Входное (Литургическая заметка)

Источник

Под именем «входного» в Типиконе разумеется особый псаломский стих, употребляемый при богослужении в великие Господские праздники после малого литургийного входа. (Правда, в других книгах, напр., в Апостоле это название получает более широкий смысл и употребляется в применении и к другому песнопению, употребляющемуся после малого входа, именно: «Приидите поклонимся»..., – но это расширение значения слова: «входное» принадлежит уже не Типикону, а другой книге). «Входное», как особый стих по Типикону полагается только в Господские праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Вознесение Господне, неделю ваий, Воздвижение креста, во всю светлую седмицу, неделю Пятидесятницы и Духов день.

Обычно в приходских и монастырских церквах «входное» возглашается диаконом, стоящим в царских вратах, вслед за словами, им же произносимыми: «Премудрость, прости». Эта обычная практика возглашения «входного» диаконом (или священником, если богослужение совершается без диакона) находит себе оправдание в «Чиновнике архиерейского священнослужения» и, между прочим, в капитальном труде прот. К. Никольского: «Пособие к изучению устава Богослужения православной Церкви», где именно говорится, что «в великие праздники... диакон произносит «входное», «входной стих» (изд. 1394 г, стр. 394). В обычной практике вслед за провозглашением священнослужителем «входного» стиха, певцы поют тропарь праздника.

Но эта обычная практика, однако, не везде применяется. Есть исключительные храмы, где певцы, следуя указанию того же прот. К. Никольского, по возглашении диаконом или священником «входного», поют не тропарь праздника, а «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», присоединяя к этому стиху соответствующий празднику припев, именно: в Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющие Ти»; в Богоявление Господне: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющие Ти»; в Вознесение: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющие Ти»; в Пятидесятницу и в понедельник Св. Духа: «Спаси ны, Утешителю благий, поющие Ти»; в Преображение: «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющие Ти»; в Воздвижение: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся поющые Ти»; в неделю ваий: «Спаси ны, Сыне Божий, восседый на жребя, поющые Ти: аллилуиа» (ibid, стр. 395). По словам прот. Никольского, «эти праздничные припевы поются не только в день самого праздника, по и в попразднство до отдания». В подтверждение этих своих слов, прот. Никольский ссылается на службу 15 сентября, относительно которой в Типиконе, между прочим сказано: «По входе: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющие Ти: аллилуиа. Сице поем и до отдания».

Но подобная практика пения, после особого «входного стиха», слов: «Приидите поклонимся» с соответствующими празднику припевами совершенно не основательна. Почтенный литургист в данном случае впал в крупную ошибку. Правда, приводя соответствующие празднику припевы к стиху: «Приидите поклонимся», в роде: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы» и т. д., он ссылается на Типикон и Минеи, но эти его ссылки представляют собой только плоды чистейшего недоразумения. Во-первых, в Типиконе, равно как и в Минеях, решительно нигде не говорится, что в Господские праздники на малом входе следует петь: «Приидите поклонимся». Во-вторых, указываемые о. Никольским припевы в Типиконе и Минеях приводятся не после малого входа, а до него, как припевы к стихам второго антифона. В-третьих, эти припевы второго антифона в некоторых случаях, по присоединении их к стиху: «Приидите поклонимся», представляют явную несообразность. Таково пение в неделю Пятидесятницы и в Духов день: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Утешителю благий, поющие Ти: аллилуиа». Что имеет смысл па втором антифоне, то оказывается не вполне удачным и недостаточно осмысленным по присоединении к песнопению в честь Христа: «Приидите поклонимся». В-четвертых, ссылка, делаемая о. Никольским на службу 15 сентября, совершенно неуместна, потому что под 15 сентября в Типиконе идет речь о службе не самого праздника, а о службе в попразднство. Таким образом, пение в Господские праздники на малом входе: «Приидите поклонимся» богослужебными книгами не оправдывается.

Не оправдывается также Типиконом и обычная практика, по которой диакон, после слов: «Премудрость, прости», произносит еще и «входное», а певцы сразу же начинают петь тропарь праздника. Правда, в архиерейском Чиновнике есть заметка, что в Господские праздники «входное» произносит протодиакон, но, ведь, Чиновник указывает порядок архиерейской, а не простой иерейской службы. За архиерейским богослужением, напр., протодиакон же произносит и слова: «И всех и вся», тогда как, при совершении литургии священником, эти слова должны петь певцы. Тоже самое должно быть и со «входным» стихом.

В Типиконе есть прямые, ясные указания, что «входное» должен произносить не диакон или священник (если нет диакона), а должны петь певцы или народ. Так, в службе на Воздвижение прямо говорится: «Диакон: Премудрость, прости. Мы же входное: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ногу Его, яко свято есть. Таже тропарь: Спаси Господи люди твоя». В службе пасхальной также определенно указывается: «И бывает вход. И возглашает диакон (аще есть, аще же ни, иерей): Премудрость, прости. Мы же входное: В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых». В службе на Вознесение Господне: «Таже диакон: Премудрость, прости. Мы же входное: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». В службе Св. Духу: «Таже иерей или диакон: Премудрость, прости. Мы же входное: Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Этих указаний Типикона вполне достаточно для того, чтобы понять: диакон ли произносит, или певцы поют «входное». Очевидно, что в великие Господские праздники «Приидите поклонимся» не поется: оно заменяется особым «входным стихом». И по возгласе диакона или священника на малом входе: «Премудрость, прости», – певцы на клиросе или народ (где введено общее пение) должны петь, вместо «Приидите поклонимся», особый псаломский стих, называемый в Типиконе «входным», а именно – в Рождество Христово: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову»; в Богоявление и неделю ваий: «Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и ивися нам»; в неделю Пятидесятницы и в Духов день: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя» и т. д.

Пение «входного» стиха, очевидно, должно быть громким и торжественным, в соответствие с торжественным пением следующего за ним праздничного тропаря: о тропаре, напр., в Рождество Христово в Типиконе замечено, что он после входа поется «высочайшим гласом».

Свящ. А. Юрьевский


Источник: Юрьевский А., свящ. Входное (Литургическая заметка) // Тобольские епархиальные ведомости (Отд. неофиц.). 1903. № 5. С. 122–125.

Комментарии для сайта Cackle