Краткое сведение о Лактанции

Источник

Лукий Целий Лактанций Фирмиан, Христианский писатель четвертого века, родился в Африке. Еще в молодых летах сделавшись из язычника Христианином 1, он вступил в школу Арнобия, знаменитого тогда наставника в красноречии 2, и при пособии отличных даровании так воспользовался его уроками, что превзошел своего учителя. За красоту, чистоту и обилие слова Лактанций, по свидетельству Иеронима 3, наименован Цицероном Христианским. В последствии будучи вызван в Никомидию для занятия публичной кафедры красноречия, Латинский Ритор не мог найти между Греками внимательных слушателей и потому счел полезнейшим делом – заняться сочинениями. Под старость Лактанций вызван был в Галлию, ко Двору Константина Великого, который поручил ему образование своего сына Криспа. Сим почти и ограничиваются все сведения о жизни Лактанция. Нельзя однако не упомянуть о том, что наставник Кесаря жил в большой бедности 4. Тронутый до глубины души несчастною кончиною своего воспитанника, он сделался столько равнодушен ко всему внешнему, что ни в чем не находил для себя нужды: одне размышления составляли потребность для его духа.

Лактанций более известен как писатель. Из сочинений его самое лучшее и самое обширное: Божественные наставления (семь книг), написанные в защищение Христианской Веры. Писатель предположил раскрыть в сем сочинении недостатки языческои религии, обличить суемудрие защитников ея и опровергнуть все возражения против истины Евангельского учения. Читая оное, хотя можно было бы иногда пожелать более основательности и критики, нежели красноречия, и более сведений в Священном Писании и Христианском учении, нежели в языческих древностях и Философии; нельзя однако не чувствовать уважения к благочестию и сердечной уверенности в истине, одушевлявшим сочинителя. Менее значительны сочинения Лактанция: о гневе и милосердии Божием, и о Божием зиждительстве (de opificio Dei). Оба писаны особенно против Эпикурейцев, отвергавших Промысл Божий.

Помещаемая вслед за сим, в переводе на Российский язык, книга о гонении (как называет ее Блаженный Иероним) или о смертях гонителей (как наименовал ее Валюзий, первый ея издатель) написана Лактанцием после гонения, начавшегося при Диоклитиане в 303, и кончившегося в 313 году по Р. Х., когда Ликиний и Константин Великий, по смерти Максимина, сделались обладателями Римской Империи. Целию сочинителя было доказать, что все Императоры, вооружавшиеся на Христиан, кончили жизнь бедственным образом. Упомянув кратко о гонениях, бывших при Нероне, Домициане, Декии, Валериане и Аврелиане, Лактанций особенно распространяется в описании гонения, воздвигнутого Диоклитианом. В некоторых подробностях, в которые входит повествователь, и в силе языка, с каковою он изображает безразсудство и жестокость гонителей Христиан, иногда слишком явно выказывается негодование современного наблюдателя происшествий; но мысль, что гнев Божий всегда карает врагов Христовых, постоянно управлявшая пером Лактанция, достойна Христианского историка, долженствующего быть проповедником дивных судеб Божиих, совершившихся при устроении на земле Христовой Церкви.

Донат, для которого Лактанций написал сию книгу, был известный в его время исповедник. Он девять раз подвергаем был различным истязаниям за имя Христово; провел более шести лет в темнице, и получил освобождение из оной не прежде, как уже в конце царствования Галерия Максимиана.

* * *

1

Lact. div. instit. VII. 27.

2

Hieron. catal. Script. Eccles. 79.

3

Hieron. catal. Script. Eccles. 180.

4

Hieron. ibid.


Источник: Краткое сведение о Лактанции // Христианское чтение. 1839. Ч. 3. С. 17-21.

Комментарии для сайта Cackle