Александр Калужский
Александр (Светлаков), епископ Калужский. – В мире Андрей Иванович, родился в 1839 г., сын пономаря Сибирской епархии. Образование получил в Сибирской семинарии, по окончании которой, в 1860 г., рукоположен во священника. В 1871 г., овдовев, поступил в Казанскую духовную академию. По окончании академического курса служил законоучителем Нижегородской мужской гимназии. В 1881 г., за сочинение «История иудейства в Аравии и влияние его на учение корана», удостоен степени магистра богословия. В 1883 г. принял монашество и назначен ректором Вифанской семинарии, в 1885 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской митрополии. В 1892 г. переименован во епископа Дмитровского, первого викария. Во время болезни митрополита Леонтия управлял некоторое время Московской митрополией. 29 января 1894 г. назначен в Калугу, где, на 57-м году жизни, и скончался 8 октября 1894 г.
Будучи священником в приходе, заселенном инородцами, преосвященный отличался усердным проповедованием слова Божия. Он имел редкий дар импровизации. Затем, когда он получил высшее образование и занял более высокое положение, он открыл себе более обширную кафедру, чем какая может вместиться в храме, и сделался усердным работником духовной литературы. Кроме множества статей, напечатанных в разных духовных журналах – «Чтениях в Обществе Любителей духовного просвещения», в «Душеполезном Чтении», «Страннике», «Православном Обозрении», «Московских Церковных Ведомостях» и «Калужских Епархиальных Ведомостях», преосвященный издал следующие сочинения: «Уроки по предмету православного катехизиса», чч. 1, 2 и 3. М. 1889 г.; «Иисус Христос по Евангелию», 4 выпуска, М. 1891–1893 гг.; «Нравоучительные уроки священника к бывшим прихожанам, в письмах», М. 1888 г.; «Слова, речи и поучения», т. I и II, М. 1889–1894 гг.; «Евангельские чтения на славянском наречии с подстрочными примечаниями и объяснениями для народных школ», 4-е изд. М. 1892 г.; «Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода»; «Церковь англиканская по праву ли присвояет название кафолической», 2-е изд. М. 1890 г.; «О необходимых признаках истинности св. Церкви», 2-е изд. М. 1894 г.; «Изъяснение учения православной Церкви о церкви, церковной иерархии, благодати и таинствах, с приложением статьи о загробной жизни»; «Поминовение усопших по учению православной Церкви», 2-е изд. М. 1895 г.; «Учение преп. Иоанна Дамаскина о почитании свв. икон»; «Учение о таинствах крещении и миропомазании»; «Учение о таинствах покаянии и елеосвящении»; «Учение о царской власти и о почитании ея»; «Необходимость и история св. храмов»; «Учение св. Иоанна Златоустого о важности чтения Свящ. Писания»; «Нравственное значение благотворительности»; «Пиршество Иродово», М. 1893 г.; «Вред от пристрастия к вину», М. 1895 г.; «Материнские заботы св. Церкви о приготовлении верующих к св. посту, как времени покаяния», 2-е изд. М. 1895 г.; «Святой Великий пост», М. 1893 г.; «Спасительность Великого поста», М. 1893 г.; «О почитании праздников церковных», 2-е изд. М. 1895 г.; «Рождество Пресвятой Богородицы»; «Введение во храм Пресв. Богородицы»; «Благовещение Пресв. Богородицы»; «Успение Пресв. Богородицы», 2-е изд. М. 1895 г.; «Рождество Христово», М. 1893 года; «Сретение Господне», М. 1893 г.; «Крещение Господне», М. 1892 г.; «Торжественный вход Спасителя в Иерусалим»; «Светлое Христово воскресение». 2-е изд. М. 1895 г.; «Вознесение Господне», 2-е изд. М. 1895 г.; «День Пятидесятницы», 2-е изд. М. 1895 г.; «Воздвижение честнаго и животворящаго креста Господня»; «Первый псалом – Блажен муж»; «Псалом 90-й – Живый в помощи»; «По поводу зрелищных представлений и разных мирских увеселений в Великом посте»; «Акты свв. мучеников и религиозно-нравственное их значение»; «Житие и страдание св. муч. Антипы»; Жития свв. мучеников Власия, преподобного Иоанна Кассиана, преподобной Марии Египетской, св. равноапостольного князя Владимира, святителя Тихона Задонского, великомученицы Варвары – все отдельными брошюрами; «К торжеству 500-летия памяти преподобного Сергия Радонежского чудотворца со дня блаженной кончины его», М. 1892 года; «В назидание русскому народу. Нравственный характер в бозе почившего государя императора Александра ІІІ», М. 1895 года; «О крестном знамении»; «Псалтирь св. царя и пророка Давида»; «Начало христианства на Руси. Св. вел. княгиня Ольга» и несколько других. Незадолго до своей кончины преосвященный начал печатать в «Душеполезном Чтении» сочинение «Божественные достоинства учения свв. апостолов», но за смертью автора сочинение это осталось неоконченным.
Преосв. Александр хотя не получил специального музыкального образования, но был искусным знатоком пения и музыки и композитором духовных песнопений. Из его композиций наиболее известны: «Божественная литургия св. Иоанна Златоуста»; «Литургия преждеосвященных даров»; «Служба препод. Сергию», написанная к юбилею 500-летнему со дня кончины преподобного; «На реках вавилонских»; две «Херувимских»; «Догматики 8-и гласов» – рукопись и некоторые каноны на двунадесятые праздники; «Единородный Сыне»; гимн «Надежду мою в Бозе полагаю» св. Димитрия Ростовского. Все музыкальные композиции преосвященного, по некоторым отзывам, чужды искусственности, умилительны, мелодичны и отличаются глубоко-трогательным и возвышенным характером. Он написал и теоретическое сочинение – «Реализм в церковном пении».
Как истинный литератор, преосвященный заботился и о распространении литературы в своей епархии. Он в Калуге открыл епархиальную библиотеку и по разным местам епархии книжные склады, при уездных соборах и других церквах. Способствовал открытию братств, церковно-приходских попечительств. Улучшил церковное хозяйство в своей епархии, радел об обновлении храмов. Вообще, и в епархиальной деятельности владыка выдавался своею ревностью о благе епархии. По личному характеру, это был человек весьма обходительный и достойный, возбуждавший повсюду в отношении к себе любовь, признательность и благодарность. Сведения биографические о преосвященном можно найти в брошюре: «Память преосвященного Александра епископа Калужского», Калуга, 1895 г., а также в «Калужских Епарх. Ведомостях».
С.Рункевич.