Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Цветная триодь

Цветная триодь содержит в себе последования (службы) с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются неделею (воскресением) Всех святых.

Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во-первых, в Цветной Триоди, в последовании седмичных дней, большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь или назначаются в ней для пения по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю, тогда как в Постной Триоди при указаниях на молитвословия Октоиха не обозначается, из какого гласа они должны быть петы; ибо в недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, а разные. Во время же пения Цветной Триоди и неделям и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов.

Гласы для пения, равно и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на который в Великую субботу на вечерне (пред литургиею) поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи воззвах») первого гласа, в понедельник песнопения Октоиха полагаются в Триоди второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – осьмого гласа.

После же недели (воскресения) ап. Фомы в последованиях Цветной Триоди находятся молитвословия Октоиха для всех дней каждой седмицы из одного гласа, но для каждого дня особые. Гласы недель и седмиц следуют в таком порядке: в неделю ап. Фомы песни Цветной Триоди (Октоих не поется в этот день) поются на первый глас, и в седмичные дни за этою неделею в последованиях Цветной Триоди находятся песни Октоиха 1 гласа, в неделю мироносиц и в седмичные затем дни поются песни Октоиха 2 гласа, в неделю и седмицу расслабленного – 3 гласа, в неделю и седмицу самарянина – 4 гласа, в неделю и седмицу слепого – 5 гласа, в неделю свв. отец – 6 гласа, в неделю Пятидесятницы песни Цветной Триоди поются (Октоих не поется в этот день) на глас 1, в неделю Всех святых поются песни Октоиха 8 гласа.

Молитвословия Цветной триоди обозначаются в богослужебных книгах таким образом: 1) Если в Типиконе указывается на те песнопения, которые были петы в день Пасхи, то они называются словом «пасхальный», например: «кондак Пасхи», «стихиры пасхальные». 2) Выражение же «стихиры воскресны» есть указание не на пасхальные (Триоди), а на воскресные стихиры Октоиха. Равно и выражения «стихира праздника», «припев праздника», кои встречаются в месяцеслове Типикона при указаниях службы Благовещения (23 марта), св. великомученика Георгия (23 апреля) в пасхальную седмицу, обозначают песнопения не Пасхи, а Минеи. 3) Когда же в прочие дни пения Цветной Триоди читаем: «кондак праздника», «канон праздника», тогда под праздником должно разуметь не праздник Пасхи, и не Минеи, а праздник недели (воскресения) Триоди, например, недели апостола Фомы, мироносиц, расслабленного или праздник Преполовения, Вознесения, вообще праздник, бывший за семь, восемь, а чаще всего за два, за три дня до дня того, в последовании которого читаем указанные выражения. Подобно сему, выражения «канон праздника недели», «канон Триоди» суть указания на канон праздника св. мироносиц, Преполовения и т.д. Песнопения же святому, находящиеся в Минее, обозначаются так: «стихира святаго», «канон святаго» и т.п. 4) Наконец, встречаемые иногда выражения «дне», например: на «стиховне Триоди дне», прокимен дне (Тип. 23 апреля в седмицу Пасхи), указывают на песни, принадлежащие известному дню, на песни Цветной Триоди (а не Октоиха). Песни Октоиха при пении Триоди Цветной обозначаются не словом «дне», но указанием на их содержание, например: «седален умилителен, кресту» и т.д.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle