Несколько слов о нищих

Источник

(Духовно-нравственное наставление нищим и их благотворителям в форме разговора)

– Здравствуйте! Как поживаете после своей матушки, почтеннейшей старушки? – так приветствовал священник одних из своих прихожан, недавно схоронивших свою мать старушку, когда пришел в их дом вскоре после похорон с целью навестить осиротевших.

– Здравствуйте, батюшка! Добро пожаловать! Как живем-то?.. Да горюем все еще, – отвечал хозяин дома, старший из сыновей умершей старушки.

– Нельзя не горевать: ведь схоронили мать родную, да еще какую – редкую мать. И сам Христос вскорбел духом и прослезился при смерти друга своего Лазаря; только будем "скорбеть, не ...как не имеющие надежды» (1Сол.4:13) на свидание и сожительство с умершим в будущей загробной жизни, – поучал священник.

– Очень благодарны вам, батюшка, за все пастырские наставления нам, – сказал за всех хозяин дома. – Уж не оставьте нас и вперед своими наставлениями. Вот в настоящее время мы находимся в некотором затруднении и недоумении и покорно просим вас, батюшка, вывести нас из затруднения и разрешить наше недоразумение.

– С полной моей готовностью, – сказал священник, и затем спросил: -В чем же вы затрудняетесь и что за затруднение у вас?

– Вам не безызвестно, – начал хозяин дома, – что покойная наша матушка, умирая, завещала нам поминать ее: заказать сорокоуст в трех церквях и до сорока дней, после обедни всякий день, раздавать известную сумму милостыни нищим, стоящим в церковной паперти.

– В чем же вы тут затрудняетесь и недоумеваете, я не совсем понимаю, – спросил при этом священник.

– А вот в чем, батюшка, – продолжал сын умершей. – Многие из нищих, стоящих в церковных папертях, навели на себя, особенно в последнее время, разные подозрения с нашей стороны, и теперь мы не можем спокойно подавать им денежную милостыню.

– Да, – сказал священник, – это верно, что многие из наших нищих подозрительны. Например, между ними видишь многих молодых здоровых людей, способных к работе, но им лень работать, церковные паперти, и не одни паперти, но и вообще дома, лавки и улицы городские, снабжают их достаточными средствами. Между нищими видишь и пропившихся из бывших порядочными людьми. Также видишь краснолицых, с опухшими, нередко вместе и подбитыми глазами, которые таким своим видом ясно показывают, что все, что они добывают, обыкновенно пропивается ими. Немного найдешь между ними истинных нищих. Даже и калеки, по-видимому, истинные нищие, но и в них вы заметите большие недостатки: и пьянство, и разврат, и прочее.

– А читали ли вы, батюшка, когда книгу «Петербургские трущобы»? – вмешался в разговор другой, младший сын покойной старушки. – Вот где один из наших известнейших писателей, Крестовский, описывая темных петербургских людей, между ними так картинно и подробно, хоть, быть может, и не без некоторых прикрас, описал и нищих. Мне не так давно впервые пришлось прочитать это произведение. Боже! Чего-чего не написано там о нищих! И все описано с натуры. Там описаны они со всех сторон: там описаны они во время сбора в церковных папертях с их разными тут проделками; там описаны их дележки и кутежи после сбора в кабаках и харчевнях; там описан и их домашний быт в занимаемых ими квартирах. Оттуда, например, вы узнаете, как некоторые из нищих, для большого сбора, берут чужих ребят, так как есть такие личности, которые набирают по нескольку незаконнорожденных детей, как бы на воспитание, и отпускают их, подобно вещам каким на прокат, за известную сумму, для сбора, а некоторых из детей – страшно сказать – нарочно уродуют, например, обваривают руки и ноги кипятком из самовара, обливают лицо крепкой водкой, ослепляют, чтобы видом таких несчастных детей больше разжалобить дателей.

– Да, это все я знаю: и читал, и слышал, – сказал священник.– В последнее время немало писали и пишут о нищих и в газетах, и в духовных журналах. Так, не помните ли, было писано о некоторых нищих-богачах, оставлявших после своей смерти десятки тысяч денег? Так как-то был описан следующий случай: некто, заметив у женщины-нищей дитя, которое в течение целой обедни лежало на руках спокойно и неподвижно, точно мертвое, попросил показать дитя, и что же оказалось? Вместо дитяти, обернутая тряпками деревяшка. Так еще, в нашей столице встречаешь целые толпы нищих, ложно выдающих себя за погорельцев или за страдающих от неурожая; встречаешь, собирающих на мнимые похороны кого-нибудь из родственников или вопиющих о потере будто бы места за болезнью или о выходе только что из больницы и о своей поэтому безместности. Я помню, читал как-то в журнале «Душеполезное чтение» (за 1863 г.), что, например, в Подольском и Верейском уездах Московской губернии и в некоторых ближайших к ним селениях Калужской губернии нищенство сделалось общим обычаем, которого никто и не стыдится, и до того въелось оно в быт и нравы тамошних жителей, что даже достоинство жениха и невесты там оценивают по искусству собирать милостыню: иную невесту долго обегают женихи собственно потому, что она не умеет побираться, и жених не скоро находит себе невесту, если известно, что он плохо побирался, т.е. не умел собрать денег нищенством для хорошего приданного своей невесте.

