Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Литургия

В службе литургии совершается таинство причащения, в ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но приносится бескровная жертва за спасение людей. Господь Иисус Христос, «давый Себе избавление за всех» (1Тим. 2:5), «едину о гресех принес жертву» (Евр. 10:12).

А чтобы люди были причастниками этой жертвы, Господь установил таинство причащения, в котором входит в ближайшее соединение с ними. Господь сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6:56). в таинстве причащения совершается жертва. Жертва же состоит в преложении хлеба и вина в истинное Тело и в истинную Кровь Христа Спасителя.

Господь на Тайной Вечери взял хлеб, возблагодарил Бога, благословил, преломил и, подавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». Потом взял чашу, возблагодарил Бога и сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26:26–28; Мк. 14:22–23; Лк. 22:19–20; 1Кор. 11:23:25). Апостолы твердо исполняли эту заповедь Иисуса Христа. Они, единодушно пребывая в церкви (т.е. посещая для молитвы Иерусалимский храм), преломляли хлеб по домам (Деян. 2:46), т.е. совершали таинство причащения сперва в горнице, потом в других домах. Службу, при которой происходило таинство причащения, то есть литургию, апостолы и преемники их во время гонений на христиан совершали устно. Литургия состояла из благодарений Господу, из воспоминаний как всей Его жизни, так и установления таинства причащения. Хотя литургия совершалась устно, но все было благообразно и по чину (1Кор. 14:40), так как христианами распоряжалась и одушевляла любовь. Когда прекратились гонения на христиан, тогда апостольские и отеческие постановления о совершении литургии переданы были письменно. На Востоке литургия св. апостола Иакова послужила к письменному изложению литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста.

Литургия, по своему преимуществу перед другими службами, называется «общественною службою», «литургиею». А так как литургия установлена Господом в благодарственное воспоминание Его любви и неисчислимых заслуг роду человеческому, то она называется еще «евхаристией» («благодарением»).

Совершать литургию может только правильно поставленный священнослужитель – епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик не имеет на то права. Литургию не дозволяется служить в часовнях, келиях, домах; но она должна быть совершаема непременно в освященном храме, где устроен престол и где находится антиминс, освященный архиереем. На одном престоле в один и тот же день не могут быть совершены две литургии, хотя бы и разными священниками. И священник (равно и епископ) в один день не может совершить более одной литургии.

В Православной Церкви совершаются три литургии, именно: святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Молитвословия, песнопения, чтения и их порядок в литургиях святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста весьма сходны; литургия святого Василия Великого отличается от литургии святого Иоанна Златоуста главным образом только молитвами, читаемыми тайно иереем.

Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургии находятся для священника и диакона в Служебнике, а для певцов – в Ирмологионе; а изменяемые содержатся в Октоихе, Минее, Триодях. Чтение же из Апостола и Евангелия бывает по книгам этих названий.

Литургия совершается в следующие дни: литургия Василия Великого непременно десять раз в году, а именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1, 2, 3, 4 и 5 недели (воскресения) Великого поста, дважды в Страстную седмицу – в четверток и субботу, в день памяти святого Василия Великого (1 января), в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления Господня. Но если навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня бывает в субботу или в неделю, то в навечерие совершается литургия Златоуста. Литургия же Василия Великого совершается в самый праздник. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста, и притом кроме субботы, а именно:

1) в среду и пяток седмиц Великой Четыредесятницы:

2) в четверток 5-й седмицы – в день чтения великого канона;

3) в понедельник, вторник, среду страстной седмицы. Если в указанные дни случится праздник Благовещения, то литургия тогда святого Иоанна Златоуста.

4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля, 9 марта) и в дни праздников храма (Тип., храмовая глава 35), случившиеся в 2, 3, 4, 5 и 6 седмицы Великого поста. Есть дни, в которые не положено совершать литургию, а именно:

1) в среду и пяток сырные, если не случится праздник Сретения Господня или праздник храма;

2) в понедельник, вторник и четверток седмиц Великой Четыредесятницы (если не случится праздник святого с полиелеем или храмовый; в 1-ю седмицу не бывает и в эти праздники);

3) в Страстной пяток, если не случится праздник Благовещения;

4) в пятки перед Рождеством Христовым и перед Богоявлением, если эти праздники случатся в воскресение или понедельник. Во все прочие дни в году, кроме указанных, совершается литургия святого Иоанна Златоуста.


