Толкование на Евангелие от Иоанна
Содержание
Том 1
Книга первая Глава I О том, что вечен и прежде век Единородный Другое созерцание на то же самое: Глава II О том, что Сын, будучи и Богом, и единосущным Отцу, в собственной существует ипостаси, подобно же и Отец Доказательство с рассуждениями (от разума) и свидетельствами от Писания того, что и Отец в собственной (особой) есть ипостаси, и Сын точно так же, вместе с Коими очевидно должен быть почитаем за Бога и Святый Дух, хотя теперь и нет исследования о Нем Глава III О том, что Сын есть и Бог по природе, и никоим образом не менее или не подобен Отцу Другие простые и отрывочные примечания Глава IV Против дерзающих говорить, что другое есть внутреннее (ἐνδιάϑετος) и природное (φυσιϰός) в Боге и Отце «Слово» и другой – называемый в Божественных Писаниях «Сыном». Такое зломнение принадлежит евномианам Мнение Евномия о сыне Божием Следует опровержение Евномиева зломнения Возражение или противоположение со стороны еретиков Опровержение на это Иное, в соответствие возражению, чрез приведение к нелепости Иное – от того же, истолковательно Другое возражение или противоположение со стороны еретиков Следуют различные решения, показывающие ясно, что Слово есть Сын Бога и Отца Иное, посредством тех же созерцаний Иное, чрез сведение к нелепости Иное – истолковательно (от Писания) Иное, доказывающее, что не по внутреннему Слову, как утверждают те, образуется Сын, но Он есть образ Самого Отца Противоположение со стороны противников Следуют различные на это опровержения Иное – чрез сведение к нелепости Глава V О том, что Сын есть по природе Творец вместе с Отцом как сущий из Его сущности, а не как слуга приемлемый (для сего) Глава VI О том, что жизнь по природе есть Сын, и посему не тварен, но из сущности Бога и Отца Рассуждения или умозаключения Глава VII О том, что Сын есть Свет по природе, и потому не тварен, но из сущности Бога и Отца, как Свет истинный из Света истинного Доказательство посредством умозаключений того, что освещающий Сын по природе отличен от освещаемой твари Глава VIII О том, что один только Сын Бога есть Свет истинный, а тварь нет, будучи (только) причастна Свету, как происшедшая Рассуждения или умозаключения, посредством коих можно узнать, что один только Сын есть Свет истинный, тварь же нет, почему и не единоприроден ей Другие доказательства с присоединением изречений (Писания), посредством простейших размышлений приводящие читателей к исповеданию того, что один только Сын Бога есть Свет истинный, природа же тварей освещается от сообщения (света) от Него, не имея возможности быть Светом по существу, как Тот Глава IX О том, что человеческая душа ни предсуществует телу, ни воплощается (в теле) вследствие раннейших грехов, как думают некоторые Рассуждения или доказательства посредством умозаключений Глава X О том, что Единородный (есть) только один по природе из Отца, как (сущий) из Него и в Нем Что (ты) глаголеши о тебе самем? – Аз глас вопиющего в пустыни (Ин.1:22–23) Сопоставление изречений о пути Христовом И посланнии беху от фарисей (Ин.1:24) Аз крещаю водою (Ин.1:26–28) И глагола: се Агнец Божий вземляй грехи мира Сей есть, о Немже (аз) рех (Ин.1:30) И аз не ведех Его: но да явится Израилеви, сего ради приидох аз водою крестя (Ин.1:31) Книга вторая Во утрий виде Иисуса грядуща к себе Глава I О том, что не по причастию и не как привзошедший присущ Сыну Святой Дух, но существенно и по природе пребывает в Нем Глава II О том, что Сын не есть одна из тварей, но превыше всего, как Бог из Бога Глава III О том, что Христос есть по природе Бог и из Бога Глава IV О том, что свойства Бога и Отца (присутствуют) в Сыне не по причастию, но существенно и по природе Отец любит Сына и вся даде в руце Его Глава V О том, что Сын, так как Он есть Слово и Бог, то не находится между поклоняющимися (Богу тварями), но, напротив, Ему воздается (от тварей) поклонение вместе с Отцем Глава VI О том, что Сын не менее Отца ни по силе, ни по действенности в чем-либо, но и равносилен и единосущен, как сущий из Него и по природе (Сын) Глава VII О том, что ни одно из Божественных достоинств или преимуществ не присутствует в Сыне по причастию или как привзошедшее Глава VIII О том, что Сын, будучи Богом и от Бога по природе и точным образом Родившего, имеет и равную с Ним честь и славу Глава IX О том, что Сын ни в чем не менее Бога и Отца, но равносилен по действенности во всем, как Бог из Бога Книга третья Глава I Точное изыскание о том, почему блаженный Креститель назван от Христа не только светильником, но горящим и светящим Глава II О том, что Сын есть образ Бога и Отца, – причем (дается) и обличение против иудеев, как не разумеющих того, что Моисеем сказано более прикровенно Глава III О том, что Моисей указывал на пришествие Спасителя Глава IV О том, что переходы Христа из Иерусалима часто означают перенесение благодати на язычников; – здесь же и рассуждение о пяти ячменных хлебах и двух (печеных) рыбках Глава V О том, что Единородный есть образ (χαϱαϰτήϱ) ипостаси Бога и Отца и не другой, кроме Него, или есть, или разумеется образ Глава VI О манне – что она образом была пришествия Христа и духовных даров (сообщенных) чрез Него Книга четвертая Глава I О том, что Сын ни в чем не менее Бога и Отца, потому что Он существует из Него по природе, хотя бы некоторые и говорили, что Он подчиняется Ему Глава II О том, что животворно святое Тело Христа, где говорит Он о собственном Теле как о хлебе Глава III О том, что Сын не причастен (такой) жизни, которая (получена) от другого, а, напротив, (есть) по природе Жизнь как от Жизни (сущей таковою) по природе рожденный – от Бога и Отца Глава IV О том, что прообразом Христа были предводившая народом в пустыне святая скиния; а также ковчег, бывший в ней, и светильник и жертвенники, как каждения, так и всесожжений, знаменовали Самого Христа Глава V О празднике кущепоставления, что он означает восстановление надежды, подобающей святым, и оживление из мертвых; предлежит изречение: «Был же близко праздник иудеев – кущепоставление» Глава VI Рассуждение о субботнем покое, многообразно раскрывающее, чего знамением служит оно Глава VII Рассуждение об обрезании в восьмой день, многосторонне раскрывающее, что означает оно Книга пятая Глава I О том, что наши дела не подчинены часам вследствие какой-либо необходимости, как неразумно думают эллины, но по собственному произволению мы направляемся как к добру, так и ко злу; и о том, что мы управляемся Божественными мановениями Глава II О том, что после распятия Спасителя по воскресении Его из мертвых твердо вселился в нас Дух Святой Глава III О том, что не делом силы иудеев было страдание (Христа) на Кресте и не вследствие насилия кого-либо умер Христос, но Сам добровольно за нас это пострадал, дабы всех спасти Глава IV О том, что Сын есть Бог по природе, не имеющий совершенно никакого подобия с тварью, поскольку это касается до Его существа Другое толкование того же изречения: Иное толкование того же изречения Еще толкование того же изречения: Глава V О том, что Сын по силе и премудрости не меньше Бога и Отца, напротив, – Сам есть премудрость и сила Его Книга шестая Глава I О том, что не от прежде рождения содеянных грехов души с кем-либо приключаются телесные страдания, а также и грехи отцов не наводит Бог на кого-либо, наказывая ничем не согрешивших, но справедливый над всеми производит судТом 2
Книга седьмая Сохранившиеся отрывки этой книги В книге седьмой толкования на Евангелие Иоанна вот что Кирилл (говорит) Книга восьмая Сохранившиеся отрывки И далее, после некоторых других рассуждений, когда порицает открыто нечестие Ария и Евномия, учит (св. Кирилл) так Еще решение другого вопроса Святаго Кирилла из восьмой книги толкования Евангелия от Иоанна, – (именно) что сказал он относительно еретиков, которые ввиду того, чтобы скрыть нечестие свое, словами темными пользуются Святаго Кирилла из трактата (книги) восьмого толкования Евангелия от Иоанна Подобным же образом и в книге восьмой толкования Евангелия от Иоанна Относительно этого и Кирилл премудрый в книге восьмой толкования Евангелия от Иоанна написал так: Книга девятая Глава I О том, что по причине тождества природы Сын в Отце и Отец также в Сыне Книга десятая Глава I О том, что Сын ни в чем не менее Бога и Отца, напротив, – равен и подобен Ему по природе Глава II О том, что Сын единосущен Богу и Отцу, а не инороден или разнороден, по превратному учению некоторых Книга одиннадцатая Глава I О том, что Дух Святой природно от Бога и в Сыне и чрез Него и в сущности Его Глава II О том, что природно в Сыне и в сущности Его (находится) Дух Его, то есть Святой, как и в сущности Отца Глава III О том, что никто не должен считать Сына лишенным Божественной славы, хотя Он и оказывается говорящим: «Отче, прославь Сына Твоего!» Глава IV О том, что, при благочестивом отношении к делу, никакого вреда не может быть для славы Сына, если говорится, что Он получил нечто от Бога и Отца Глава V О том, что Сын должен признаваться Богом истинным, хотя Он называет Отца единым и истинным Богом Глава VI О том, что Сын не был лишен Божественной славы, хотя и оказывается говорящим к Отцу: «И ныне прославь Меня славою, что имел Я» и прочее Глава VII Изречение, что Сыну дано что-либо от Отца, не лишает Его Божественного достоинства, но Он является единосущным и из Отца сущим, хотя и говорится, что Он нечто получил Глава VIII О том, что (ничто) не должно быть вне Царства Христова, хотя бы что-либо и усвоялось Отцу, ибо общая у Них власть над всем Глава IX О том, что природно в Сыне достоинство Божества, хотя и говорится, что получил это от Отца ради человечества и образа унижения Глава X О том, что Христос свят не по причастию к другому и не чуждо сущности Его освящение чрез Духа Глава XI О том, что природно Сын одно есть с Своим Отцом Богом, и Он в Отце, а Отец в Нем по существенной связи и образу единства; подобно же и мы сами, восприяв веру в Него, едино оказываемся друг с другом и с Богом как телесно, так и духовно Глава XII О том, что по природе одно есть Сын со Своим Отцом Богом, хотя и говорит, что как бы в качестве благодати Он принял это единобытие с Отцом Книга двенадцатая Глава I О том, что Сын есть Бог по природе, хотя и оказывается ради нас называющим Своего Отца Богом
Предисловие
«Господь даст глагол благовествующим силой многою» (Пс.67:12), – прекрасно возглашает Псалмопевец, – и приступать к сему, думаю, подобает не всем вообще, но только просвещенным благодатию свыше, так как «всяка премудрость от Господа», как написано (Сир.1:1), «и всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Отца светов» (Иак.1:17; ср. Лк.21:15; 1Кор.1:30; Иов.12:13; Притч.2:6 и др.). И действительно, рассуждение о Высочайшей всех Сущности и Ее тайнах оказывается делом опасным и для многих не безвредным, молчание же о сем свободно от опасностей. Но для нас, хотя и думающих, что надлежало бы, конечно, хранить молчание, выводит из него Сущий над всем Бог, говоря одному из святых (это был Павел): «глаголи, и да не умолкнеши» (Деян.18:9). Такую же заповедь имеет и закон (Моисеев), как бы в чувственном образе указывающий на предметы духовные. Призванным к божественному священству он повелевает трубными звуками объявлять народу о том, что он должен был узнать. Бог, думаю, желавший дать совершеннейший закон, не считал должным, чтобы вожди народов, «положив руку на уста», по написанному (ср. Суд.18:19; Иов.39:34) из опасения не показаться дерзко берущимися за предметы, превышающие ум человеческий, отказывались от рассуждения, столь необходимого для научаемых благочестию и богопознанию, и избирали молчание, вредное для приступающих к науке. Но при этом и устрашает нас Христов ученик, говоря: «не мнози учителие бывайте» (Иак.3:1). Также и премудрый Екклесиаст, указывая на опасность учения таковым предметам, говорит: «разсецаяй дрова беду приимет в них, аще спадет сечиво, и сам лицем смятется, и силы укрепит» (Еккл.10:9–10). «Сечиву» (топору) уподобляет остроту ума, как могущего проникать и доходить до внутреннейшего, хотя бы ему и препятствовала грубость и дебелость материи, – а «деревами» также образно называет созерцания Богодухновенного Писания, устрояющие из книг, в коих содержится как бы некий духовный сад и порождающие, кроме того и плодоношение Святого Духа. Кто эти духовные «дерева», то есть божественные и таинственные созерцания Богодухновенного Писания, пытается раскрыть посредством исследования и сильнейшего напряжения ума и остроты, тот «беду приимет» (может подвергнуться опасности), в особенности тогда, когда, говорит, «спадет сечиво» (топор), то есть когда ум не будет правильно понимать истинный смысл Писания и, как бы оставив прямую дорогу, устремится по некоему другому пути созерцания, удаленному от истины. Подвергшийся сему в «смятение» приведет «лице» своей души, то есть сердце, и «укрепит» в себе злые и противные «силы», кои горькими и извращенными рассуждениями прельщают ум заблуждающихся, не дозволяя ему взирать на красоту истины, извращая его различным образом и склоняя к увлечению непристойными мыслями, ибо «никто же речет анафема Иисусу», разве только веельзевулом (1Кор.12:3). Но да не подумает кто, заблуждаясь, что здесь дается изъяснение этих слов ложное или какое-либо обманное. Деревами, как мы уже сказали, Священное Писание обыкновенно называет созерцания, содержащиеся в богодухновенных Писаниях. Так и чрез премудрого Моисея Бог всяческих говорит нечто подобное же к тогдашним людям: «аще же обсядеши окрест1 града2 дни многи воевати его в приятие его3, да не истребиши садовия его – возложити4 нань железо, но от него да яси5, самого же не посечеши. Еда человек6 древо еже в дубраве7 – внити8 от лица твоего в забрала? Но древо, еже веси, яко не ястся плод его9, сие потребиши и посечеши» (Втор.20:19–20). Хотя всякому, предполагаю, и очевидно, что Бог всяческих не удостоил бы положить нам такой закон, если бы сказанное разумелось о деревьях, вырастающих из земли, однако же и из другой заповеди, думаю, можно доказать, что Бог отнюдь не щадил их (деревья) и не придавал им никакого значения. Ибо что повелевает Он касательно лжеименных богов? «Требища их», – говорит, – «разсыплете, и столпы их сокрушите, и дубравы их посечете» (Втор.7:5). Вблизи же Своего жертвенника Он совсем не дозволяет возращать дерева, ибо ясно возвещает: «да не насадиши себе10 дубравы близ олтаря Господа Бога твоего» (Втор.16:21). И если к этому нужно еще присоединить что-либо, то скажу подобно премудрейшему Павлу: «еда» о деревах «радит Бог? или нас ради всяко глаголет?» (1Кор.9:9–10), посредством чувственных образов руководя к созерцанию предметов духовных. Посему скажем уже, что под «городами» можно разуметь сочинения нечестивых еретиков, не без украшений некиих укрепленные мудростью мира и хитросплетенными обманами мыслей. Но приступает для осаждения их и некоторым образом облагает кругом, восприяв «щит веры и меч духовный, иже есть глагол Божий» (Еф.6:16–17), всякий, кто сражается за священные догматы Церкви и со всею силою выступает против их лжеучений, стараясь, как говорит Павел, «помышления низложить и всяко возношение, взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово» (2Кор.10:4–5). Итак, когда, говорит, такой воин Христов окружает ненавистные сочинения еретиков как бы некую иноплеменную землю и встречается с деревами садовыми, то есть если найдет слова из богодухновенного Писания, очевидно, или изречения пророков, привлеченные для цели их, или свидетельства из Нового Завета, то да не наводит на них (места Священного Писания) остроту своего ума, как бы некую секиру, для уничтожения и отсечения их. Ведь слово Божие отнюдь, конечно не должно быть отвергаемо только потому, что оно употребляется не умеющими правильно толковать его. Но поскольку оно плодоносно, то скорее послужит тебе в помощь и пищу. И действительно, обращая в правое доказательство веры то, чем они иногда пользуются неразумно, мы не только не окажемся немощными, но соделаемся, напротив, сильными в основаниях против ереси. Приводит тотчас же и основание, некоторым образом убеждающее слушателей в том, что стремления защиты должны направляться не к разрушению Божественных словес, а наоборот – к уничтожению того, что неправильно говорится противниками: «еда», говорит, «человек» (есть) «древо еже в дубраве – внити от лица твоего в забрала?» Неужели, говорит, ты можешь подумать когда-либо, что взятое из Священных Писаний изречение, подобно какому-либо из ересиархов, может само по себе выступать на борьбу с тобою, а не наоборот – насильственно привлекается к этому безумием тех (ересиархов)? Итак, не вырубай, говорит, но да будет тебе и пищею, «древо же, еже веси, яко не ястся плод его, потребиши и посечеши»; ибо для желающих мыслить, право, несъедобен плод сочинений их. Против них-то и да устремляется всякая секира, там да проявляется сила духовных древосеков, на них да блистает топор крепкий в защите (истины). А негодность и бесполезность болтовни иномыслящих превосходно изъяснил нам и пророк Осия в словах: «рукоять не имущая силы еже сотворити муку, аще же и сотворит, то чуждии поядят ю» (Ос.8:7), ибо старающиеся отчуждить себя от любви к Богу будут поедать пустое и бессильное учение своего невежества.
Но теперь следует, думаю, возвратиться к тому, что мы говорили вначале. Весьма трудно изъяснение божественных тайн и, быть может, лучше молчание. Но так как, трудолюбивейший брат, многие основания побуждают нас посвятить сочинение свое, как бы некий плод уст и духовную жертву, то и не умедлю сделать это, возложив надежду на Бога, умудряющего слепцов и требующего от нас не того, что выше наших сил, но приемлющего как жертву и приношения от бедных. Так, желающему принести дар во всесожжение Господу, как читается в начале книги Левит, Законодатель повелел жертвовать тельцов. Но определив этим меру прообразовательного ветхозаветного благочестия, Он потом уменьшает ее, говоря, что тем, кои не имели бы достатка для такого дара, должно приносить в жертву мелкий скот.11 Но знал Он, конечно, и то, что ужасная и безвыходная бедность может заставить кого-либо быть не в состоянии и на такую жертву, почему и говорит: «и принесет от горлиц, или от голубов дар свой» (Лев.1:14). Но и еще более бедного, чем эти, и приходящего с еще менее ценными жертвами Он удостаивает приятия, ибо говорит: «мука пшенична будет дар его» (Лев.2:1), назначая таким образом дар, легко доступный, могу думать, всякому и не очень обременяющий даже и крайнюю бедность. Законодатель знал, что лучше, конечно, и превосходнее приносить хотя бы и немного плодов, чем совсем не приносить и, из стыда не показаться (в этом) ниже других, доходить до мысли о ненужности почитать Владыку всяческих.
Вполне убежденный всеми этими основаниями и удалив из моей души боязливость, покровительницу молчания, я буду думать, что должно почитать моего Владыку тем, что есть у меня, – и, как бы некую пшеничную муку, смоченную елеем, принесу питательное и приятное читателям рассуждение.
Начнем12 с писания Иоанна, принимаясь хотя и за весьма великое дело, но не унывая по вере. Бесспорно, надлежит сознаться, что мы скажем и изъясним, конечно, менее того, чем должно. Но великая трудность этого писания (Евангелия Иоанна) и, что вернее, немощь нашего ума должны побуждать меня просить справедливого извинения в этом. Повсюду направляя рассуждение к догматическому исследованию, мы будем, по мере сил, опровергать лжемнения ересеучителей, не простирая размеры слова на столько, сколько возможно, но удаляя излишнее и стараясь удержаться в должных пределах.
Нижеследующее обозначение глав приведет в ясность, о чем у нас идет более подробное рассуждение, к коим мы присоединили и цифры, чтобы читателям было удобнее находить искомое.
* * *
Πεϱί как в греч., но слав опускает.
Слав. приб.: един Ват. и др. мн., но Ал. и др. мн. опуск.
Αὐτῆς, но слав.: «себе.»
Ἐπιβαλεῖν, но слав.: «возложив» = ἐπιβαλών как код. 53 у Holm.
Слав.: «но токмо» ( ἄλλ η как Ват. и др. но св. Кир. «да яси плод от них» ἀπ’ αὐτῶν и код. 53).
Слав. приб. «есть.»
Δϱυμῷ и Алекс. и др. но Ват. и др.: ἀγϱῷ.
Εἰσελϑεῖν, слав.: «еже внити.»
Ὀυ ϰαϱπόβϱωτόν ἐστι – буквально: не плодосъедобно есть.
Св. Кир. приб. здесь: πâν, но в др. м. без этой прибавки, как и др. греч.
Овец, агнцев и козлищ.
Отсюда видно, что это был первый истолковательный труд святого Отца.