Источник

Алипий Печерский

Алипий, (Алимпий, Олимпий), преп. Печерский – древнейший из русских иконописцев и потому, можно сказать – первоначальник русского иконописания, а следовательно и живописи. Память о нем сохранена Печерским Патериком, в котором рассказывается: «Преп. Алипий отдан был родителями учиться иконному писанию (иконописи). Это было во дни благоверного князя Всеволода Ярославича (1078–1093 гг.), при преп. игумене Никоне, когда, изволением Бога и Пречистой Его Матери приведены были «нужею» (вероятно, нужно понимать – «по нужде», по необходимости, за неимением своих) из Царьграда греческие иконописцы расписывать церковь Печерскую... Алипий помогал им и учился у них... Когда же окончили расписывать эту церковь, блаж. Алипий принял пострижение, что было при игумене Никоне. Хорошо научился он иконописи, писать иконы очень был искусен («хытр бе зило»). Но этому искусству («хитрости») он захотел научиться не для богатства, но Бога ради. Над писанием икон он работал столько, что всем было довольно (икон), – игумену и всей братии. И ни от кого ничего не брал. Если же не имел он работы, то он брал взаймы золото и серебро, что нужно для икон, делал икону и отдавал ее заимодавцу за свой долг. Часто также просил он друзей своих, чтобы, если увидят где в церкви обветшалые иконы, приносили их к нему; потом обновлял их и ставил на места. И все это он делал, чтобы не быть праздным; потому что святые отцы повелели иноком иметь рукоделье и это поставляли в великое дело пред Богом. Ап. же Павел сказал: «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян. 20:34) и я не ел ничьего хлеба». Так и этот блаж. Алипий. Он разделял выработанное на три части: одну часть на святые иконы, другую на милостыню нищим, а третью на потребу тела своего (в изд. Яковлева – «на потребу делу своему», в тексте Патер. Чет.-Мин. Макар. «на потребу телу своему», в Печат. Киев. Патер. и в Чт.-Мин. Дим. Р. «на потребу монастырскую»). И так делал он всегда, никогда не давая себе покоя: ночью упражнялся он в пении и молитве, а когда приходил день, он принимался за работу; праздным же никогда не видали его. Но и от собрания церковного он не уклонялся никогда для работы». За многую его добродетель и чистое его житие, игумен возвел его на степень священства. И в таком чину священства он пребывал благо и благоугодно... и удостоился дара чудотворения (о некоторых из его чудес в Патер., вслед затем, и повествуется). Таким был по жизни и в отношениях к своему делу один из первых (если не самый первый) русских иконописцев-художников!.. Полагают, что преп. Алипий сконч. около 1114 г., мощи его почивают в Антониевых пещерах. У правой руки его три первые перста сложены совершенно ровно, а два первые пригнуты к ладони. Пам. 17 авг. Изображение его по «Иконоп. Подл.»: «подобием сед, брада, аки Сергиева, на конец уже, власы с ушей свились, на плечах схима, ризы преподобнические, в руках держит образ Пресв. Богор. с предвечным младенцем Иисусом» (Филимонов, Иконоп. Подл.). Сохранились две иконы, по преданию, писанные им: одна, известная под именем – «предста царица одесную тебе» стоит в иконостасе Москов. Успенского собора; одеяние Царицы Неб. отделано роскошно; раскраска похожа на мозаику (Снегирев, Древн. госуд. рос. 6.53; Филарет Жит. св., авг. 17), другая – икона Бож. Матери, присланная будто бы Влад. Моном. в Ростов, находится в Ростов. Соборе (Филар.). В Киев. Патер., по изд. Яковлева (Памятн. рус. литер. XII–XІІІ в., С.-Пб., 1872 г. стр. 124 и сл.), имя преп. Алипия – Алимпий, а равно и в Патерике, Макар. Чт.-Мин. (Новг. Соф. библ. № 1321, л. 305 об. «обл. Алимпии иконнице»), в Киевск. печат. Печер. Патер. – Алипий, как пишет его имя (по этому изд. Патер.) и св. Дим. Рост. в Чет.-Мин., а из него Алипием именуется он и в новейших Месяцесловах (Синод. изд. Московское 1851 г. и Петерб. 1891 г.), – правильнее следует читать имя его, вероятно, Олимпий, потому что имени Алимпий в Восточ. месяц. нет. Между прочим. и Stadler, в Нeilig. Lex. пишет «Аlympius Iсоnicus» – t. I. 155.

Кроме Яковлева, см. русск. перев. Печер-Патер. М. Викторовой, К., 1870 г. стр. 148–157. (прекрасный перев.); Муравьева. Жит. русск. свят., авг.; Филарета, Жития, авг. стр. 127, изд. 1885; Поселянина, Киево- Печ. Патер.. М. 1897 г. стр. 190 и сл. (компиляция из Муравьева); Истор. Слов. о русск. свят., под слов. Алипий; гр. М. Толстого, книга о рос. свят. №48. – Отметим, наконец, как бесцеремонно с житийным материалом обращаются некоторые из новейших составителей житий святых: в Месяц. Булгакова (Настольная кн. для свящ.-служ., Хар. 1900 г., стр. 228) о св. Алипие говорится: «он беcплатно украсил Печерскую церковь». Откуда автор узнал это? Кроме того, что приведено нами из Печер. Пат., о преп. Алипие как об иконописце – о нем решительно ничего не известно, а в приведенном говорится об украшении Печерской церкви греч. иконописцами, у которых Алипий только учился иконописи.

А.Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle