Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

О светильниках и об освещении

При богослужении, хотя бы оно совершалось при солнечном свете, всегда возжигаются светильники. Это делается не только для того, чтобы прогнать мрак, но и: 1) чтобы ознаменовать, что Господь, живущий в свете неприступном, просвещает мир духовным светом (Ин. 8:12; 5:35; 1:9; 12:46); 2) чтобы и то означить, что сердце верующих согрето пламенем любви к Богу и святым Его (1Фес. 5:5, 8.)26, и, 3) наконец, чтобы изобразить духовную радость и торжество Церкви27. Сам Господь повелел Моисею поставить в скинии златой светильник с семью светилами, чтобы в нем горел чистый елей (Исх. 27:20), горел с вечера до утра пред Господом непрестанно (Лев. 24:2:3). При апостолах, в первый день недельный, когда ученики собрались для преломления хлеба в горнице, было много светильников (Деян. 20:7:8).

Для светильников употребляется елей и воск, приносимые верующими. Елей и воск, как самые чистые из веществ, которые употребляются для горения, означают чистоту и искренность приношения, делаемого к прославлению святого имени Божия.

Елей же, в частности, означает усердие людей, подобное усердию мудрых дев, которые взяли елей со светильниками своими для встречи жениха (Мф. 25:3:4), т.е. означает желание христиан быть угодными Богу делами своими, жизнию, а не верою только28.

Воск в особенности, как собираемый с благоуханных цветов, означает духовное благоухание приношений, т.е. веру и любовь приносящих. А так как он собирается из множества цветов, то этим означает приношение, делаемое от всех христиан.

Некоторые из светильников всегда занимают одно и то же место и бывают как бы неподвижны, другие во время священнодействия переносятся с места на место; поэтому не для всех светильников устраиваются одинаковые сосуды.

Пред иконами возжигаются елей и свечи. Сосуды, употребляемые для сего, в Уставе называются кадилами и лампадами. При архиерейском служении и при служении архимандритов некоторых монастырей употребляются еще двусвещники и трисвещники, иначе называемые дикириями и трикириями.

Дикирий – двусвещник, двоесвечие, знаменует двоякое естество в Господе нашем Иисусе Христе: божеское и человеческое.

Трикирий – трисвещник, трисвещие, знаменует три лица Святой Троицы. Дикирием и трикирием при богослужении архиерей и архимандрит (коему дано на то право) благословляют народ.

Возжение светильников во храме согласуется с песнопениями и священнодействиями служб. Чем живее бывает радость Церкви о Господе и чем торжественнее совершается в храме богослужение, тем более бывает света при богослужении. Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать светильников более, а при менее торжественных, печальных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит менее светильников, нежели на вечерне, утрени, литургии, и в этих торжественных службах в дни праздничные, радостные – более зажженных свечей, нежели в дни непраздничные, седмичные, будничные. Наконец, в более торжественных службах не все светильники возжигаются в начале служб, но многие зажигаются только в то время, когда наступает торжественное пение и чтение.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle