Покровский Туринский монастырь

Источник

В ряду наиболее древних монастырей, существовавших некогда в пределах нынешней Тобольской губернии, Покровский Туринский монастырь должен занять одно из первых мест. Год основания этого монастыря неизвестен, но почти все сибирские историки учреждение его относят ко времени царствования Бориса Годунова. К 1604 году. «Год строения оного монастыря, – говорит Миллер, – точно определить невозможно. Только по догадкам заключается, что оный построен в одно время с церковью того же имени. Но сия сооружена в 7112 (1604) году1». Такое предположение подтверждается отчасти тем обстоятельством, что в отписке первого Сибирского архиепископа Киприана, посланной в Москву в 1621 г., по приезде его на епархию, Покровский монастырь был назван уже старым монастырем2. При посещении города Туринска, на пути из России в Тобольск, т. е. в конце мая или начале июня 1621 г., архиепископ Киприан нашел монастырь этот в крайне беспорядочном состоянии: он был вместе и мужским, и женским; на одной ограде, в деревянных кельях этого монастыря жили вместе монашествующие лица обоего пола. Ни игумена, ни игуменьи здесь не было. Богослужение совершалось здесь одним лишь белым и притом престарелым священником. Преосвященный Киприан, для установления в этом монастыре надлежащего порядка, немедленно же, еще до прибытия своего в Тобольск, поставил в игумены этого монастыря черного священника Макария, приехавшего вместе с архиепископом из России, а в помощники ему дал двух старцев монахов. Но туринский воевода Данила Милославский этих лиц в монастырь не пустил, а самого архиепископа обругал3. Вследствие такого противодействия архиепископу со стороны туринского воеводы, игумен Макарий, быть может, и совсем бы никогда не служил в Туринске. Но дело в том, что воевода Милославский при архиепископе Киприане правил Туринском всего лишь несколько месяцев: 7 ноября 1621 г. на должность туринского воеводы был уже назначен Семен Апухтин4. Поэтому для Макария ко вступлению на должность настоятеля Покровского монастыря препятствий уже не оставалось, и, без сомнения, если не в конце 1621 г., то в начале следующего – 1622 г. игумен Макарий водворился в Туринске окончательно. Что Макарий действительно служил в Туринске, это видно из посланной в марте 1626 г. отписки Сибирского и Тобольского архиепископа Макария к туринскому воеводе Ив. Баклановскому о праздновании ризе Господней, присланной в 1625 г. в Москву от персидского шаха. Отписка была послана по получении архиепископом из Москвы царской грамоты и вновь составленной службы св. ризе. «А по чему, господин, праздновать, – писал архиепископ воеводе, – и с той книги списав список в тетради слово в слово, послали мы к игумену Макарию5». По представлению некоторых историков (Н. Абрамова, прот. П. Головина, В. Зверинского и др.), игумен Макарий, посланный будто бы в 1624 г. архиепископом Киприаном в Туринск, для предотвращения всякого нарекания на монашествующих, отделил яко бы монахов от монахинь, переведя первых во вновь основанный им в том же городе мужской Николаевский монастырь6. Но такое представление дела совершенно не основательно. Во-первых, игумен Макарий, как мы видели, был назначен на должность настоятеля Туринского монастыря в 1621 г., а не в 1624 г., и окончательно поселился в Туринске ни в коем случае не позже начала 1622 г. Во-вторых, отдельный от Покровского мужской Николаевский монастырь был основан в Туринске, – как увидим впоследствии7, – не игуменом Макарием, а уже после него, в конце XVII века, и Покровский монастырь приблизительно до 1681 г. был единственным монастырем в Туринске. Поэтому нужно признать вполне достоверным свидетельство Г. Миллера, что игумен Макарий, «живя в Покровском монастыре несколько лет, принимал еще как мужчин, так и женщин в чин монашеский8». Монастырь Покровский, таким образом, и при игумене Макарии оставался смешанным, с преобладанием, вероятно, мужского элемента, что можно видеть из самого факта назначения сюда игумена, а не игуменьи. Имена настоятелей, управлявших Покровским монастырем после Макария, неизвестны. За все последующее время существования этого монастыря, до основания в Туринске второй обители, известно только то, что, по царскому указу, при воеводе Никите Кафтыреве, управлявшем Туринском с 1639 по 1642 года, Покровскому монастырю была отведена пахотная земля9. Но эта земля, за отсутствием рабочих рук, едва ли приносила монастырю большую пользу. Впоследствии, когда в Туринске был основан Николаевский мужской монастырь, земля эта перешла к новой. Со времени основания этой новой обители при митрополите сибирском Павле I. Покровский монастырь стал исключительно женским монастырем. Таким образом, тот порядок, об установлении которого заботился еще первый сибирский архиепископ Киприан, был водворен в Покровском монастыре уже спустя 60 лет после этого энергичного архипастыря. История Покровского монастыря со времени его преобразования почти неизвестна. Упразднение этой обители некоторые историки относят к 1740 году10, впрочем, без достаточных оснований. Всего вероятнее, монастырь прекратил свое существование в 1704 г., после сильного пожара, истребившего почти весь город Туринск. 23 мая 1704 г. в доме туринского посадского человека Илариона Мельникова начался пожар, жертвой которого сделались, между прочим, семь городских церквей. В Покровском монастыре в это время сгорело 20 келий и шесть человек11. Возможно, что разоренный этим пожаром монастырь вскоре же и прекратил свое существование. В «Ведомости о городе Туринск» за 1743 г. об этом монастыре уже упоминается только как о некогда существовавшем12.

Свящ. А. Юрьевский

* * *

1

Миллер Г. Сиб. ист. «Ежем. соч.» 1764 г., январь, стр. 14.

2

Арх. М. Ю., Денежн. ст., кн. № 11801, л. 140. – См. также: Миллер Г. Сиб. ист., стр. 14. – Амвросий архиеп. Ист. российской иерархии. М. 1815 г., V т. стр. 584–585.

3

Арх. М. Ю., Денежн. ст., № 11801. л. 140.

4

Газенвинкель К. Систематич. перечень воевод в Сибир. городах. Тоб. 1892 г., стр., 31.

5

Собр. Госуд. грам. и догов. т. III, № 60, стр. 246.

6

Н. Абрамов. Туринский Николаевский мон. «Тоб Губ. Вед.» 1865 г. № 45, ч. неоф., стр. 289. – Головинъ П. прот. Туринскій Ник. жен. мон. «Тоб. Еп. В.» 1890 г., № 9–10, стр. 206. – Зверинский В. Материалы... ч. III, № 1898.

7

В статье о Николаевском Туринском монастыре.

8

Миллер Г. Сиб. ист. «Ежем. соч.» 1764 г., май, стр. 405.

9

Сноска отсутствует.

10

Сноска отсутствует.

11

Сноска отсутствует.

12

Сноска отсутствует.


Источник: Юрьевский А., свящ. Покровский Туринский монастырь // Тобольские епархиальные ведомости (Отд. неофиц.). 1904. № 6. С. 92–95.

Комментарии для сайта Cackle