Климент, епископ Римский и «Климентова литургия»

Источник

Текст литургии.

Климентова литургия. – Так называется литургия, изложенная в 5–15 главах VIII-ой книги «Апостольских Постановлений». Свое название она получила от заглавия этого сборника: Διαταγαὶ τῶν ἀγίων Ἀποστόλων διὰ Κλήμεντος τοῦ ωμαίων ἐπισκόπου τε καὶ πολίτου. Хотя наука еще в XVII в. отвергла принадлежность этого сборника св. Клименту Римскому, но наименование данной литургии – «Климентова» – употребляется и доселе ради его краткости.

По своей схеме Климентова литургия стоит еще близко к тому порядку литургии, как его изобразил в своей большой апологии Иустин мученик. Он указывает там следующие элементы современной ему литургии: чтение слова Божия – Ветхаго и Новаго заветов, проповедь, общая молитва, принесение и освящение даров и, наконец, – причащение. Тот же порядок находим и в Климентовой литургии – с тою только разницей, что в ней пред ектенией и молитвой верных поставлены еще ектении и молитвы оглашенных, одержимых, готовящихся к просвещению и кающихся. Замечательна по своему обширному объему евхаристическая молитва данной литургии: в ней вкратце излагается почти вся история домостроительства.

Что такое Климентова литургия, это – вопрос нерешенный еще и доселе. Решение его стоит в связи с вопросом о происхождении сборника «Апостольских Постановлений». Новейшия изследования выяснили, что он составлен в Сирии, – по мнению А. Гарнака, между 340–360 гг. (предпочтительно 340–346), по мнению же покойнаго Ф. Функа в конце IV-го или даже в начале V-го века. Составитель его в первых шести книгах интерполировал памятник III-го в., так наз., «Didascalia», в 1–32 главах VII-ой кн. – «Διδαχὴ τῶν δώδεκα Ἀποστόλων». Но относительно VIII книги мнения ученых расходятся. Существует ряд памятников, родственных этой книге. Самый близкий из них, это – «Constitutiones per Hippolytum» – более краткая редакция VIII-ой кн.; в ней, между прочим, литургии совсем нет. Самый же отдаленный, это – «Canones Hippolyti» (араб. и ефиопск.). Здесь много новаго сравнительно с «Постановлениями», – литургии тоже нет, и только после изложения епископской хиротонии замечается, что новорукоположенный епископ совершает евхаристию, – и приведены возгласы, предваряющие евхаристическую молитву. Средину между этими двумя последними памятниками занимают так наз. «Египетския Церковныя Постановления»: в ефиопской их редакции, кроме вышеуказанных возгласов, даны также и главныя литургийныя молитвы, но отличныя от Климентовой литургии.

По мнению одних ученых (Г. Ахелис и др.), древнейший памятник – «Canones Hippolyti», а по мнению других (Ф. Функ) он – самый позднейший и образовался чрез постепенное сокращение и видоизменение VIII-ой кн. «Постановлений». Отсюда вытекают и два разные взгляда на Климентову литургию. Ученые, держащиеся перваго взгляда, полагают, что она – произведение составителя «Постановлений» (Brightman, напр., думает, что она составлена по рубрикам антиохийской литургии, тексты ектений – прямо антиохийские, ибо они, как это издавна уже отмечалось, сходны с текстами и изложением антиохийских ектений, приводимых в его творениях Иоанном Златоустом, – схема анафоры – сирийская, молитвы – в значительной степени – собственное сочинение составителя). Следующие же второму мнению полагают, что составитель «Постановлений» интерполировал уже готовую литургию, употреблявшуюся в антиохийском церковном округе и что Климентова литургия составлена не в одно какое-либо время: в ней есть новые элементы, IV-го века, но есть и части, идущия еще от II-го века. Второй взгляд правильнее. Составитель «Постановлений» во II-ой кн. сборника дает еще и собственное изложение литургии: порядок ея сильно отличается от Климентовой литургии.

Литература. Текст литургии см. в изданиях «Апостольских Постановлений». F. Turriani (1563), Cotelier’а (1672), Clericus’а (1724), Gallandi (Bibloteca vet. patr. III, 1767, Migne’а (gr. I), W. Ueltzen’а (1853), de-Lagarde’а (1862) и в новейшем F. X. Funk’а (t. 1, 1905). Отдельныя издания Климентовой литургии – Chr. Bunsen, Hippolytus II, Lpzg. 1853; Daniel, Codex liturgiens IV, Lips. 1853, Hammond, Liturgies Eastern and Western, Oxford 1878, и переработка этого издания у Brightman (тоже заглавие), vol. I, Oxford 1896. Русские переводы: – «Постановлений» – Казань 1864, отсюда перевод Климентовой литургии перепечатан у Ф. Смирнова [еп. Христофора], Богослужение Христианское со времени Апостолов до четвертаго века, Киев 1876 (оттиски из «Тр. Киевск. Дух. Академии» 1874–1876 г.), другой перевод – в «Собр. древн. литург. восточн. и западных», вып. I, Спб. 1874 г. Выдержки из Климентовой литургии см. у И. Ветринскаго, Памятники древн. христ. Церкви, т. III, 5, Спб. 1844. Взгляды и мнения указаны у Brightman’а в введении. См. также F. Probst. Liturgie d. drei erst. Cliristlich. Jahrhundert, Tu1870, и его же, Liturgie d. viert. Jahrhunderts und der. Reform, Mu1893. P. Drews, Studien zur Geschichte d. Gottesdienstes u. d. gottesdienstlich en Leben, II u. III – Untersuchung. ud. sog. Clementinische Liturgie im 8 B. d. apostol. Konstitutionen Die Clementinische Liturgie im Rom, Tu1906. (Ср. «Theologieche Revue» 1908, 8, Sp. 182–184; «Theologische Literaturzeitung» 1908, 11, Sp. 333–335.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 11: Клавда — Книги апокрифические Новаго Завета. — 1910. — XI с., 470 стб. : портр. / И. Карабинов. Климент, епископ Римский и «Климентова литургия». Стлб. 98-100.

Комментарии для сайта Cackle