Азбука веры Православная библиотека епископ Лоллий (Юрьевский) Соколов Л. Психология греха и добродетели по учению св. подвижников древней Церкви

Соколов Л. Психология греха и добродетели по учению св. подвижников древней Церкви

Источник

Священник – нравственный руководитель совести вверенных ему словесных овец. Как от представителя церковных, христианских начал и носителя религиозных убеждений, миряне ждут от него советов и указаний, ждут освещения современной жизни с точки зрения подлинно-христианского учения. Священник всегда стоит лицом к лицу с душою ближних; он должен понимать, изучать, врачевать, исправлять, поддерживать и возводить её ко Христу. Наше общество хочет видеть в Церкви духовное царство благодати. Оно ищет и ценит тех священников, которые со своей духовной проницательностью умеют дойти до сердца, понять его, заметить его язвы и нужды и уврачевать их. Но где священник, особенно в свои юные годы, может найти источник такой проницательности? Откуда он может почерпнуть глубокое и верное понимание человеческой души? Системы пастырского богословия не в силах дать священнику необходимое для него богатство духовного ведения и понимание внутренней жизни и движений человеческой души. Несмотря на все свои бесспорные достоинства, системы пастырского богословия обычно отличаются теоретическим характером. «Хорошо ознакомившись с существующими системами пастырских богословий, – пишет г. Соколов, – священник будет иметь точные знания о важности сана, о его правах и обязанностях, получит точные указания, как ему поступать в различных случаях пастырской практики; но всего этого слишком мало для того, чтобы быть хорошим священником. Все пастырские богословия отличаются теоретическим характером, оно – знание и прежде всего, питают ум; но пастырство требует не теории и знания, а жизни и деятельности. Системы питает ум, но оставляют без пищи сердце и не влияют на волю». Поэтому не редко бывает, что люди, основательно изучившие пастырское богословие и по теории, подробно знающие самые разнообразные случаи пастырской практики, на деле оказываются, однако, плохими пастырями, сухими теоретиками и настоящего живого пастырского дела не делают, как не имеющие психологического основания для этого серьезного, жизненного дела. Это психологическое основание для живого пастырского делания, по совершенно справедливому воззрению г. Соколова, может быть воздвигнуто только при условии изучения священником аскетических творений подвижников Древней Церкви. Конечно, и сама жизнь дает священнику пастырский опыт, но для того, чтобы пользоваться этим опытом для своих пастырских целей, нужно иметь не одну лишь простую наблюдательность, а много духовных сокровищ и дарований, в особенности глубокую, снедающую любовь к людям и кроме того руководственную помощь. Действующие не только на ум, но и на сердце и волю человека, писания древних аскетов, воплощая в учении о духовной внутренней борьбе христианина со своими страстями идею пастырского любвеобильного и сострадающего духа, должны быть признаны самыми верными и надежными воспитателями служителя Христова. «Хотим ли мы постичь тайну личного человеческого страдания, – говорит автор, – мы видим в творениях подвижников целую школу такой борьбы, полный ход её со стороны зла и лучшие средства к духовному врачеванию… Хотим ли мы научиться борьбе со злом в людях, опять они же, св. подвижники, указывают нам лучший метод такой борьбы и высочайшие побуждения к ней и саму психологическую возможность её».

Признавая за аскетическими писаниями древних отцов глубокое воспитательное и руководственное для пастырей значение, автор «Психологии греха и добродетели», имеет своей целью, прежде всего, побудить как самих пастырей, так и кандидатов священства к основательному и внимательному изучению творений древних аскетов. Это изучение древней аскетической литературы раскроет перед современными священниками тайну того глубокого духовного влияния, какой оказывали и оказывают на народ и древние отцы, и современные пастыри-подвижники, как например, отец Иоанн Кронштадтский, в Боге почивший отец Амвросий Оптинский и др. Но автор, побуждая пастырей к изучению древней аскетической литературы и полагая задачу настоящего времени в изучении обширного материала аскетических творений и в обработке его применительно к целям пастырского богословия, берет на себя труд показать, на основании изучения аскетических творения, необыкновенную духовную опытность и понимание древними подвижниками человеческой души в её положительных и отрицательных явлениях, а равно и средств к врачеванию её нравственных недугов и страстей. С этой целью автор излагает в своей книжке учение древних аскетов огрехе и о созидании человеком своего духовного спасения. Автор – основательный знаток святоотеческих творений. Книжка его читается с большим интересом, и духовным пастырям она может принести действительную пользу. Нельзя не пожелать этой, несомненно, полезной и серьезной книжке, самого широкого распространения среди нашего духовенства.

Выписывать её можно от автора, преподавателя Вологодской духовной семинарии Леонида Анис. Соколова.

Свящ. А. Ю.


Источник: [Библиографическая заметка]: Свящ. А.Ю[рьевский]. Соколов Л. Психология греха и добродетели по учению св. подвижников древней Церкви ... // Тобольские епархиальные ведомости (Отдел неофициальный). 1905. № 14. С. 231–233.

Комментарии для сайта Cackle