Генгстенберг
Генгстенберг Эрнст Вильгельм, известный немецкий богослов (род 1802 г. в Френденберге, где его отец был пастором в институте; ум. в Берлине, 1869 г.). Это был человек слабого телосложения и получал домашнее образование от своего отца до 1819 г., когда поступил в Боннский университет. Там он посвятил себя особенно изучению Аристотеля, под руководством Брандеса, и арабского языка, под руководством Фрейтага. Плодом этого изучения было издание арабского «Моаллакаха Амруль Каиса» (Бонн, 1823 г.), за каковое издание он получил философскую премию, – и немецкого перевода «Метафизики» Аристотеля (Бонн, 1824 г.). По недостатку средств, не имея возможности осуществить свое желание послушать Неандера и Толюка, он отправился в Базель, в качестве помощника Стегелина, впоследствии профессора восточных языков в Базельском университете. Смерть матери и утешение, которое он получил в своих телесных страданиях и душевном унынии от Св. Писания, пробудили в нем сильную веру в Евангелие и заставили его изучать богословие, чему он и отдался сразу, хотя впоследствии несколько охладел к нему. Он принадлежал к реформатской церкви, но, находя в аугсбургском исповедании наилучшее выражение своих собственных взглядов, перешел в лютеранскую церковь. В 1824 г. он, в качестве приват-доцента, преподавал в Берлинском университете. С самого начала он защищал истину Ветхого и Нового Завета и выступал с протестом против рационализма, особенно против его отношения к Ветхому Завету. Эти взгляды привели его в столкновение с министерством исповеданий которое старалось, но напрасно, удалить его из Берлина, предлагая ему экстраординарное профессорство в Кенигсберге (1826 г.) и Бонне (1828 г.). В 1828 он сделался ординарным профессором в Берлине, и его влияние в течение полустолетия на своих студентов, в качестве профессора и советника, уступало разве только влиянию Толюка. В 1829 г. он женился, и его домашняя жизнь была очень приятна, но все его дети и его жена раньше его сошли в могилу. В 1827 г. Г. сделался издателем «Евангелич. Церковной Газеты», через которую он, быть может, оказывал даже еще большее влияние на богословие и религиозные мнения своего времени, чем своими критическими и экзегетическими трудами. План этого журнала составлен был Ле-Коком, который сообщил его братьям Герлахам. В качестве ректора они пригласили Г., и в течение 42 лет он продолжал издавать этот журнал, нисколько не смущаясь нападениями критиков. Едва ли кто в течение века был предметом такой ожесточенной оппозиции и доносительства, как он. Его обвиняли в пиетизме, мертвой ортодоксии, фанатизме и иезуитстве, с одной стороны, и в демагогизме и раболепстве перед государством, с другой. Главный враг, против которого боролся его журнал, был рационализм, «природный и заклятый враг Христа и Его Церкви». Бесстрашно журнал осуждал его, как «богословие естественного человека», и разоблачал его учения и естественные последствия перед народом. Напр., он принимал сильное участие в агитации, имевшей своею целью удаление Векшейдера и Гезениуса, профессоров в Галле и рационалистов, в 1830 г. «Слово Божие и исповедание Церкви» – вот был его девиз; и все, что действительно, или только предположительно, шло против этого девиза, подвергалось беспощадному осуждению. Не менее выступал Г. и в качестве поборника христианства и противника рационализма и в своих критических и экзегетических трудах. Из них первым была «Христология Ветхого Завета» (в трех том., 1829–35 г.; 2-е изд. 1854–57 г.). В этом сочинении автор задается целью «возвратить Ветхому Завету его древние и твердо установленные права». По отзыву Делича, «он опять впервые и истинно героическим энтузиазмом к вере изрекал слово Господне над Ветхим Заветом, который был изрезан в клочки мертвящим рационализмом и разрушительной критической школой; и отстаивал для Ветхого Завета экзегетику с церковной точки зрения, без отрицания реального прогресса под Божественным руководительством». Хотя он не делал довольно резкого различия между Ветхим и Новым Заветами и часто заходил в своем направлении слишком далеко, однако, не подлежит сомнению, как говорит Канис, что его труды много содействовали оживлению признания богооткровенности Ветхого Завета. Затем, наиболее важным экзегетическим трудом Г. был его «Комментарий на Псалмы» (в 4 т., 1842–47 г.; 2-е изд. 1849–52 г.). В этой области, он издал также «Историю Валаама и его пророчеств» (Берлин, 1842 г.); «Песнь Песней Соломона» (Берлин, 1855 г.);. «Экклесиаст Соломона» (Берлин, 1859 г.); «Пророчества Иезекииля» (в 2 ч., Берлин, 1867 г.); «Книгу Иова» (Берлин и Лейпциг, в 2 ч. 1870–75 г.); «Откровение Иоанна» (в 2 т., 1849–51 г.; 2-е изд. 1862 г.); «Евангелие Иоанна» (в 3 т., 1861–63 г., 2-е изд. 1867 г.); «Чтения по истории Страстей Христовых» (Лейпциг, 1875 г.). Из его историко-критических трудов известны: «Исследования ко введению в Ветхий Завет» (в 3 т., Берлин, 1831–1839 т.), где он защищает мессианский характер пророчеств Даниила и Захарии и подлинность Пятикнижия; «История царства Божия в Ветхом Завете» (Берлин. 1869–71 г.); «Книги Моисея и Египет» (Берлин, 1841 г.), которую Дистель называет самым замечательным его трудом. Он издавал также много небольших трактатов («Франкмасонство», 1854 г.; «Дуэль», 1856 г., и др.), из которых иные предварительно появлялись в его церковной газете.
См. Bachmann, Hengstenberg n. s. Leben, u. Wirken, в 2 т., Гутерсло, 1876–1879 г.