Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

О пении вообще при богослужении

Пением сопровождалось богослужение в Ветхом Завете, в Священном Писании указывается, что иудеи были расположены к богослужебному пению, что им было радостно смотреть на стоящих священников и левитов, которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона (Неем. 12:45–46). Некоторые псалмы, потому что они были петы на ступенях храма, доселе называются песнями степеней. В новозаветной Церкви Господь Иисус Христос Своим примером освятил употребление пения при богослужении. Он, по окончании Тайной Вечери, воспел, идя с апостолами в гору Елеонскую (Мф. 26:30). Апостолы при молитве к Богу и сами пели (Деян. 16:25) и внушали христианам воспевать Господа в псалмах и песнях духовных (Кол. 3:16), чтобы псалмами, славословиями и песнопениями они и сами себя назидали (Еф. 5:19) и друг друга вразумляли (Кол. 3:16).

В Православной Церкви песнопения разнообразны и по образу пения (напевам) и сообразно с содержаниями их. Одни песнопения православной Церкви для богослужения взяты из Священного Писания, например псалмы из книги Псалтирь, а из других книг взяты так называемые песни Священного Писания, которые указано Уставом петь при каноне утрени. Другие песнопения с давних времен в православной Церкви были составлены богомудрыми мужами. Эти песнопения согласны со словом Божиим, большей частью содержат выражения Священного Писания и назначены при службах сообразно с различными воспоминаниями спасительных событий и с потребностями верующих.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle