Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Рукоположение во диакона

Во диаконы производят только из иподиаконов. Поэтому по большей части бывает так, что рукополагаемый в диакона в тот же день сперва посвящается в иподиакона.

Диакон не совершает таинств, а только служит при них, и хиротония над ним бывает на литургии по совершении таинства, после освящения Даров, а именно – после слов архиерея: «и да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». При посвящении во диакона архиерей садится на кафедре у престола. Тогда ведут рукополагаемого, от средины церкви, те лица, в чине коих он состоит, именно два иподиакона. Один иподиакон говорит в алтаре: «Повели». Потом, пройдя немного, другой иподиакон говорит: «Повелите». Наконец, подходят к царским вратам. Иподиакон произносит: «Повели, преосвященнейший Владыко». Такое приведение хиротонисуемого к алтарю, к царским дверям, выражает призвание Божие, и оно свидетельствуется народом, клиром и святителем, к которым и относятся возглашения диаконов: «Повели, повелите, повели, преосвященнейший Владыко». В царских вратах рукополагаемого приемлют протодиакон и диакон, один за правую, другой за левую руку. Рукополагаемый поклоняется архиерею. Архиерей, сидя на поставленной у левой стороны престола кафедре, осеняет его рукою крестовидно. Затем ведут рукополагаемого вокруг престола трижды. Круговым троекратным обхождением вокруг престола рукополагаемый выражает обет навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Рукополагаемый, обходя престол, целует его в доказательство того, что он благоговейно чтит святость престола. После каждого обхода целует архиерейскую руку и палицу, показывая благодарность и почтение к тому, чрез кого низводится на него Божия благодать. При троекратном обходе престола поются три церковные песни, сперва в алтаре, потом певчими. Первая песнь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся». Вторая песнь: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие». Третья песнь: «Исаие ликуй, Дева име во чреве и роди сына Еммануила». После сего встает архиерей с кафедры и становится к правой стороне престола. Рукополагаемый же трижды поклоняется престолу и преклоняет одно правое колено (а не оба), в знак того, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только одна часть его, только служение при Тайнах Святых, но не совершение их. Затем посвящаемый полагает руки на престол крестовидно, приложив же и чело между рук к святой трапезе. В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя тем, что посвящаемый готовится быть участником пастырского бремени и, благословив рукополагаемого трижды и возложив руку на главу его, по возглашении протодиакона или диакона «Вонмем», произносит вслух: «Божественная благодать всегда немощная врачующи, и оскудевающая восполняющи, проручествует (такого-то) благоговейнейшаго иподиакона в диакона: помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Иереи в алтаре поют: «Господи, помилуй», трижды, а певцы – «Кирие елейсон», трижды (медленно), доколе архиерей прочтет молитву. По прочтении молитвы воздвигнут рукополагаемого и разрешают препоясание его, и архиерей орарий возлагает на левое рамо, глаголя велегласно: «Аксиос». Это совершается потому, что иподиакон, сообразно своей должности, носит орарь, опоясанный чрез оба плеча, а диакон, который при богослужении имеет край ораря в руках, должен носить орарь на левом плече. Потом надевают рукополагаемому поручи, или нарукавники, при возложении коих также сперва святителем, потом клиросами обоих ликов возглашается: «Аксиос», т.е. достоин рукополагаемый быть облеченным в видимый знак своего сана и служения – в орарь, поручи. После возложения поручей рукополагаемому дается рипида, при возглашении архиереем и пении певцами: «Аксиос». Рукоположенный, поцеловав рамо архиерея, поставляется у престола охранять Святые Дары от насекомых и веет над дискосом, держит же рипиду до возглашения: «Святая Святым», ибо тогда наступает время причащения. Рукоположенный диакон приобщается первым из диаконов. Он удостаивается предпочтения перед другими за то, что в нем совершилось обновление божественной благодати. Новорукополагаемый диакон, «по отнесении божественных Даров на предложение, читает прошения, свидетельствуя тем и показывая народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения, призывать народ к молитвам и прошениям и возносить их к Богу, в чем и состоит должность служебная».


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle