир о Христе Иисусе. Вы же, латинстии роди, всех тех, иже в гречестей вере суть, истинно веруйте, суть бо вси крещени и крещение их свято есть и испытно от римския церкви». Затем убеждает греков и латинян ходить без различия в церкви греческие и латинские и без различия причащаться тела Христова как на опресноках, так и на кислом хлебе. В заключение пишет: «Тако бо великий вселенский собор кончал есть в явленом посидении, по многом совопрошании и испытании божественных писаний, в честней и в большой церкви служивше во граде Флоренстии под леты воплощения Господня 1439-го лета, месяца июля в 6-й день». В Кракове Исидор имел свидание с польским королем Владиславом III, который отнесся к нему очень сдержанно, так как не признавал Евгения IV законным папою. Из Кракова через Перемышль, Львов и другие города Исидор отправился в Вильну и пробыл в Литве довольно долго; он не торопился в Москву, без сомнения для того, чтобы иметь время постепенно подготовить московское правительство к мысли об унии. Это, несомненно, и было сделано бежавшими от него еще из Венеции спутниками его, Симеоном Суздальским и царским послом Фомою, но не в пользу его. Правда, Симеон бежал не в Москву, а в Новгород, но из Новгорода вести легко могли доходить до Москвы, а Фома, как царский посол, имел прямой долг известить московская государя о всем случившемся. В Литве местные князья признавали Исидора русским митрополитом, но не папским легатом, между тем, сам Исидор на пути безразлично служил как в православных храмах, так и в латинских костелах. В Москву Исидор пришел 19 марта 1441 года после почти годичного пребывания в Литве. Как папский легат и кардинал, митрополит вошел в город в преднесении латинского креста (четвероконечного, на высоком древке, ноги Спасителя положены одна на другую и прибиты одним гвоздем, тело повисло) и трех жезлов. Пройдя прямо в Успенский собор, он совершил здесь молебен и литургию, на которой «во первых» поминал папу Евгения. После литургии, по приказанию его, вышел на амвон протодиакон и громко прочитал грамоту Восьмого Вселенского Собора, или акт унии. Затем Исидор подал великому князю грамоту от папы с просьбою содействовать унии. Великий князь назвал Исидора латинским прелестником и волком, и вышел, а, через три дня Исидор был взят под стражу. Затем собран был собор русских епископов, убеждавших Исидора отказаться от латинских заблуждений, но тщетно. Когда Исидору стали грозить казнью через сожжение, если он не покается, то он бежал из-под стражи и из Москвы 15 сентября 1441 года; великий князь не велел ловить его и даже, когда в Твери посадили его снова под стражу, приказал выпустить его. Исидор бежал в Литву к великому князю Литовскому Казимиру, но так как тот принял его не очень приветливо, то вскоре он отправился в Рим к папе, которого ранее уверял в легкости введения унии в России при невежестве русских епископов. Из Рима Исидор неоднократно приходил в Константинополь, в первый раз около 1446 года при патриархе Григорие Мамме, причем он, продолжая считать себя митрополитом литовско-римским, рукоположил в сан епископа Владимиро-Волынского Даниила, а во второй раз приходил в 1452 году по поручению папы для переговоров с импер. Константином по вопросу о принятии унии. В следующем, 1453 г., пал Константинополь под властью турок; при этом Исидор спасся от турок бегством в Италию. Как очевидец падения Константинополя, он прислал в Рим прежде своего бегства туда два обстоятельных описания этого важного исторического события, одно из Перы, другое из Кандии от 7 июня 1453 г. Когда он вернулся в Италию, папа Николай дал ему титул патриарха Константинопольского и декана кардинальской коллегии. Скончался в Риме 27 апреля 1463 года.
Литература. Ист. рус. ц. Е. Голубинского, т. II; Ист. рус. ц. преосв. Макария, т. IV–V; «Словарь историч. о бывших в России писателях дух. чина», т. I, Спб. 1827.
А. К.