Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Евхаристия

Иерей взывает: «Горе имеем сердца», т.е. вознесем сердечные чувствования от всего земного, дольнего к небесному, горнему. Лик ответствует: «Имамы ко Господу», т.е. мы уже обратились сердцем к Богу. Затем священник возглашает: «Благодарим Господа». Лик поет: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» При этом священник читает тайно молитву благодарения (евхаристии), благодарит за все благодеяния, как ведомые нам, так и неведомые, благодарит и за сию службу, которую Господь Бог благоволил принять от рук священнослужителей, хотя Ему предстоят тысячи архангелов, тьмы ангелов, херувимы и серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Слова «поюще, вопиюще» и далее священник возглашает во всеуслышание. При этом возглашении, при словах «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», священник или диакон, взяв звездицу от дискоса, творит крест над ним. Певцы при этом поют саму ангельскую песнь, дополняя ее словами приветствия, возносимого детьми еврейскими Господу Спасителю при торжественном шествии Его во Иерусалим: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь небесных воинств), исполнь небо и земля славы Твоея, осанна («дай спасение» – Пс. 117:25) в вышних (сущий), благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». Священник продолжает тайную молитву, в которой говорит, что Сын Божий, все о нас смотрение исполнив, в ночь, в которую был предан, взял хлеб во святые Свои и пречистые и непорочные руки, благодарив, благословив, освятив, преломив, дал Своим ученикам и апостолам, сказав: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Подобным образом преподав и чашу, сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Слова «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси» священник произносит вслух, и лик после каждого возглашения поет «Аминь».

По произнесении слов Христовых, когда певцы пропоют «Аминь», священник после тайной молитвы возглашает: «Твоя (т.е. Дары) от Твоих (т.е. творчеств) Тебе приносяще о всех (об оставлении всех грехов) и за вся» (благодеяния). При произнесении слов «Твоя от Твоих» священник или диакон, сложив руки крестообразно, подъемлет святой дискос и святой потир. Певцы поют: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш». Потом с воздетыми к небу руками иерей трижды призывает Святого Духа. Затем благословляет сперва хлеб, потом вино и, наконец, то и другое вместе. После благословения обоих (потира и дискоса) все священнослужители почитают истинное Тело и истинную Кровь христову поклонением до земли.

По освящении Даров священник воспоминает членов Церкви – сперва отшедших из этого мира – святых прославленных, потом умерших не святых, и затем – живых. После воспоминания в тайной молитве о «в вере почивших отцех, патриарсех, пророцех и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся» он возглашает: «Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Произнося это, священник кадит святую трапезу.

После возглашения священника певцы продолжают славить пением Богородицу. Они поют: «Достойно есть, яко воистину, блажити тя, Богородицу, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим».

Иногда вместо песни Богородице «Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу» поется ирмос 9-й песни утреннего канона с праздничным припевом, иногда же один ирмос 9-й песни, и этот ирмос, один или вместе с припевом, называется задостойником («вместо Достойно»).

При пении «Достойно» или задостойника, иерей, поминая святых, просит, чтобы их молитвами посетил нас Бог; затем молится об умерших не святых и просит, чтобы Господь молитвами всех святых помянул всех усопших о надежде воскресения, живота вечного, а «диакон поминает диптиха52, сиречь помянник усопших». Помянув усопших, священник молится о живых, и тайно читаемую молитву о живых оканчивает возгласом: «В первых помяни Господи, Святейший Правительствующий Синод53, преосвященнейшего Митрополита нашего, их же даруй святым Твоим церквам в мире целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». Певцы же поют: «И всех, и вся», т.е. «помяни, Господи, и всех мужей и всех жен».

Затем после тайной молитвы возглашает: «и даждь нам (всем, которые были воспоминаемы и которые присутствуют в храме) единеми усты и единен сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков». Певцы поют: «Аминь». После того священник благословляет народ, произнося следующее благожелание: «И всем да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, со всеми вами».


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle