Азбука веры Православная библиотека профессор Капитон Иванович Невоструев Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита московского и всея Руси

Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита московского и всея России

Источник

В одной пергаментной рукописи Московского Чудова монастыря № 104, ХIV века, содержащей сказания из Патериков и разные поучения, на пробелах л. 165 об. – 167 вписано уставным почерком конца ХIV или начала ХV века послание «митрополита всея Руси игуменам, попам и дьяконам и всем правоверным христианам всего предела Новгородского и Городецкого». Первую строку, на которой надлежало означить название статьи и имя митрополита, писец, как не редко бывает в рукописях, оставил незаписанною, полагая её впоследствии написать киноварью, однако сего не исполнил. Но несомненно, что это послание принадлежит Святителю Алексию: потому что автор в своём послании показывал, что он делает сие по пастырскому долгу – воспоминать своим детям душеполезное и спасительное, говорить: «да не рчете в страшный день суда Спасова: несмы слыхали поучения от митрополита Олексия всея Руси о спасении душ наших». Притом, как увидим ниже, настоящее послание по духу своему, мыслям и выражениям имеет разительное сходство с другим посланием св. Алексия митрополита, отпечатанным в Прибавлениях к Творениям святых Отцов в Русском переводе. Под пределами Новгородскими и Городецкими, к жителям коих писано послание, разумеются бывшие в ХIV–ХV в. княжества Нижегородское и смежное с ним Городецкое (от главного города Городца на р. Волге)1. Нижний Новгород в древних летописях и актах чаще писался просто Новгородом, без прибавлена «нижний или низовый», и епископ Суздальский, заведовавший первоначально тою и другою областью, именовался епископом Суздальским, Новгородским и Городецким2. В 1350 г. князь Суздальский Константин Васильевич, старший из поколения Юрия Долгорукого, перенёс в Нижний Новгород, основанный еще в начале XIII в., свою столицу, хотел получить себе титул и власть Великого Князя, и потому стал в столкновение с князьями Московскими, стремившимися удержать за собою сие преимущество. В то время, как писано было настоящее послание, в обоих княжествах, Нижегородском и Городецком, были великие смятения и бедствия народные, о коих говорится в послании: «видите дети, каковый мятеж встал в время се», и далее прикровенно указывается на язвы, глады, морове и запаления. Второй сын означенного Константина Васильевича – Димитрий, по смерти Иоанна Иоанновича Московского, двукратно в Орде добывал себе во владение город Владимир и титул Великого Князя; но в оба раза, при военном потрясении, должен был уступить то и другое малолетнему сыну Иоана Димитрию (Донскому), и наконец присягнул ему. Димитрий Константинович теперь встретил опасного врага в меньшем брате своем Борисе: по смерти старшего их брата Андрея Константиновича, 1365 г., властолюбивый Борис захватил себе Нижний-Новгород по праву, принадлежавший Димитрию Константиновичу. Последний обратился к Димитрию Иоанновичу Московскому с прошением помощи. В. Князь дли вразумления Бориса и примирения с братом послал своих послов, но Борис не послушался их. Его сторону, как видно, держал и епископ Суздальский Алексий, заведовавший Нижним-Новгородом и Городцом: святой митрополит Алексий лишил епископа `этих областей и присоединил оные к Московской митрополии дабы тем удобнее действовать к водворению в них порядка и начала единодержавия, истекавшего от Москвы. Притом, со времени перенесения митрополии из Владимира в Москву и вся епархия Владимирская по-прежнему считалась принадлежностью митрополитов‚ и епископ её – викарием и наместником Московской митрополии, каковым при митр. Феогносте был и сам Святитель Алексий. В тоже время В. Князь и митр. Алексий послали в Нижний Новгород всеми уважаемого за святость жизни игумена Радонежского Сергия устроить дело, а, в противном случае, звать Бориса на суд в Москву; но как Борис не хотел исполнить ни того ни другого, то преподобный Сергий, по данному полномочию, затворил все Нижегородские церкви и запретил богослужение. В. Князь двинул свои войска против Бориса, Димитрий Суздальский также шел с сильною ратью; – Борис смирился и великодушный Димитрий, взяв себе Нижний, отдал ему Городец3. Сии-то смуты Святитель и разумеет в своем послании в Новгородскую и Городецкую области, которое поэтому и надобно относить к сему времени, т. е. к 1365 году или последующим, когда Новгород-Нижний и Городец были отчислены к Московской митрополии. Летопись в 1364 г. показывает еще в Нижнем-Новгороде и пределах его ужасный мор, различные знамения на небе, мглу, зной и засуху, произведшие во всех страх и ужас и скорбь великую4. Исполняя своим посланием пастырский долг учительства в отношении к этим новоприсоединенным и отдаленным детям, Святитель говорит: «да не рчете в страшный день суда несмы слыхали поучение от митрополита Олексия, всея Руси о сласеньи душ наших». По умиротворении братьев, Москва находилась в добром согласии с тем и другим: через два года после сего В. Князь Димитрий Иоаннович взял себе в супружество дочь Димитрия Константиновича, благочестивую Евдокию, и неоднократно оказывал помощь Нижегородскому и Городецкому княжениям против врагов их – Мордвы и Татар, а митроп. Алексий в 1370 г., имея уже около 80 лет, посетил Нижний-Новгород‚ восстановил здесь Благовещенский монастырь (который с сего времени сделался митрополичьим), и у Бориса Константиновича крестил сына Иоанна, а князь пожаловал обители многие имения5. В 1373 г. св. Алексий посвятил епископа Суздальского Дионисия6, но при этом области Нижегородская и Городецкая не были ему возвращены, а отданы уже по смерти св. Алексия, в 1382 г., по грамоте Константинопольского патриарха7. Настоящее послание Святителя Алексия, который, по словам летописи, «и в глубокой старости и крайнем изнеможении не переставал учить слову Божию и возводить всех на путь покаяния»8, дышит этою самою пастырскою ревностно и любовью. Оно преимущественно излагает обязанность духовного чина – учить народ, но содержит и общие наставления, отличается трогательною простотою и ясностью и обилует изречениями священного Писания. Что же особенно замечательно, это поучительное послание, как в общем характере, так и в частных мыслях и выражениях, имеет ближайшее сходство с другим посланием Святителя, вероятно, составленным при вступлении его на митрополию, которое отпечатано в 5 части Прибавлений к Творениям святых Отцов в Русск. переводе, стр. 30–39. Оба послания при этом единстве взаимно подкрепляют одно другое. В самом начале предлагаемого послания Святитель смиренно исповедует, что он поставлен в сан сей «благодатию Святаго Духа, данною ми от Бога, аще и не по достоинству моему, но по великой милости Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа». Тоже самое говорится в послании, отпечатанном в Прибавлениях, стр. 32: «тем же и аз грешный сподоблен бых сему святительству, рекше епископству, не по моему достоинству, но по Божьим щедротам и по великой Его милости». Потом Святитель пишет: «тем же, дети, должен есмь вам всегда вспоминати душеполезная и спасенная»; так начинается послание и в Приб., стр. 30: «хощу вам, братия, вспомянути душеполезная и спасеная. Понеже убо, дети, должен есмь вас пасти и учити». Учительный долг пастырей основывает на словах Апостола 2Тим. 4:2., с некоторою перестановкою их: «чадо Тимофей, учи, моли, запрети во время и без времяни»; так точно и в Приб., стр. 30., по этому же переводу и с такою же перестановкою. Святитель убеждает: «дабы есте вследовали Спасову Евангелию, апостольской проповеди, святых отец управленью», и далее: «нашего ради неуправления Богови»; Приб. З5; «примите на сердца ваша евангельскыя речи, апостольская проповеди и светлых отец управления», и стр. 36: «еже есть церковное управление». «И имели бы, говорить, крестьяне межю себе мир, любовь и правду, не усты, ни языком, но сердцем чистым»; Приб. 32: «такоже и вы, дети, имейте межу себе мир и любовь», 37: «возлюбим друг друга средечною любовию, а не усты и языком». Употребляет оборот: «ныне, дети, елико сила ваша может, сами живите в страхе Божии», как и в Приб. 35: «и ныне, чада, елика сила ваша может исполнивати закон Божий». Потом говорит: «имейте, дети, память смертную всегда пред очима и воскресение и суд Спасов и воздаянье комуждо по делом его»; Приб. 33: «имейте же, дети, в уме своем смерть и воскрешение и суд и отдаяние комуждо по делом». «Поучайте же (пастыри) детей своих, дабы причастници были телу и крови: Христове»; Приб. 38 двукратно внушается обязанность «быти причастником телу и крове Христове» (сл. и стр. 34). Выражается об Апостоле Павле «якоже пишет и светлый наш великий учитель», Приб. З1: «якоже светлый наш учитель Павел апостол: пишет»; потом; «не блудили бы (христиане) кроме закона Божия», Приб. 33: «удалятися от неподобных дел, еже суть кроме закона Божия». Святитель обращается с поучением, кроме духовных: «и к князем и к бояром, и мужем и женам и всем правоверным крестьяном»; Приб. 35: «князи, бояре и купци и всякий правоверный христианин»! Внушает, чтобы дети «имели честь; покорение, послушание ко отцем своим духовным»; Приб 34: «а людская: чадь – святительство имейте выше своеа главы, со всяким покорением, без всякого прекословья». В конце Святитель просит молитв о себе, дабы «в будущем (веце) сподобил нас Христос стати пред лицем Его и рещи с дерзновением: Господи, се аз и дети мои, еже ми еси дал»9; тоже и в конце поучения в Приб. стр. 38: «такоже бы и мене грешнаго сподобил рещи Бог, во второе Его пришествие, с вами, с своими детьми: Господи, се аз и дети, яже ми еси дал» (см. и стр. 32.). Послание заключается: «и аще дети тако исполните, елико есмь вам писал… (то) Бог мира да буде с вами» и пр.; так точно и в Приб. стр. 39: «и вы аще приимете и соблюдете в сердцах ваших, еже псахом вам... и (вместо: то) будете причастници небеснаго царствия» и пр. Объясняя причину нестроений и бедствий в Нижегородской и Городецкой областях, Святитель приводит место из творений св. Григория Богослова: на сии творения он ссылается, и притом двукратно, и в поучении в Приб. стр. 33 и 38.; видно, что чтение Богослова было любимое его чтение. Заметим наконец одно место, где Святитель резко говорит против пьянства, на которое также указывает в означенном поучении Приб. стр. 33. Пьянство он называет корнем злобы, как и предместник его святой Петр в поучении своём к попам и диаконам, отпечатанном в 2-й части: Прибавлений к Творениям святых Отцов, стр. 87. говорит, что «пьянство есть корень всякому злу». Сему же первопрестольнику Московскому приписывается (хотя несправедливо) и другое поучение к епископам, попам, архимандритам, игуменам и дьяконам и всем православным христианам, начинающееся: пьянства лишайтесь (Приб. к Твор. св. Отцов ч. 2. стр. 84). В собрании поучений, известном под именем Измарагда, составление которого надобно относить к XIV в., по спискам Синодальному № 765. 1518 г. л. 21.; Румянцовскому № 186. XIV в. и др. читается, Русского произведения, слово (а в Рум. списке еще два л. 49 и 83) святых Отец о пьянстве.

Поучение смиренного Алексия10

Митрополита всея Руси игуменам и попам диаконам и всем правоверным христианам, христоименитым людям‚ – пребывающим в правоверии, всей области Нижегородской и Городецкой: Благодать вам и мир от Бога свыше. Милостию Божию и благодатию Святаго Духа данною мне от Бога, хотя и не по достоинству моему, но по великой милости Господа Бога и Спаса нашего (я сподоблен святительства). И потому, дети, Я должен вам всегда воспоминать – душеполезное и спасительное, дабы вы не сказали в Страшный день суда Спасова: мы не слыхали поучения о спасении душ наших от митрополита Алексия всея Руси. Для сего, дети, пишу вам и побуждаю вас на благое, игуменов, священников, диаконов и всех правоверных – христиан, дабы вы последовали Спасову Евангелию, апостольской проповеди, святых Отец установлению. Ибо Христос сказал апостолам: «вы есте соль земли, вы есте свет мира да видевше человецы добрая дела ваша, да просветится свет ваш пред человеки, и прославят Отца вашего, иже есть на небесех 11. Так и великий Апостол Павел пишет к своему ученику Тимофею: «чадо, научи, умоли, запрети благовремение и безвремение»12. Таким же образом и вы, дети, игумены, иереи учите своих детей духовных страху Божию, и исповеданию грехов и милостыни, по силе, не убойтеся лица сильных и запрещайте им‚ да не обидят меньших. (Поучайте), чтобы христиане имели между собою мир, любовь и правду, не устами и не языком, но сердцем чистым и душею правою 13. Смотрите, дети, какой мятеж (у вас) возстал в сие время! От чего нам все это приключается? от нашей неисправности пред Богом, как‚ пишет великий Григорий Богослов: «от чего бывают удары на города, то есть казни или неприятельские нашествия, голод, мор или пожары? Все это бывает по нашему прегрешению перед Богом»14. Ныне, дети, сколько возможно по силе вашей, как сами живите в страхе Божием и чистоте, так и детей своих (духовных) учите страху Божию и чистоте. Имейте, дети, всегда пред очами память смерти и воскресение, и суд Спасов и воздаяние каждому по делам его. Поучайте детей своих, дабы они были причастниками телу и крови Христовой, с чистотою телесною и душевною и со страхом Божьим, по слову Спасителя, как Он сказал в Своем Евангелии: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» 15. Ещё, дети, пишу вам и о том, чтобы вы отсекли от себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие, то есть пьянство: оно во первых погубляет душу, отнимает зрение очей, тело делает бессильным, сокращает жизнь телесную, истребляет в человеке страх Божий‚ отдаляет его от Бога и доводит его до нищеты душевной и телесной. Смотрите же, дети, сколько зла в пьянстве! Знайте, дети, игумены и священники, вожди слепых, наставники заблуждающих, врачи болящих (знайте ваш долг), что, если кто не ведает закона Божия, того наводите на путь закона, наставляйте его на всякую истину, врачуйте болящих душею и будьте подобны соли. Ибо свойство соли таково, что она очерствевшее умягчает, слабое укрепляет: так и вы, если кто будет упруг к поучению, такового умягчайте словом Божьим законным, а кто будет слаб, такового укрепляйте словом Божьим законным, как пишет светлый наш великий учитель‚ Апостол Павел: «да будет слово ваше солию растворено»16. Пасите словесныя овцы стада Христова со страхом и боязнию, чтобы оне не заблудили по горам и по пустыням, то есть, не блуждали бы без закона Божия, и не сделались бы пищею волков, то есть, добычею диавола. Помните слово Спасителя, которое Он сказал верховному Своему Апостолу Петру по святом Своём тридневном воскресении: «аще Петре, любиши Мя, паси овцы Моя»17, и сказал ему не однажды, но трижды. И Петр Апостол, как обещался, так и сделал, и душу свою положил за овцы Христовы. Смотрите же, дети, сколь великое надлежит иметь вам попечение о словесных овцах стада Христова. В прочем я пишу сие не одним игуменам и иереям, но и князьям и боярам, и мужам и женам, и всем правоверным – христианам, чтобы вы, дети, имели почтение, покорность и послушание к отцам вашим духовным, поколику они учат вас душеполезному и спасительному. Наконец, дети, живите в мире и здравии душевном и телесном. Также, дети, поминайте в молитвах своих и наше смирение, дабы – Христос Бог нас соблюл от неприязни 18 в сём веке, а в будущем бы сподобил нас Христос стать пред лицем Его сказать с дерзновением: «Господи, се аз и дети мои, яже ми дал еси»19. И если вы, дети, так исполните то, что я вам писал, душеполезное и спасительное, для вашего спасения: то Бог мира да будет с вами и милость святой Богородицы и молитва святых Отец и нашего смирения благословение. Богу нашему слава во веки аминь.

* * *

1

Ныне село Городец, в 15 верстах от города Балахны, вверх по Волге. См. о нем Географический словарь Щекатова 2, 68.; в Записках Археологического Общества т. IV. 1852 г. перечень заседаний стр. 16 – памятники старины в селе Городец, о. архим. Макария. – Городец основан в XII в. В. Кн. Георгием Всеволодовичем; здесь 1263 г. на пути из Орды скончался и принял иноческий образ св. Александр Невский, равно как и сын его Андрей Александрович 1304 г.

2

Никонов. летоп. С.-Петерб. 1788 г. ч. 4. стр. 9; под 1364 г.

3

Никон. Летоп. под 1365 г.

4

См. под этим годом Никон. летоп.

5

Ист. Госуд. Рос. т. 5. прим, 122 и 137. под 1370 г.

6

См. Никон. летоп.

7

См. протоколы Константиноп. патрархов в Жур. Мин нар. просв. 1847 г. Июнь, стр. 159.

8

Никон. летоп. 4, 64. под 1377 г.

10

Так надписываем это поучение судя по величине первой незаписанной строки в рукописи и по поучению Петра‚ митрополита Киевского и всея России, отпечатанному в 2-й части Прибавлений к Творениям св. Отцев стр. 85.

13

Слич. 1Ин.3:18.

14

Из слова на безмолвие отца по опустошении градом полей. См. Творения святых Отцев в Русском переводе 1843 г. т. 2. стр. 51.


Источник: Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита московского и всея Руси / [Соч.] К. Невоструева. - Москва, 1861. - 19 с.

Комментарии для сайта Cackle