Гердер
Гердер Иоганн Готфрид, род. 25 авг. 1744 г. в Морунгуне, в восточной Пруссии; ум. в Веймаре 18 дек. 1803 г.; изучал богословие, философию, языки и литературу в Кенигсберге, где пользовался дружбою Канта; в 1764 г. назначен был учителем в кафедральную школу в Риге и в 1767 г. послеобеденным проповедником в одной из пригородных церквей. В Риге он впервые выделился, как церковный оратор, привлекавший многочисленных слушателей и, в то же время, обратил на себя внимание литературной Германии своими сочинениями под заглавием: «Отрывки о немецкой литературе» и «Критические леса». В 1769 г. он оставил Ригу, был в течение некоторого времени компаньоном принца Гольштин-Эйтинского; в Страсбурге познакомился с Гете и Юнг-Штиллингом; и в 1771 г. назначен был придворным проповедником и суперинтендентом в Брюккенбурге. К этому периоду его жизни относятся из его богословских сочинений: «Провинциальные Листки», «Летописи человеческого рода», «Пояснения из новооткрытого восточного источника», и «Письма двух братьев Иисуса», которые произвели глубокое впечатление и установили тот взгляд в библейской экзегетике, что Библия не просто кодекс учения, догматическая система, но и целая литература, на которую нужно смотреть с точки зрения ее времени, места и исторических обстоятельств, чтобы вполне понимать ее. В 1776 г. он отправился в Веймар, в качестве придворного проповедника и генерального суперинтендента, и там издал самые зрелые и наиболее важные из своих произведений, как богословские, так и философские. К первому разряду принадлежат его знаменитые «Идеи к философии истории», «Бог» и проч.; к последнему его «Песни любви» (1778 г.) – полуперифраз, полукомментарий на книгу Песнь Песней; «О духе еврейской поэзии» (1782 г.), которое совершенно преобразили все ходячее и научное понимание еврейской поэзии; и особенно его так наз. «Христианские сочинения», давшие первый импульс к той необозримой литературе, которая вообще стала известна под названием «Жизни Иисуса». Не принадлежа ни к какой специальной богословской школе, Г. сам не основал никакой школы; но при своем широком историческом горизонте и живом психологическом вдохновении, он оказал возвышающее и облагораживающее влияние почти на все области богословской науки и христианской жизни. В общем издании полного собрания его сочинений его богословские сочинения занимают первые 12 томов.
См. А. Werner, Herder als Theolog. 1771. Полное собрание сочинений Гердера вышло в Берлине в 1877 г. и след. гг. в 32 томах.