Литургия св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого Литургия Преждеосвященных Даров
Литургия оглашенных. Вечерня.
Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство.Чтец: Приидите поклонимся.Чтец: Предначинательный псалом.
Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Певцы: 1-й антифон.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Певцы: 2-й антифон.Певцы: Единородный Сыне.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон. Вход с Евангелием. Д иакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Владыко, Господи Боже наш.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.(В Господни дванадесятые праздники, в Пасхальную седмицу, в понедельник Св. Духа, в Сретение Господне – диакон: входное: входной стих). Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Чтец: 1-й антифон (1-я статия, слава) кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Чтец: 2-й антифон кафизмы. Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Ты еси Бог наш.Стихиры на «Господи воззвах».Вход с кадилом (а когда на литургии читается Евангелие – вход с Евангелием).Диакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Вечер и заутра.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.
Певцы: Приидите поклонимся. Спаси ны, Сыне Божий. Аллилуиа.Тропарь и кондак дня и праздника.Диакон: Благослови, владыко, время Трисвятаго.Иерей, после тайной молитвы: Яко свят еси Боже наш и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.Диакон: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны.Певцы поют то же.Диакон: И во веки веков.Певцы: Аминь и Трисвятое.(В Рождество Христово, Богоявление, в Лазареву и Страстную субботы, во всю Пасхальную седмицу, в Пятидесятницу вместо Трисвятого поют: Елицы во Христа крестистеся. В Воздвижение и в третью неделю Великого поста вместо Трисвятого: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко. Певцы: Свете тихий.
Диакон: Вонмем.Иерей: Мир всем.Певцы: И духов» твоему.Диакон: Премудрость.Чтец: Прокимен.Певцы поют тот же прокимен.Диакон: Премудрость. Диакон: Вонмем.Иерей: Мир всем.Певцы: И духов» твоему.Диакон: Премудрость.Чтец: Прокимен.Певцы поют тот же прокимен.Диакон: Премудрость.Чтец: Бытия чтение.Диакон: Вонмем.Чтец читает из книги Бытия.Чтец: Прокимен.Певцы: тот же прокимен.Диакон: Повелите.Иерей (со свечей и кадилом): Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех.Чтец: Притчей чтение (на 24 февр., 9 марта иногда читаются паремии праздников).Диакон: Вонмем. Чтец читает паремию.Иерей: Мир ти.Певцы: Да исправится молитва моя.Иерей: Господи, Владыко живота моего.
Диакон: Вонмем.Иерей: Мир всем.Певцы: И духови твоему.Диакон: Премудрость.Чтец: Прокимен.Певцы: тот же прокимен.Диакон: Премудрость.Чтец: (такого-то) послания чтение.Диакон: Вонмем.Чтец читает Апостол.Иерей: Мир ти.Диакон: Премудрость.Певцы: Аллилуиа.Диакон: Благослови, владыко, благовестителя. Иерей: Бог молитвами.Диакон: Аминь.Иерей: Премудрость, прости, услышим.Мир всем.Певцы: И духов» твоему.Диакон: (такого-то) Евангелия чтение.Певцы: Слава Тебе, Господи.Иерей: Вонмем.Диакон читает Евангелие.Певцы: Слава Тебе, Господи.Диакон: ектения: Рцем вси.Иерей: Яко милостив.Диакон: ектения за упокой.Ектения об оглашенных.Иерей: Да и тип с нами славят.Литургия верныхДиакон: ектения: Елицы верные паки и паки миром Господу помолимся.Иерей: Яко да под державою Твоею.Певцы: Иже херувимы (в Великий четверток: Вечери Твоея тайный. В Великую субботу: Да молчит всякая плоть).Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол.Диакон: ектения: Исполним молитву нашу Госиодеви.Иерей: Щедротами Единороднаго Сына Твоего.Певцы: Аминь.Иерей: Мир всем.Певцы: И духов» твоему.Диакон: Возлюбим друг друга.Певцы: Отца и Сына и Святаго Духа.Диакон: Двери, двери премудростию вонмем.Певцы: Верую во единаго Бога Отца.Диакон: Станем добре, станем со страхом.Певцы: Милость мира, жертву хваления.Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Св. Духа, буди со всеми вами.Певцы: И со духом твоим.Иерей: Горе имеем сердца.Певцы: Имамы ко Господу.Иерей: Благодарим Господа.Певцы: Достойно и праведно есть.Иерей: Победную песнь поюще, вопиюще.Певцы: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф.Иерей: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. Певцы: Аминь.Иерей: Пейте от нея вси, сия есть Кровь Моя.Певцы: Аминь.Иерей: Твоя от Твоих, Тебе приносите о всех и за вся.Певцы: Тебе поем, Тебе благословим. Тебе благодарим, Господи, и молимтися. Боже наш.Иерей: Изрядно о Пресвятей, Пречистей.Певцы: Достойно есть яко во истину, или ирмос 9-й песни с припевом, или один ирмос (задостойник).Певцы: И всех и вся.Иерей: И даждь нам единеми усты.Певцы: Аминь.Иерей: И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.Певцы: И со духом твоим. Литургия оглашенныхЕсли читается Апостол и Евангелие:Диакон: Вонмем.Иерей: Мир всем.Певцы: И духови твоему.Диакон: Премудрость.Чтец: Прокимен.Певцы: тот же прокимен.Диакон: Премудрость.Чтец: (такого-то) послания чтение.Диакон: Вонмем.Чтец читает Апостол.Иерей: Мир ти.Диакон: Премудрость.Певцы: Аллилуиа.Диакон: Благослови, владыко, благовестителя. Иерей: Бог молитвами.Диакон: Аминь.Иерей: Премудрость, прости, услышим.Мир всем.Певцы: И духов» твоему.Диакон: (такого-то) Евангелия чтение.Певцы: Слава Тебе, Господи.Иерей: Вонмем.Диакон читает Евангелие.Певцы: Слава Тебе, Господи.Диакон: ектения: Рцем вси.Иерей: Яко милостив.Диакон: ектения за упокой.Ектения об оглашенных.Иерей: Да и тип с нами славят.Литургия верныхДиакон: ектения: Елицы верные паки и паки миром Господу помолимся.Иерей: По дару Христа ТвоегоПевцы: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол.
Диакон: ектения: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.О принесенных и освященных Дарех Господу помолимся.Иерей: И сподоби нас, Владыко.Певцы: Отче наш.Иерей: Яко Твое есть Царство.Певцы: Аминь.Иерей: Мир всем.Певцы: И духови твоему.Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.Иерей: молитва тайно: Благодарим Тя, Царю; и возглас: Благодатию и щедротами.Певцы: Аминь.Диакон: Вонмем.Иерей: Святая Святым.Певцы: Един Свят, един Господь, Иисус Христос.Певцы: причастен (киноник). Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.О предложенных и преждеосвященных честных Дарех Господу помолимся.Иерей: И сподоби нас, Владыко.Певцы: Отче наш.Иерей: Яко Твое есть Царство.Певцы: Аминь.Иерей: Мир всем.Певцы: И духови твоему.Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.Иерей: молитва тайно: Боже единый благий; и возглас: Благодатию и щедротами.Певцы: Аминь.Диакон: Вонмем.Иерей: Преждеосвященная Святая Святым.Певцы: Един Свят, един Господь, Иисус Христос.Певцы: причастен: Вкусите и видите яко благ Господь.
Диакон: Со страхом Божиим и верою приступите.Певцы: Благословен грядый во имя Господне.Певцы: Тело Христово приимите.Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя.Певцы: Видехом свет истинный.Иерей (тайно: Благословен Бог наш) возглашает: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков.Певцы: Аминь. Да исполнятся уста наша.Диакон: ектения: Прости, приимше божественных.Иерей: Яко Ты еси освещение наше.Певцы: Аминь.Иерей: С миром изыдем.Певцы: О имени Господни.Диакон: Господу помолимся.Певцы: Господи, помилуй.Иерей: Благословляли благословящия Тя (заамвонная молитва).Певцы: Аминь. Буди имя Господне благословенно.Чтец: Псалом 33: Благословлю Господа.Иерей: Благословение Господне на вас.Певцы: Аминь.Иерей: Слава Тебе, Христе Боже.Певцы: Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды. Благослови.Иерей: Христос, истинный Бог наш (отпуст). Диакон: Со страхом Божиим и верою приступите.Певцы: Благословлю Господа на всякое время. Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя.Певцы: Видехом свет истинный.Иерей (тайно: Благословен Бог наш) возглашает: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков.Певцы: Аминь. Да исполнятся уста наша.Диакон: ектения: Прости, приимше божественных.Иерей: Яко Ты еси освещение наше.Певцы: Аминь.Иерей: С миром изыдем.Певцы: О имени Господни.Диакон: Господу помолимся.Певцы: Господи, помилуй.Иерей: Владыко Вседержителю (заамвонная молитва).Певцы: Аминь. Буди имя Господне благословенно.Чтец: Псалом 33: Благословлю Господа.Иерей: Благословение Господне на вас.Певцы: Аминь.Иерей: Слава Тебе, Христе Боже.Певцы: Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды. Благослови.Иерей: Христос, истинный Бог наш (отпуст).

Литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого разделяются на три части, в первой части священнослужители приготовляют вещество для таинства из принесенных даров – хлеба и вина. Эта часть литургии называется проскомидией – приношением. Вторая часть литургии состоит из молитвословий, чтений и пений, при которых верующие приготовляются к таинству и при которых могут присутствовать и оглашенные. Эта часть литургии называется литургией оглашенных. Третья часть литургии состоит из молитвословий и песнопений при совершении самого таинства евхаристии. При этом могут присутствовать только одни верные. Эта часть литургии называется литургией верных.

Придя в храм для совершения литургии, священнослужители прежде всего приготовляют себя молитвословиями. Они становятся перед царскими дверями и молятся перед алтарем, «творят к ликам поклоны, прося тем у предстоящих прощения в обидах и оскорблении».

Затем диакон и священник облачаются. Когда священник украсится одеждами, тогда он с диаконом отходит в предложение, в ту часть алтаря, где хранятся сосуды, и там оба умывают руки. Умовением рук перед началом священнодействия они выражают, что приступают к служению, очистивши себя, сколько возможно для сил человеческих, от всякой скверны плоти и духа, приступают с незлобивою душою, с правотою сердца. Они произносят псалом: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи».

Облачившись и умыв руки, священник и диакон приступают к совершению проскомидии.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle