Источник

Аверкий, епископ Иерапольский

Аверкий (с лат. удерживающий, удаляющий), св. и равноап., епископ Иерапольский. Церковное житие его, или, точнее, его «акты», «деяния» составлены Сим. Meтафрастом (у Миня П. Гр. т. 115 ст. 1211 и сл.) и помещалось в греческих и славянских Четьи-Минеях (см. в Описан. греч. рукописей Синодальной библ. у Владимира и Парижской национальной у Omont'a: Catal. cod. Hagiogr. graec., Paris, 1896, – славян. перев. в Чет.-Мин. Мак.; у Димитрия Рост. оно приводится с некоторыми сокращениями); краткое изложение его – в Синаксарях (см. Синакс. Ник.), Менологиях (Мен. В.) и в Прологе. Наше проложное житие св. Аверкия – перевод из Менол. В., причем рукописные списки его (от XII–XIII в. до XVII в.) почти дословно передают греческий текст Менол. В. (обоих известных редакций его), а древле-печатный Пролог (1675 г. и др.) сокращает и без того краткий текст Менол. В. и старинных славяно-русских прологов.

Вот житие его по Менол. В. и слав.-рус. Прологу, с некоторыми дополнениями из подробного Метафрастова жития:

«Св. отец наш Аверкий, живший в царствование Марка Аврелия (в рук. Прол. «бе в лета Марка и Антонина», – нужно читать: «Антонина и Марка»: 138–180 гг., – в печ. Прол., как у Метафраста и в Синакс. Ник.: «в царство Марка, сына Антонинова», или «Марка Антонина», в Мен. В. «в царств. Марка») и от святых апостолов посвященный, во епископа града Иераполя Фригийского, был дивный чудотворец (θαυματουργός περιβόητος – «чудотворец славен», – Прол. XIII–XIV в.). Он изгонял бесов, сокрушил идолов во Иераполе и «весь этот град научил веровати во Христа». Бесы, царство которых он разрушал, похвалились, что заставят его в старости пойти в Рим. И вот, желая искусить святого чудотворца, бес вошел в дочь римского царя. «Пусть изгонит меня из нея, – говорил он, – и тогда поверим, что в нем есть сила Божия». По внушению беса, дочь просит отца призвать св. Аверкия, чтобы он исцелил ее. Письмами св. Аверкий призывается в Рим. Собираясь в путь, он велит слуге влить в один и тот же мех (ἀσκὸν) вино, воду и елей (в Мен. В.: ὄξος, καὶ γάρον, καὶ ἔλεον – оцет и гарус, и масло древяное, – Соф. Прол. перг. XII–XIII в.), и когда на пути святому требовалось что-либо из этого, оно выливалось из меха отдельно, без смешения с другою жидкостию; когда же слуга тайно от святого (воровски) пробовал наливать из меха, жидкости смешивались. В Риме св. Аверкий освободил дочь царя от мучившего ее беса и повелел последнему отнести в Иераполь огромный жертвенный камень (βωμὸν), брошенный около языческого капища: «яко ты устрой мя потрудитися в Рим, – сказал он ему, – аз же ти повелеваю нести камень и положити на гробе моем, – еже и бысть». «И поживе в преподобстве прочая лета живота своего, – говорится затем в заключении проложного повествования, – к Христу отыде, Его же возлюби» (Соф. Пр. XII–XIII в., № 1325). Таким образом, из многочисленных чудотворений, о которых рассказывается в подробном житии св. Аверкия у Метафраста, в Мен. В., а из него и в нашем церковном проложном чтении, выделяется лишь одно – об исцелении дочери римского императора (Марка Антонина), связанное с путешествием святого в Рим. У Метафраста оно выделяется также как самое главное и известнейшее чудотворение св. Аверкия, и рассказ о путешествии в Рим и об этом чудотворении занимает почти половину всего жития святого – 11 глав из 29. Западные исследователи находят здесь «поэтический отголосок местного предания, приуроченного к путешествию святого в Рим», и ставят его в связь с открытой в новейшее время каменной плитой с надгробной «надписью Аверкия», очень темной и вызывающей многочисленные толкования (см. ниже). О кончине святого Метафраст рассказывает, что «извещенный в особом видении о своей близкой кончине, св. Аверкий приготовил себе гробницу – четырехугольный камень, равный в ширину и долготу, а на этом камне поставил жертвенный камень (жертвенник), принесенный демоном из Рима, и высек на нем надпись...» (следует самая надпись, – см. эту надпись и истолкование ее под сл. «Аверкиева эпитафия»). В 1883 г., при раскопках на месте древнего Иераполя, открыта каменная колонна, с высеченной на ней надписью, совершенно сходной с эпитафией св. Аверкия в его житии, почему и сделалась предметом ученых исследований. Надпись эта, древность и подлинность которой признают такие авторитетные археологи, как знаменитый итальянский археолог Росси, очевидным образом подтверждает сообщаемое Meтафрастом. Св. Димитрий Рост., излагая житие св. Аверкия по Метафрасту (о чем и сам заявляет), не приводит его эпитафии и ничего не говорит об ней; умалчивают об ней и новейшие русские агиологи (Филарет и Сергий). Подробно излагая дивные чудотворения св. Аверкия и то, чему и как при этом христиански просвещал он свою паству и обращавшихся ко Христу, Метафраст мало или почти ничего не говорит о внешней жизни святого, так что его житие св. Аверкия, поэтому, вполне справедливо можно озаглавить: «чудотворения и учение св. Аверкия». Всех чудотворений, о которых рассказывает Метафраст и наши Четьи-Минеи, одиннадцать. – Св. Аверкий сконч. ок. 170 г. (Серг.), 70 лет (Метафраст). В Синаксаре греческого апостола XI–XII в. в Моск. дух. академии, под 31 окт. говорится, что глава св. Аверкия, находилась в Царьграде, в храме Богоматери в Петрионе Старом. В XIV и XV в. Стефан Новгородец и иеродиакон Зосима видели тело его в храме Спаса Милостивого в Царьграде: «Св. равноапостольный Аверкий, в теле, знамения и чудеса многи творя». Но паломник Антоний Новгородский в 1200 г. видел его в Софии, а в монастыре Спаса тогда его не было; следовательно, мощи перенесены после в монастырь Спаса (Сер. М.). В славяно-рус. Прологе, кроме приведенного нами проложного жития, на день памяти св. Аверкия (22 октября), полагалось еще одна чтение из Метафраста, под заглавием: «от чудес св. Аверкия» – о чудесном открытии им целебного водяного источника и об искушении его бесами в образе женщины и юноши (у Метаф. гл. 44): Спасо-Прил. перг. Пролог XIV в. и печат. 1675; – это указывает вместе с тем и на древность перевода на славянский язык полного Метафрастовского жития св. Аверкия. – Память св. Аверкия в восточной правосл. церкви 22 октября. В некоторых древних греко-славян. месяцесловах память его полагается кроме того 20 окт. (в месяц. Остромирова Евангелия), 4 и 5 дек. и 26 февр.. На Западе св. Аверкий почти неизвестен, хотя значится в Рим. Март. также под 22 окт. – В службе св. Аверкию канон твор. Иосифа.

А. Пономарев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle