Источник

Ансельм Кентерберийский

Ансельм Кентерберийский – отец средневековой схоластики и один из самых выдающихся английских прелатов (родился в 1033 г., в Аосте в Пиемонте; умер в Кентербери, 21 апреля, 1109 г.) Он принадлежал к богатой семье старой ломбардской знати, но чувствовал столь сильную наклонность к ученой и созерцательной жизни, что, несмотря на протесты своего отца, вступил в монастырь Бекский, в Нормандии, где изучал богословие под руководством своего знаменитого соотечественника, Ланфранка, и, наконец, принял священный сан. В 1063 г. он был избран приором, и в 1078 г. аббатом Бека; под его руководством и благодаря его учению быстро возросла слава школы этой местности. В 1093 году он назначен был архиепископом Кентерберийским; и, хотя он был по своему характеру человек мягкий и кроткий, однако, усвоил взгляды Григория VІІ на отношение между церковью и государством, и на практике проводил их с неуклонной последовательностью. Вскоре возникла распря между ним и королем Вилльямом Руфом, который изгнал его в 1097 году. При преемнике Вилльяма, Генрихе I, он возвратился, но распря скоро возникла опять. Еще раз он подвергся изгнанию и примирение состоялось лишь в 1106 г., когда король отверг право инвеституры в виде предоставления перстня и посоха, и архиепископ согласился принять присягу в подданстве для своих феодальных владений. В истории богословия Ансельм выступает как отец схолаластики. Его называли вторым Августином. Из двух богословских тенденций того времени, занимавших собою умы, – одна более свободная и рациональная, представителем которой был Беренгарий, а другая более тесно держалась предания церкви, и представителем ее был Ланфранк, – Ансельм склонился на сторону последнего; и предмет схоластического богословия он определяет, как логическое развитие и диалектическое доказательство истин церкви, как они переданы отцами и учителями церкви. Догматы церкви для него тождественны с самим откровением, и истина их настолько превосходит силы разума, что для него казалось пустой суетностью сомневаться в каком-либо догмате на основании его непостижимости. Сredo ut intellшgam, non quaro intelligere ut credam – таков был принцип, из которого он исходил; и после него этот принцип сделался принципом всякого ортодоксального богословия. Как метафизик, он был реалист, и одним из его ранних сочинений, De Fide Тrinitatis, было опровержение учения номиналиста Росцелина о Св. Троице. Два его наиболее знаменитые сочинения суть Рroslogium, написанное до 1078 г., и заключающее в себе онтологическое доказательство бытия Божия, и Сur Deus Homo, законченное в Капуе в 1098 г., и развивающее положительные воззрения на искупление и удовлетворение. Его «Размышления» и «Беседы» имеют скорее назидательный и умозрительный характер, чем диалектический, но во многих отношениях оставляют по себе сильное впечатление.

Издания собрания сочинений Ансельма были сделаны Иоанном Пикардом, в Кельне, 1612 г., и более критическое издание Гербероном, в Париже, 1675 г.; это последнее издание перепечатано в Патрологии Миня, Т. 158–159. См. F. К. Gassе: Аnselm von Centerbery, 2 vols., 1843–1852 г.; Сh. Кеmusat: Аnselm de Cantorbery, Paris, 1853 г.; Ragey, Аnselm есt. Paris, 1890 г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle