Источник

Акакий Мелитенский

Акакий преп., еп. Мелитенский, в Месяцеслове. – Участник Ефесского всел. собора (431 г.) и пламенный противник несторианства, преп. Акакий, еписк. города Мелиты (в Армении), прославляется церковию – как поборник православия и дивный чудотворец. В Прол. под 17 апр. значится: «преп. Акакий, еп. Мелитенский, иже по среде собора купно с Кириллом великим злого Нестория низверже», и рассказывается, на основании подробного жития его, по которому составлен и канон ему Иосифом Песноп., что родом из Мелиты, преп. Акакий, дарованный родителям по усердной молитве их, от чрева матерня освящен был на служение Богу, а потому, лишь только подрос, как, научившись писанию – отведен был в церковь Мелиту, где – в дому священнем и воспитывался у еписк. Острия «служити Богу Вседержителю» (ср. Кан. п. 1 ст. 3). А когда достиг он надлежащего возраста, то был поставлен епископом «и бысть пастырь и учитель велик, толико же Богу угоди и велик бысть святостию, яко и чудотворений дара сподобися» (Прол. и Чт.-Мин. Д. Р.). Даже в Прол. упоминается о хождении его на всел. собор, на котором он «низверже злого Нестория при Феодосии ц. благоверном» и о чудесах. Но здесь Прол. допускает ошибку, говоря, что «слышав собор в Константине граде (381 г.) иде тамо с Григорием»: такая ошибка встречается уже в рукоп. Прол. ХIV в. (напр. Сп. Прил. перг. Прол.), сохранена в старых печат. изд. (например, 1675–77 г.) и неисправлена в новейших (например, в изд. 1895 г.), хотя в самом надписании памяти этого дня значится имя Кирилла, а не Григория, и во всяком случае ошибку можно было исправить и по Чт. Мин. Дм. Ростов., который, излагая древнее житие преп. Акакия, определенно говорит, что он присутствовал на Ефесском соборе, вместе с св. Кириллом, и это правильно. Названное древнее житие пр. Акакия было известно уже в IX в., так как в каноне Иосифа Песноп. этим преп. явственно указываются все обстоятельства его жизни и чудеса, согласно житию; но греческий подлинник жития пока неизвестен, славянский же перевод находится в Чт.-Мин. м. Макария (синод. библ., под 17 апр.) и в новом изложении сообщается в Чт.-Мин. св. Дмит. Рост. (под тем же числ.). Сконч. преп. Акакий после 437 г. (GН I, 127), – память его 17 апр., перенесение мощей 15 сент.

В Мен. Вас. ни пам., ни сказания о преп. Акакие нет и в наш Прол. сказание об нем вошло, вероятно, из греч. синакс., хотя в Синакс. Никодима также нет памяти и его. Ассемани в своем. «Calend. Eccles Univer.», на основании не совсем точных указаний Служеб. греч. Мин., допустил смешение памятей этого преп. Акакия. Метил. еп., и другого также Метил. еп., Акак. испов. (см. под слов. Акакий св. еп. испов.), отнеся к первому то, что относится именно ко второму (стихословие Служ. Миней – у Assem. VI, 266) это повторяет и новейший римский агиолог, о. Nilles, говоря, что «греки память второго из названных еписк. чествуют в разные дни – 31 мар., 17 апр. и 15 сент.» Маnuale, 2 изд. 1896 г., т. II, 141), тогда как на самом деле 31 мар. пам. Акакия еп. испов. IIІ в., 17 апр. – Акакия еп. V в и 15 сент. перенесение мощей последнего.

А Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle