Арсений (Мацеевич), митрополит
Арсений (Мацеевич), митрополит. В мире Александр, сын священника, служившего в г. Владимире-Волынском, родился к 1697 г., первоначальное образование получил «за границей», т.-е. в Польше, в 1715 г. поступил в Киевскую академию, в 1716 г., оставив академию, поступил в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь, где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона. В 1718 г. вернулся в академию, окончил в ней курс и в 1723 г. оставлен при академии проповедником, с рукоположением в иеромонаха. В 1728–1729 гг. проживал на послушании в Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре, в 1730 г. отправлен в Тобольск для проповедании слова Божия – при Тобольском архиепископе Антоние, бывшем ранее в Чернигове. При возвращении из Тобольска в 1733 г. посетил Соловецкую обитель. В 1734 г. назначен в экспедицию для открытия морского пути в Камчатку. В 1737 г., по болезни, уволен от службы во флоте и определен в распоряжение Вологодского епископа Амвросия (Юшкевича). В 1738 г. определен в соборные иеромонахи при синодальном доме и законоучителем гимназии при академии наук. 26 марта 1741 г. назначен митрополитом Сибирским. В 1742 г. переведен в Ростов, с назначением членом синода. В Ростове прославился своими проповедями и мерами против раскольников, многочисленных в его епархии. При нем, в 1752 г., открыты были мощи святителя Димитрия Ростовского. В 1763 г. за резкий письменный протест против отобрания церковных имений при Екатерине II лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов, потом в Никольский Корельский монастырь и, наконец, в аезерский скит Соловецкого монастыря. В 1767 г. лишен и монашества, и под именем Андрея Враля послан сначала в Верхнеудинский острог, но с пути возвращен в Ревельскую крепость, где и скончался 28 февраля 1772 г. Похоронен на погосте церкви св. Николая в Ревеле. Из его сочинений известны, кроме проповедей (оставшихся в рукописи в 12 т. – в библиотеке Ярославской семинарии): «Увещание раскольнику, игумену Иоасафу, предложенное в 1734 г.», – напечатано в «Православном Собеседнике» 1861 г.; «Возражение на пасквиль лютеранский, называемый Молоток», – опровержение на книгу, написанную против «Камня Веры» митрополита Стефана Яворского; «Феофилактово обличение поморским ответам», М. 1745 г., – где он несколько исправил опровержение раскольничьих ответов, написанное архиепископом Феофилактом Лопатинским; «Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами выгорецкими в 1723 г. предложенных», – напечатано в «Правосл. Собеседнике» 1861 г.
Многочисленная литература об Арсение указана в «Русск. биограф. словаре». Более обстоятельные статьи Иконникова – в «Русской Старине» 1879 г. и И. Морошкина – в «Русск. Старине» 1885 г. (жизнь в ссылке, по архивным источникам), и у архиеп. Филарета, в его «Обзоре русской дух. литературы».
С. Рункевич.