Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Благословение хлебов

По совершении литии, при пении стихир на стиховне, священнослужители (иерей с диаконом) входят в храм, на средину его, к столу, на котором стоит блюдо с пятью хлебами и пшеницею и с сосудами с вином и елеем. Прежде же самого благословения читаются молитвословия, которые положены на всякой вечерне и бывают там всегда. После пения стихир на стиховне читается: «Ныне отпущаеши», «Трисвятое», «Отче наш», поется тропарь. Диакон при пении тропаря, кадит, обыкновенно трижды, около стола, на котором на блюде лежат пять хлебов и сосуды с пшеницею, вином и елеем, потом обыкновенно икону праздника на аналое среди церкви, потом кадит иерея и, наконец, снова кадит стол только спереди (Тип., гл. 2, и Служебник). Затем диакон, по обычаю, взывает: «Господу помолимся», и иерей читает молитву «Господи Иисусе Христе», в которой просит Господа благословить хлебы, пшеницу, вино и елей, умножить их во всем мире, и верных, вкушающих от них, освятить. После пения «Аминь» все иереи уходят в алтарь, и затем певцы поют: «Буде имя Господне благословенно от ныне и до века», – прося таким образом, чтобы благословение, какого сподобились, продлилось до века, и, со своей стороны, выражая словами псалма (33-го) «Благословлю Господа» полное желание благословлять Господа на всякое время, возвеличить Господа и вознести Его имя. Этот псалом читается на вечерне не весь, а только до слов: «Не лишатся всякаго блага». Как бы ответом на слова псалма «Благословлю Господа на всякое время» – служит преподание священником благословения. Он говорит: «Благословение Господа на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков».

В древности благословение хлебов было для подкрепления сил молящихся.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle