Азбука веры Православная библиотека Измаил Иванович Срезневский Несколько припоминаний о научной деятельности А.Е. Викторова

Несколько припоминаний о научной деятельности А.Е. Викторова

Источник

Содержание

1. Список библиографическпх и других работ А. Е. Викторова а) Работы напечатанные б) Библиографические и другие работы ненапечатанные 2. Выписки из частных писем и записок А.Е. Викторова к И.И. Срезневскому  

 

При рассмотрении Русского исторического сборника XV века Московского главного архива минист. иностр. дел (Свед. и Зам. LXXXIV) я не мог оставить в стороне те карандашные заметки, которыми испещрена почти вся рукопись, и которые указывают на первые или ближайшие источники содержания рукописи так подробно и так тщательно, как только можно желать. В соответствии с этими заметками находятся заметки в Архивном экземпляре Боннского издания хроники Иоанна Малалы и в хронографе (№ 280) Московской Синодальной библиотеки. Эти заметки – все одного почерка, почерка знакомого теперь многим исследователям и любителям Русской древности и старины, между прочим и посетителям рукописного отделения Московского публичного музея, сближавшимся с хранителем этого отделения, А.Е. Викторовым.

Труд А.Е. Викторова в означенном сборнике относится к годам молодости этого, теперь очень замечательного деятеля, и будучи важен сам по себе, не менее важен как указание, чего можно было ожидать от деятеля, так начинающего.

Чего можно было ожидать от так начавшего деятеля, выразилось недолго спустя, хотя тоже в труде, вышедшем без имени. На этот труд А.Е. Викторов вызван был деятелем также замечательным, ранее других понявшим, какими силами знания и стойкости он владеет. В 1855 г. вышло первое издание «Указателя для обозрения Московской Патриаршей, ныне Синодальной, ризницы и библиотеки», составленного синодальным ризничим архим. Саввою, с полным вниманием к любознательности посетителей, обозревающих ризницу и библиотеку, но вообще очень короткого, особенно в отношении к библиотеке. Зная, что людям науки, особенно исследующим рукописи, нужен указатель другого рода, указатель возможно более полный в отношении к содержанию рукописей, в котором, по неудовлетворительности описей библиотеки, чувствовалась настоятельная нужда, архим. Савва не замедлил взяться за это новое дело, и в 1858 г. издал Указатель для обозрения Московской Патриаршей, или Синодальной библиотеки. Книга вышла как «издание второе, значительно дополненное», но кроме вводных статей, оставшихся почти в прежнем виде, в ней, сравнительно с прежнею, все ново и по цели, и по изложению. Главное место в книге, на этот раз толстой, заняли и по внутреннему значению, и по объему алфавитные указатели рукописей: один – рукописей Греческих (152 стран.), другой – Славянских (128 стр.). К составлению этого второго указателя приглашен был А.Е. Викторов. Общие правила исполнения дела, как видно, были приняты одинаковые в обоих указателях, но указателем к Греческим рукописям я почти не пользовался и потому не могу выразить никакого мнения о его полноте. Что же касается указателя к Славянским рукописям, то, пользуясь им издавна, я все более ценил его надобность, и в последнее время сам осматривая все Славянские рукописи Синодальной библиотеки с целью составить их опись, для меня пригодную, и очень часто при этом обращаясь к указателю, я вполне ознакомился с его достоинствами. А.Е. Викторов выполнил свое дело с таким умением и старанием, что этот указатель остается и может быть еще долго останется незаменимым, единственным пособием для всех, обращающихся к рукописям Синодальной библиотеки. Его указатель составлен, очевидно, вследствие ближайшего ознакомления со всеми рукописями и с каждою отдельно, и потому каждая описана библиографически. Рукописи единичного, неразделимого содержания, как напр. Алфавит, Евангелие, Ирмологий, Летопись, Минея, Опись, Патерик, Пролог, Синодик, Требник, Хронограф и т. п., означены под общими их названиями, с распределением по их отличиям в отношении к содержанию. Из рукописей сложного содержания, каковы особенно сборники, кроме того, что они заняли свое место и описаны отдельно каждая тем подробнее, чем важнее ее содержание, выделены особенно важные статьи и каждая помечена в Указателе отдельно по своему особенному названию с библиографическими указаниями. Произведения замечательных писателей отмечены в Указателе большею частью два раза: по их названиям и по именам писателей. В Указатель не вошли указания почти исключительно только статей неболь­шого объема, кроме того таких житий и особенных произведений писателей, который вписаны в Минеи Четьи и т.п. Главной причиной невнесения таких статей в Указатель было, вероятнее всего, нежелание издателя дать Указателю слишком большой объем. Относительно Макарьевских Миней-Четий это можно было допустить тем легче, что в той же Синодальной библиотеке есть в двух списках их оглавление, составленное известным иеромонахом Евфимием и напечатанное Ундольским в Чтениях Общества истории и древностей (1847, № IV, Смесь, стр. 1–78).

В 1861 году совершилось перенесение Румянцевского музея из Петербурга в Москву и основание Московского Публичного музея. Рукописи и старопечатные книги, в начале исключительно те, которые собраны были графом Румянцевым для музея, образовали в новом музее особое отделение, и хранителем этого отделения избран А.Е. Викторов. Им он остается и до сих пор. Какие работы и как исполнял их он по этой должности, видно из Отчетов по Московскому Публичному музею: первый из них относится к первым годам его бытия, от времени основания в 1861 г. до 1 января1864 г.; второй – издан за 1864 г., третий – за 1865 г., четвертый – за 1867–1869 гг., пятый – за 1870–1872, шестой – за 1873–1875 гг.; седьмой, теперь печатаемый – за 1876–1878 гг. В каждом из них значительную долю содержания занимают сведения о приращениях по отделению рукописей и старопечатных книг и о приведении их в порядок, с сообщением подробностей о более важных памятниках. Что все заботы об устроении и поддержании порядка в отделении рукописей и старопечатных книг, равно как и написание всего, что должно было войти в каждый из отчетов по этому отделению, было в обязанности А. Е. Викторова, это само собою разумеется, но этим не ограничивалось его ycepдие к пользам музея. С каждым годом более, иногда и не без борения с разными внешними обстоятельствами, он входил в сношения с теми, от кого можно было ожидать приращения музейского богатства, и с теми, кто мог этому так или иначе содействовать. Кое-что из круга этих действий А.Е. Викторова я знаю, как личный свидетель, другое видно из общего хода дел. Заявляя это, я нисколько не желаю оставить в тени участие самохотных жертвователей и лиц, содействовавших иным образом обогащению музея; желаю только не оставить в тени и усердного отношения А.Е. Викторова к пользам музея.

Как бы то ни было, обогащение Московского Публичного музея представляет явление необычайное. В 1861 г. из Петербурга было привезено рукописей около 800 №№-ов; теперь же общее количество рукописей музея восходит до 5000. Точно также церковно-печатных книг в Румянцевском музее было до 200, теперь же таких книг в музее едва ли не в десять раз больше1.

Все приобретаемое музеем по этому отделению было внимательно осматриваемо А. Е. Викторовым, большей частью предварительно, вносимо им в описи, более замечательное осматриваемо и описываемо подробнее. Что касается старопечатных книг (до 1725 г.), то он, по обязанности, отмечая чего недостает музею, старался отыскивать это недостающее и домогался прибрести с целью сделать это собраниe образцовым по полноте и по достоинству оттисков. «Около трети этого собрания приобретены без всяких затрат, в следствие поездок А.Е. Викторова по монастырям». Имея в виду стремление А.Е. Викторова довести музейное собрание старопечатных книг до возможной полноты и, как необходимое для этого пособие, составить возможно полный список всех старопечатных книг, нельзя отстраниться от желания и надежды, что А.Е. Викторов приготовит такой список для печати. Вышедший в 1871 г. «Очерк Славяно-Русской библиографии» В.М. Ундольского, с дополнениями А.Ф. Бычкова и А.Е. Викторова, намекает на сознаваемую нужду списка, а подручная книжка А.Е. Викторова, куда внесены все описанные книги и вносятся неописанные, книжка, с которой мне случилось познакомиться и поразившая меня обилием отметок, не дает возможности сомневаться, что желаемый список будет составлен. Что А.Е. Викторов с таким же тщанием занимался и рукописями, это свидетельствуют, кроме отчетов Музея, отдельно изданные обозрения некоторых из более важных собраний. Особенно замечательны три:

– Очерк собрания рукописей В.М. Ундольского, в полном составе вышедший как приложение к книге им же изданной: «Славяно-Русские рукописи В.М. Ундольского, описанные им самим», и отдельно в 1870 г. В опись Ундольского вошло только 579 рукописей, между тем как всех рукописей собрания Ундольского, поступивших в Музей, 1348. Очерк А.Е. Викторова сделан в следствие осмотра всего собрания и распределения их на отделы по содержанию.

– Каталог Славяно-Русских рукописей, прибретенных после Д.В. Пискарева, 1868г. Рукописи расположены в систематическом порядке по содержанию; в описании рукописей сложного содержания отмечены или главные, или и все статьи, в них вошедшие; в конце книги указатель.

– Собрание рукописей В.И. Григоровича, 1879. Почти что немедля после кончины нашего знаменитого слависта, А.Е. Викторов, задавшись надеждой приобрести для Музея все оставшиеся после него рукописи, книги и бумаги, отправился в Елисаветград, успел подобрать все, что мог, привел в порядок, и таким образом, удостоверясь в ценности собрания, мог смелее взяться за хлопоты о приобретении его для Музея на сколько они от него зависели.

Собрание рукописей Григоровича приобретено Музеем и подробно описано в означенном труде. Славянкие и Русские рукописи, числом 60, описаны отдельно в систематическом порядке; отдельно отмечены рукописи Греческие и Румынские (8) и Славянские старопечатные книги (33). В конце дано довольно обстоятельное обозрение «Ученых работ и бумаг В.И. Григоровича», особенно любопытное для того, кто займется подробностями его жизнеописания.

К трудам А.Е. Викторова по Музею надобно отнести еще один, сравнительно с другими, особого рода и не менее замечательный, но, к сожалению, остановившийся на начале. Это фотографические снимки с миниатюр Греческих рукописей, находящихся в Москве (См. Отчет Музея 1864 г., стр. 133–195).

А. Е. Викторов предпринял это издание от имени Музея и под покровительством его начальства с обычным усердием и с надеждой, что «Русская Фотография» купца Аласина, взявшая на себя приготовление снимков, будет продолжать участие, но на деле оказалось иначе. В 1862 – 1865 г. вышли три выпуска: 1-й – Акафист Божией матери XIV века с 26 листами снимков, 2-й – Жития святых XI в. с 30 листами снимков, 3-й – Слова Григория Богослова X в. и Новый Завет с Псалтирью XII в. с 26 листами снимков. В каждом выпуске, кроме снимков, помещено подробное описание рукописи, с которой даны снимки. Издание должно было быть явлением очень важным, у нас необычайным, и вероятно поэтому остановившемся на начале. Оно выразило готовность и приготовленность А.Е. Викторова к делу, и только. Оно, конечно, может и возобновиться, но это потребует таких же, если не больших, усилий.

Постоянно и усердно занятый всем, что так или иначе соприкасается к Музею, А. Е. Викторов находил время и для других трудов, с целью сделать известными памятники неизвестные. Так, в 1865 г., в Кирилло-Мефодиевском сборнике издано им, по неизвестным спискам, несколько памятников, относящихся к братьям первоучителям Славянским; в 1872г. в Рус. Архиве собственноручные письма импер. Екатерины II к А.В. Храповицкому; в 1873 там же два памятника Русского монастырского быта XVII в.; в Вестнике Общества Древне-Русского искусства 1874–75 г. обозрение старинных описей Патриаршей ризницы и опись Патриаршей ризницы 1631 г.; в Чтениях Общества истории и древностей 1877 г. опись ветхостей в башнях и стенах Московского Кремля, Китая города и Белого города, 1667 г. Значительнее всех этих трудов и по обширности, и по внимательности, необходимой для придания делу научного значения – Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых Приказов 1584–1725 г. В первый том (376 стр., в б. 8-у) вошли описания Казенного приказа, Государевой мастерской палаты и Царицыной мастерской палаты; в состав 2-го тома войдут: Описания записных книг Оружейной палаты, Государева кабинета и других дворцовых учреждений, Приказа тайных дел и переписных книг дворцовых соборов и церквей. Это издание – драгоценный вклад в сокровищницу источников для подробного изучения Русской старины XVI–XVII в. Из многих записных книг даны обширные извлечения о всех разнообразных предметах царского быта и обихода.

Не считая этого важного труда оконченным, пока не вышел в свет второй том с обещанными указателями к обоим, можно припомнить, что, как указано было выше, после выхода 1-го тома изданы А.Е. Викторовым другие труды, хотя и меньшего размера, но в своем роде замечательные, и что до выхода этого 1-го тома «Описания» начаты им некоторые особые труды большого размера. Говоря это, я имею в виду отметить в А.Е. Викторове ту черту, которой резко отличаются действительные деятели в науке, от тех, которые могут только казаться такими. Лежат и в его ящиках, и в чужих помещениях не только значительные запасы извлечений, заметок, сводов, но и цельные, оконченные или почти оконченные труды. Издав какой бы то ни было труд, он не может остаться без дела: у него уже есть что делать и о чем заботиться. Одна помеха: за окончательную обделку иного труда нельзя браться, ограничиваясь только собранным запасом.

Все, о чем доселе мне случилось упомянуть относительно научной деятельности А.Е. Викторова, входит в определенный круг занятий исследователя памятников, ищущего не выводов, а данных, без которых дельные выводы невозможны. Нельзя не быть признательным к этой деятельности, не возможной без самоотвержения, но нельзя отстранить и сожаления, если эта деятельность своею неокончательностью удалила деятеля от других работ, не менее важных, но требующих не столько самоотвержения в труде, сколько сил ума, разумеется оснащенного знаниями. Эти силы выказал А.Е. Викторов в нескольких произведениях, изданных им в 60-х годах. Таковы:

– Историческая деятельность Московской Синодальной типографии. Первое отделение этого произведения, очень замечательного по доказательности защищаемых положений, вышло в Московских Ведомостях 1859 г., №№ 285, 288, 291; второе – в Нашем Времени 1860 г., №№ 5, 8, 10, 12.

– Последнее мнение Шафарика о глаголице (1858 г.): в Летописях Русск. литературы и древностях Н. С. Тихонравова, том II-й и III-й. Это исследование, очень значительное по объему, ясно свидетельствующее о полной приготовленности исследователя к разбору мнений ученых о глаголице, отличается полным отсутствием пристрастия в пользу какого бы то ни было мнения и такою увлекательностью изложения, что едва ли во всей литературе о глаголице есть произведение, которое может быть поставлено с ним в ряд в этом отношении.

– Кирилл и Мефодий. Новые источники и ученые труды для истории Славянских апостолов; напечатано в Кирилло-Мефодиевском сборнике 1865 г., с гр. 343–440, и отдельно. Критический обзор и разбор новых данных и мнений 40-х и 50-х годов (написанный еще в 1858 г. и пролежавший у сочинителя почти девять лет без движения), почти такой же покойный, как и прежде отмеченное исследование, и изложенный не менее увлекательно.

Задач, таких же веских в науке и так же близких уму и знанию А.Е. Викторова, не мало, но увлекавшийся все более трудами другого рода, он все более удалялся от них, как исследователь, следя за ними только, как образованный читатель и высказывая о них свои соображения только в устных беседах. Воротится ли он к ним когда-нибудь, или уже никогда, этого теперь, вероятно, не решит он сам.

Как бы ни случилось, мы имеем в нем замечательного научного деятеля, каких у нас и было и есть не много.

1. Список библиографическпх и других работ А. Е. Викторова

а) Работы напечатанные

1. По библиографии рукописей и славянских старопечатных книг

1). Алфавитный указатель Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Москва, 1858 г. Без означения имени автора. Этот указатель входит также в состав «Указателя для обозрения Патриаршей ризницы и библиотеки» архим. Саввы. М. 1858 г., II, 153–274. Подстрочные примечания в Алфавитном указателе принадлежат издателю.

2). Фотографические снимки с миниатюр Греч, рукописей, находящихся в Москве. Издание Моск. Публ. Музея. Вып. I-III, Москва, 1863 –1865 г. В 1-м выпуске: Синод, рукоп. Акафист Божией Матери, XIV в., № 429, 4 и 16 стр. текста и 26 таблиц снимков. Во 2-м: Синод, рукоп. Житий святых, XI в., № 183, 13 стр. текста и 30 табл. В 3-м: Синод, рукописи: Слова Григ. Богослова, X в., № 61, и Новый Завет с Псалтирью, XII в., № 407, 18 стр. текста и 26 таблиц со снимками. Имени автора текста и редактора издания не означено.

3). Замечательное открытие в Древне-Русском книжном мире. Первая книга, напечатанная докт. Фр. Скориной (Псалтирь). В Беседе Обществе люб. Рос. слов. Вып. I. М. 1867г., отд. I, стр. 1–27, и отдельно.

4). Собрание Славянских книг церковной печати И. Я. Лукашевича. В газете: Москва 1868 г., № 50, с подписью: Л. П.

5). Славяно-Русские рукописи В. М. Ундольского, описанные им самим (№№ 1–579). Изд. Моск. Публ. и Рум. Музеев. М. 1870 г.

6). Собрание рукописей В. М. Ундольского в полном составе. Библиографический очерк. М. 1870. Отдельный оттиск из предыд. издания, где составляет приложение.

7). Очерк Славяно-Русской библиографии В. М. Ундольского, с дополнениями А. Ф. Бычкова и А. Е. Викторова. Изд. Моск. Публ. и Рум. Музеев. М. 1871.

8). Каталог Славяно-Русс. рукописей Д. Пискарева. М. 1871 г. Составляет приложение к Отчету Моск. Публ. и Рум. Музеев за 1867–1869 гг.

9). Бумаги Н. В. Сушкова. Моск. Вед. 1872 г., № 107, и в отд. оттиске.

10). Обозрение старинных описей патриаршей ризницы. В Вестнике Общества Древне-Русс. искусства на 1874–1876 г., и в отдельном оттиске.

11). Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых Приказов, 1584–1725 г., хранящихся в архиве Оружейной палаты. Вып. I. М. 1877.

12). Описание рукописей и бумаг В. И. Григоровича. Отд. оттиск из Отчета Моск. Публ. и Румянц. Музеев за 1876–1878 гг. М. 1879.

13). Описание рукописей, старопеч. книг, актов, автографов и проч., поступивших в Московский Публичный и Румянцевский Музеи, с 1862 по 1878 г., в отчетах по отделению рукописей Музеев. Входит в состав общих отчетов по Музеям, именно: в отчет до 1-го генв. 1864 г. стр. 12–33, 39–61 и 132–135; в отч. за 1864 г. стр. 1–16; в отч. за 1865 г. стр. 1 –14; в отч. за 1867–1869 г. стр. 1–15 и 1–83; в отч. за 1870–1872 г. стр. 1–31, 34–38 и 45–86; в отч. за 1873–1875 г. стр. 1–68; в отч. за 1876–1878 г. стр. 1–112.

2. Критические статьи и исследования

1). Библиотека и историческая деятельность Моск. Синод, типографии (по поводу статьи П. А. Безсонова: «Типографская библиотека в Москве). Москов. Вед. 1859 г., №№ 285, 288 и 291, и в отд. оттиске.

2). Историческая деятельность Моск. Синод. типографии. Продолжение предыдущей статьи. Газета: Наше Время 1860 года, №№ 5, 8, 10 и 12.

3). Последнее мнение Шафарика о глаголице (Ueber den Ursprung und die Heimath des Glagolitismus). В Летоп. Русс, лит. и древн. Н. Тихонравова, Т. II и III, 1859–61, и в виде отдельного оттиска.

4). Рецензия на издание епископа Саввы: Палеографические снимки с рукописей Моск. Синод, библиотеки. В Русс. Арх. 1863 г., №№ 5 и 6, стр. 487–492.

5). По поводу заметки г. Веселовского о том же издании. В Спб. Вед. 1863 г., № 191, с подписью: Любитель палеографии.

6). Кирилл и Мефодий. Новые источники и ученые труды для истории Славянских Апостолов. Писано в 1858 г., напеч. в Кирилло-Мефод. Сборнике М. П. Погодина. М. 1865 г., стр. 343–440, и в отд. оттиске.

7). Не было ли в Москве, опытов книгопечатания прежде 1564 г.? В Трудах 3-го (Киевского) археол. съезда. Киев, 1878 года, II, стр. 211–220.

3. Издания памятников

1). Аполог от нравоучения Кирилла Александрийского по рукописи Ростовского Яковлевского монастыря. В Летописях Русс. литературы, IV, 1862 г.

2). Опись библиотеки иеромонаха Евфимия. В Летописях Рус. литературы, V, 1863 г.

3). Похвала Кириллу и Мефодию по рукописи Севастьянова XIV в.; «Слово на принесние мощем преславнаго Климента, историческую имуще беседу», по Макар. Четь-Мин., и так наз. Итальянская легенда о Кирилле и Мефодии, в новом переводе, по Румянц. рукописи № 151. Напеч. в Кирилло-Меф. Сборнике, М. 1865 г., стр. 309–312 и 318–342.

4). Киево-Печерский Патерик по Румянц. рукописи XV в. № 305, в переводе на Русс. язык Марии Викторовой, с предисл., подписанным буквами: А. В. Киев, 1870 г.

5). Собственноручные письма Императрицы Екатерины II к А. В. Храповицкому. В Русс. Арх. 1872 г., № XI, стр. 2062–2097, и в отд. оттиске.

6). Два памятника Русского монастырского быта XVII века: Письмо Нектария, архиеп. Сибирского († 1665), и Колязинская челобитная, с предисловием, подписанным буквами: Л. П. В Русс. Арх. 1873 г., № 9, стр, 1770–1782.

7). Опись патриаршей ризницы 1631 г. В Вестнике Общ. Древне-Рус. искусства на 1874–1876 и в отд. оттиске.

8). Опись ветхостей в башнях и стенах Моск. Кремля, Китая города и Белого города, 1667 года, по рукописи Моск. Публ. Муз. № 1390. В Чт. Общ. ист. и древн. 1877 г., кн. II, Смесь, стр. 1–16.

9). Стефанит и Ихнилат по трем древнейшим спискам: Севастьяновскому и Синодальному XV в, и по списку Григоровича (в отрывках) XIII – XIV в. Издание Общ. любит, древней письменности. Выйдет в свет в конце текущего, или в начале следующего года.

4. Смесь

1). Описание этногр. музея Густ. Клемма. Перев. с Нем., напеч. в Москвит. 1853 г., № 16, стр. 169–184 (в письме Погодина из-за границы). Без подписи.

2). Великая княгиня Евфимия, основательница Вознесенского женского монастыря, что в Московском Кремле М. 1857 г. Без означения имени автора.

3). Рецензия на книгу: Протоиерей Ф. А. Голубинский. Москвит. 1855 г., № 7, стр. 145–149. Без подписи.

4). Епархиальная Публичная библиотека для Моск. духовенства. Моск. Вед. 1862 г., №№. 172, 173 и 181.

5). Извлечение из статьи В. Ундольского: «Об открытии и издании творений Климента, еп. словенска». Беседы в Общ. любителей Росс. слов. М. 1867 г., I, стр. 31–38, с подписью под примечанием: «Редакция».

6). Об изданиях Московского Публич. и Румянц. Музеев по отделению рукописей и Славянских старопечатных книг В Журнале Минист. Нар. Просв. 1867г., июль, стр. 243–256. Без имени автора.

7). Предположение об устройстве в С.-Петербурге женского университета. Газета Погодина: Русский 1868 г., №№ 4, 25 и 26.

8). Историческая объяснительная записка к проекту нового устава и штата Моск. Публ. и Рум. Музеев. Напеч. в 1872 г., без озн. года, в л., на 74 стр., в виде рукописи, и в свет не была выпущена.

б) Библиографические и другие работы ненапечатанные

1). Работы (в течение 1852–1855 гг.) по сличению Славянского перевода Хроники Иоанна Малалы с Греческим подлинником. Результаты этих работ отмечены на полях известного Архивного сборника XV в. и Синод. Хронографа № 280, а также на полях Архивного экземпляра греч. Боннского издания Малалы.

2). Описание Макарьевских Четь-Миней по обоим синодальным спискам, в сличении со списком Новг. Софийского собора (ныне Спб. Дух. Ак.) и с хранящимися в разных библиотеках Четь-Минеями старших и позднейших редакций. При этом, как пособие для указания подлинников, житий Греческих святых, алфавитный указатель Греческих житий и похвальных слов, входящих в состав Греческих Четь-Миней Моск. Синод, библиотеки, составленный по самым рукописям. Названная работа произведена в 1855–1860 гг. и потом, по разным причинам, прекращена. В настоящее время предполагается обратить ее в Сводный Алфавит Славянских житий, вошедших в состав Славянских Четь-Миней всех редакций, с указанием при житиях Восточной церкви Греческих подлинников, известных по каталогам Греческих рукописей Европейских библиотек и, имеющихся в Моск. Синодальной библиотеке, а также вошедших в состав Acta SS. и других изданий. В результате этой работы ожидаются, между прочим, данные для решения вопроса: какие из житий Греческих святых сохранились только в Славянских переводах.

3). Описание рукописей и актов, хранящихся в государственном древлехранилище в теремах большого Кремлевского дворца, составленное по поручению Московской Дворцовой Конторы, в 1873 г. Работа оконченная и готовая к печати. Подлинник ее в делах Московской Дворцовой Конторы; копия – в Московском архиве Министерства Иностранных Дел. Ссылки на это описание и выписки из него находятся в предисловии к новой перепечатке; (М. 1879 г.) издания Калайдовича и Строева: Законы Иоанна III и Судебник Иоанна IV.

4). Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых Приказов. Выпуск II и последний, в состав которого входят записные книги и документы: Приказа Оружейной палаты, Серебряной и Золотой палаты, Приказа Государевых тайных дел и Государева (Петра I) кабинета; также описи дворцовых церквей, остатки царского книгохранилища и проч.

5). Описание Греческих и Славянских рукописей и фотографических снимков с Афонских рукописей и актов П. И. Севастьянова, хранящихся в Моск. Публичном Музее.

6). Описание рукописей и важнейших историчских и юридических актов, приобретенных Московским Публичным Музеем после проф. И. Д. Беляева.

Два последние описания в том объеме и характере, как и описание рукописей Григоровича, управлением Музея предположено напечатать к 50-летнему юбилею Румянцевского Музея.

7). Краткое описание (в роде Указателя Славянских рукописей Моск. Синод. библиотеки) замечательнейших рукописей северных библиотек:

1. Архангельской духовной семинарии (до 308 рукоп.).

2. Анзерского и Голгофского скитов (в Солов. мон., – 69 рукоп.).

3. Антониева Сийского монастыря (до 250 рукописей).

4. Петрозаводского архиерейского дома, Петрозаводского собора и музея (до 100 рукописей).

5. Александро-Свирского монастыря (до 80 рукописей).

Названные собрания были осмотрены составителем описания их в две поездки на север в 1876 и 1877 гг., но, по краткости времени, хранящиеяся в этих собраниях рукописи описаны не все, а только более замечательные, именно памятники литературного содержания; из богослужебных же рукописей только те, которые не моложе XVI в., или же замечательны в других отношениях. Работа эта предназначена к напечатанию в Летописях занятий Археографической Коммиссии.

8). Систематический каталог Славянских церковнопечатных книг, по экземплярам, осмотренным в разных библиотеках лично, по документам Московского типогр. архива и проч., с показанием, при исчислении изданий одного и того же памятника, приблизительного отношения текста последующего издания к предыдущему, с означением теперешнего места хранения более редких книг, и проч. В виде введения к каталогу будет предпослано обозрение более замечательных собраний старопечатных книг и важнейших библиографических пособий. Работа неконченная.

9). Книгопечатание в России в XVI веке, прежде и около времени издания Иваном Федоровым Апостола 1564 г. Книги, напечатанные без означ. места и года печатания в Москве, Вильне и в других местах, с приложением сиимков. Извлечение из этой статьи было читано автором на Киевском Археол. съезде и напеч. в Трудах этого съезда (см. выше).

2. Выписки из частных писем и записок А.Е. Викторова к И.И. Срезневскому

…Проведенные мною четыре года в Академии (1846–1850 г.) не имеют ни малейшей связи с последующими моими занятиями и нисколько не подготовили меня к ним, по крайней мере не дали решительно никаких подготовительных знаний. Из Академии, благодаря господствовавшему в ней в то время обычаю писать большие сочинения на заданные темы, не стесняясь сроками, я вынес только логическую выправку п уменье самостоятельно работать в какой бы то ни было области; по практическим же знаниям –знакомство с модною в то время Гегелевской и вообще Германской философией и потом с новой Русской литературой. В последствии не раз и мне, и моим товарищам приходилось жалеть, что и богословскими-то знаниями не снабдили нас как следует. Отчета в лекциях в то время со студентов не спрашивали, а им то и на руку: сидят себе и упитываются статьями Белинского, или роются в Латинских Фолиантах, отыскивая материалы на заданные темы. Что же до меня, то, на беду, в последние два года академического курса я почти все время проболел, и поэтому не мог заручиться даже теми знаниями, которыми могли запастись мои товарищи. Горского мне пришлось слушать очень немного, и то по всеобщей истории церкви. Но тем не менее лекции его возбудили во мне интерес к церковной истории, и я, бывши студентом, прочел несколько томов Неандера. При том же по этому предмету Горский читал только около 10 лекций, не больше. Вообще, при выходе из Академии, и я, и многие из моих товарищей ясно сознавали, что мы оставляем свою Alma mater почти что с теми же фактическими знаниями, с какими вышли из семинарии, с той лишь разницей, что многое из прежнего позабыли и выучились обо всем толковать свысока.

…В 1861 г, благодаря рекомендации Ф. И. Буслаева, я переселился на службу в библиотеку Моск. Университета на должность помощника библиотекаря, а потом в 1862 г., благодаря также рекомендации Буслаева, перешел на место настоящей моей службы в Музей.

Но добрейший Федор Иванович занимает в моей жизни роль несравненно большую. Я всегда чтил его, чту и буду чтить как истинного своего воспитателя, учителя и руководителя. И если, принявшись за рукописи без всякой подготовки и занимаясь ими ощупью, в последствии я стал немножко понимать в этом деле, как и во многом другом, толк, то этим обязан именно Федору Ивановичу, с которым находился в частых и близких сношениях с 1855 г. Знакомство с Буслаевым, как и с Шевыревым и Бодянским, было сведено мной у Саввы, когда они (в 1854 г.) работали над Синодальными рукописями для изготовления известного юбилейного издания. Так как в течение 1852–1858 г. я бывал у Саввы если не каждый день, то непременно через день, и после обеда, или вечернего чая, обыкновенно уходил в кабинет работать над рукописями, где обыкновенно работали и университетские профессора, то знакомство с ними было совершенно естественно… С Буслаевым у меня с самого первого знакомства начались сношения самые дружественные, которые потом утвердились окончательно с 1856 года, когда, по его приглашению, я поступил, учителем Русского языка и словесности в Мариинско-Ермоловское женское заведение, где Буслаев с 1855 года был инспектором преподавания …

Как вы знаете, Буслаев в то время с жаром пропагандировал изучение в наших школах Славянского языка и Древнерусской литературы, и мне именно, по инструкции данной Буслаевым, пришлось едва ли не первому приложить эту пропаганду к делу. Согласно с данной мне Буслаевым инструкцией, я должен был преподавать: 1) грамматику Русского языка сравнительно с Церковно-Славянским; 2) историю Древнерусской и новой литературы по памятникам; 3) по памятникам же знакомить своих слушательниц с главнейшими представителями литературы Греческой, Римской и Итальянской. Для большего удобства, все эти предметы были распределены начиная с низших классов, например, в маленьких классах я читал с воспитанницами Гомера, Русские былины, многое из Пушкина и Жуковского; в средних – оды Пиндара, Горация (конечно в переводе), Данта…; в высших – Греческих трагиков, Греческих и Римских историков… и Древнерусских писателей, а затем уже передавал теоретические понятия, как вывод из прежде прочитанного. Опыт удался как нельзя лучше; экзамены производились у меня по такой широкой программе, какая в то время не практиковалась ни в одном из средних учебных заведений, ни мужских, ни, тем более женских…

Считаю лишним упоминать, что добрейший Федор Иванович постоянно руководствовал, меня в этом деле советами и снабжал книгами, и всегда поощрял, и одушевлял, меня в моих занятиях. Вообще попав в школу к Буслаеву, я истинно прозрел и, некоторым образом прошел под его руководством университетский курс.

…В наше время Голубинский, как профессор философии, преследуемый со стороны Филарета подозрениями во всех возможных ересях, читал собственно Христианскую философию в один тон с Баадером. Поэтому лекции его нам казались скучными, и мы очень лениво слушали их. Но зато Голубинский был чрезвычайно интересен в домашних, частных беседах. Я сблизился с ним по тому поводу, что около года работал над сочинением на заданную им тему: «Правда ли, что первый человек находился на степени животности, и потом мало-помалу достигал образования?» По этому поводу, согласно рекомендации Голубинского, я перечитал всех философов истории и прогрессистов, начиная с Вико до Гегеля включительно. Но у Гегеля многого я конечно не мог понять, а потому и обращался за толкованиями к Голубинскому же.

И вот тут-то я и имел случай убедиться в обширных его сведениях по философии. Случалось, что он просиживал со мною над Гегелем часа по четыре к ряду, и однако же за это время мы прочитывали только по нескольку страниц. Это потому, что Голубинский постоянно прерывал историко-философскими толкованиями. Бывало остановится на каком-нибудь Гегелевском тезисе и начнет рассказывать историю его, начиная с Платона и Аристотеля. Вот почему я очень высоко ставил Голубинского, не смотря на сухость читанных им нам лекций

…Тихонравову я очень благодарен за многое и многое, и прежде всего за то, что с первого же нашего знакомства (в 1855-х годах) он относился ко мне как равный к равному, что для поддержки моего забитого академического сознания было очень важно. Но, собственно говоря, по занятиям в то время, да и после мы были товарищами. Он бывало делился со мною своими сведениями, я своими. Больше всего мы сходились в методе преподавания Русской словесности, так как оба находились под руководством одного и того же наставника, т. е. Буслаева. Но потом менялись своими сведениями и по части рукописей.

* * *

1

Считаю не лишним обозначить главные прюбретения Музея в повременном порядке, их поступления в Музей.

В 1861–1863 гг. поступило:

Coбрание масонских рукописей и книг (357), принадлежавших покойному графу С. С. Ланскому: оно приобретено покупкою «необыкновенно выгодно» при содействии профессора Ешевского (подробное обозрение собрания см. в Отчете до 1 янв. 1861 г., стр. 32–39).

Собрание рукописей и старопечатных книг при библиотеке А. С. Норова, пробретенной по Высочайшему соизволению за 17000 руб. из сумм государственного казначейства.

Собрание Славяно-Русских рукописей (210), приобретенное после смерти Т.Ф. Большакова (обозрение в Отчете, стр. 40–46),

Собрание Славянскпх рукописей (56), пожертвованных архим. Амфилохием, продолжавшим жертвовать рукописи в Музей и в следующие годы (Отч., стр. 46–47).

Собрание Славяно-Русских рукописей (46), принесенное в дар Музею купцом С.Т. Большаковым и «составляющее отличное дополнение» к означенному выше собранию Большакова-отца (Отч., стр. 47–48).

Собрание 128 фотографических снимков с Афонских рукописей и грамот, пожертвованное П. И. Севастьяновым.

Кроме того, принято в Музей на правах пользования Собрание Греческих и Славянских рукописей и Славянских старопечатных книг П.И. Севастьянова (Отч., стр. 51–57)

В 1864 г.

Дополнительное собрание Славяно-Русских рукописей Т.Ф. Большакова (всего вместе 370 рукописей), разнообразное и богатое замечательными произведениями письменности (Подробн, обозрение в Отчете 1864 г., стр. 2–8).

Собрание рукописей 1-й Московской гимназии, большею частью исторического содержания (Отч., стр. 8–9).

Подбор Славянских старопечатных книг из дублетов Императорской Публичной библиотекиˆВ 1865 г.

Собрание масонских рукописей и книг, принадлежавших, прежде графу С.С. Ланскому, а потом профессору С.В. Ешевскому (Отчет 1865 г., стр. 1–9).

Собрание подлинных Древнерусских грамот и актов исторического и юридического содержания, принесенное музею в дар д. т. с. П.А. Мухановым (Отчет 1865 г., стр. 9–10).

В 1866 г.

Собрание Славяно-Русских рукописей В.М. Ундольского, очень обширное (1422 рукописи), разнообразное и искусно подобранное; приобретено при помощи А.И. Кошелева (Отчет 1867–1869 гг., стр. 1–2).

Собрание Славянских церковно-печатных книг В.М. Ундольского; приобретено при помощи Московской городской думы и потом. Почет. гражд. К.А. Попова (Отчет, стр, 3).

В 1867–1869 гг.

Собрание первых Русских ведомостей С.Д. Полторацкого, за годы 1703–1726; приобретено по Высочайшему соизволению при пособии правительства (Отчет 1867–1869 гг., стр. 4–8).

Дополнениe к прежде полученным рукописям А.С. Норова (Отч., стр. 9–12).

Выбор из собрания Славяно-Русских рукописей и старопечатных книг, оставшихся после Д.В. Пискарева (203 рук. и 15 старопеч. книг); в числе рукописей многие замечательны по своему историческому содержанию (Отчет, стр. 12–23).

Собрание Южно-Славянских рукописей и старопечатных книг; дар А. Н. Хитрова (Отч., стр. 30–31).

Собрание крюковых и других подобных рукописей, и книг; дар по завещанию, вместе с библиотекой, кн. В.Ф. Одоевского (Отч., стр, 31–33).

Два собрания автографов, вместе с собранием разных рукописей и бумаг; дар И. Е. Бецкого (Отч., стр. 83–36).

Собрание собственноручных работ и бумаг И.И. Сахарова с несколькими старинными рукописями; дар А.Н. Неустроева (Отч., стр. 36–38).

Разные масонские бумаги; дар А.Н. Неустроева и Гр. В. Есипова (Отч., стр. 40–43).

Разные рукописи, грамоты и пр. (Отч., стр. 48–65).

В 1870–1872 гг.

Библиотека И.Я. Лукашевича: 1. Собрание книг церковной печати (более 800); 2. Собрание Славянских рукописей (164); 3. Архив Малороссийских актов с присоединением пергаментных Молдовлахийских грамот, собранных истор. Маркевичем (Подробное обозрение см. в Отчете 1870–1872 гг., стр. 8–35).

Собрание церковно-печатных книг из дублетов библиотеки Синодального архива (Отч., стр. 35–37).

Собрание Славянских старопечатных книг из дублетов Новгородского Софийского собора (Отч., стр. 37–39).

Собрание Славяно-Русских рукописей (77), преимущественно раскольничьих (60), Н.И. Попова (Отч., стр. 39–45)

Бумаги Н.В. Сушкова: 1. Собственноручные бумаги, письма, указы, литературные произведения императрицы Екатерины II; 2. Собственноручные бумаги братьев Храповицких; 3. Собственные бумаги, сочинения и переписка Н.В. Сушкова (Отч., стр. 45–52).

Масонские документы и рукописи (Отч., стр. 52–57).

Рукописи Славянские, Pyccкие и иностранные, принесенные в дар (Отч., стр. 61–71).

Славянские книги церковной печати (Отч., стр. 73–74).

В 1873–1875 гг.

Собрание рукописей, снимков и книг И.И. Севастьянова, дотоле хранившееся в Музее на правах пользования, драгоценное и по огромности, и по важности многих памятников (Подробное обозрение главных см. в Отчете 1873–1875 гг., стр. 3–14).

Собрание рукописей и актов проф. И.Д. Беляева (173), важное в историческом отношении (Отч., стр. 15–25).

Славянские старопечатные книги из дублетов (48) Императорской Публичной библиотеки (Отч., стр. 25–30).

Славянские старопечатные книги (126) из дублетов С.-Петербургской Духовной Академии (Отч., стр. 30–34).

Книги церковной печати (256) из Московской епархиальной библиотеки (Отч., стр. 34–39),

Собрание рукописей Китайских и Манчжурских К.А. Скачкова (258), дар А.Л. Родионова (Отч., стр. 40–41).

Несколько небольших собраний Славянских и Русских рукописей (Отч., стр. 41–46).

Собрание автографов (Отч., стр. 46–50).

Разные рукописи старые и новые, снимки, акты, автографы (Отч., стр. 51–59).

Разные старопечатные книги (Отч., стр. 60–61).


Источник: Несколько припоминаний о научной деятельности А.Е. Викторова / [Соч.] Акад. И.И. Срезневского. - Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1881. - [2], 23 с.

Комментарии для сайта Cackle