– Удивительно, какое развращение нравов в этих нищих, – воскликнула хозяйка дома, жена старшего сына покойной старушки. – Жаль их! Я думаю, батюшка, тяжело грешат нищие-обманщики и тунеядцы и много ответят они перед Богом? – спрашивала священника она же.

– Да, действительно, христианскому сердцу нельзя не жалеть нищих-обманщиков и тунеядцев, так как действительно велико их развращение, тяжело грешат они перед Богом и много ответят на Страшном суде. Тем более жаль их, что они не рассуждают об этом. А если бы рассуждали, то ужаснулись бы того, что они делают и что готовят себе в будущем. Господь так устроил все наши отношения друг к другу, чтобы мы, как взаимно зависим друг от друга, так и служили друг другу. Посему богатые и вообще имеющие достаток обязаны помогать бедным и нуждающимся; а сии за эту помощь взаимно обязываются служить им. Чем служить? Преимущественно общим для всякого возможным и сподручным способом – молитвою. При этом я могу рассказать случай, имеющий большое отношение к взысканной обязанности нищих к их благотворителям. Некто богатый человек принес милостыню в монастырь – оделил всю братию по серебряной монете; тут был схимник, ему он дал золотую монету. В следующую же ночь схимник видит сон: перед ним лежит большое тернистое поле, и вся братия очищает это поле от терний, выдергивая их. К схимнику подходит некто, наблюдавший за работой, и строго спрашивает: «Что же ты не работаешь? Ты получил больше всех». От страха проснулся схимник и понял, что тернистое поле есть грешная душа богатого благотворителя. Получившие от богача подаяние братия обязали себя молиться за него. И почитая себя не в силах умаливать за чужие грехи, – «Я и за свои то не умолю!», – думал он – взял золотую монету, полученную от благотворителя, и выбросил за окно. Из этого рассказа должны понять все, пользующиеся подаянием, какую большую обязанность и ответственность берут они на себя по отношению к своим дателям. Если бы посерьезнее подумали об этом люди, которые могли бы жить собственными трудами, т.е. молодые и здоровые из нищих, то боялись брать на себя обязанность умаливать за чужие грехи. И для истинно-то нищих должно бы нелегко жить на чужой счет; но уж делать нечего: такая их судьба, так уж суждено им от Бога.

А если ложные нищие подумают еще о том, против скольких заповедей согрешают они, занимаясь, скажем, ремеслом нищенства, то ужас их за свою ответственность перед Богом должен увеличиться еще более. Во-первых, выпрашивая милостыню именем Христовым, они, значит употребляют имя Божие всуе – таким образом грешат против 3-ей заповеди; во-вторых, ленясь трудиться, они грешат против 4-й заповеди, которая предписывает всем трудиться, говоря: шесть дней делай всякий, кто в силах трудиться; в-третьих, грешат против 8-й заповеди, так как незаконно пользуются чужой собственностью, и таким образом, как бы похищают ее, воруют; в-четвертых, прибегая ко лжи, например представляя себя действительно нуждающимися, тогда как имеют средства, или показывая себя больными: слепыми, хромыми, уродливыми, таким образом грешат еще против 9-й заповеди, – лгут. Нарушать сразу четыре заповеди – какой великий грех! В ветхозаветное время за нарушение какой-нибудь из 10 заповедей обыкновенно наказывали смертью; какого же наказания заслуживают те, которые одновременно нарушают четыре заповеди? Да ужаснуться ложные нищие: что они делают? Какой гнев Божий собирают на свои головы?

Ложные нищие грешат немало и против общества, где живут, против правил общежития: так как, вместо того, чтобы трудиться, подобно другим, они не трудятся и таким образом живут, не принося пользы для других. Мало, если сказать, что ложные нищие не приносят пользы; они вредят обществу, вредят, например, тем, что похищают суммы, которые могли бы идти истинно нуждающимся; но уже не говорим о вреде в других отношениях. Они не достойны и пищи, как ленящиеся работать: правило общежития говорит прямо словами св. апостола Павла: «кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Сол.3:10).

А что если взять во внимание еще те поступки, которыми обыкновенно сопровождается сбор подаяния ложными нищими, жизнь и поведение их; то тут соберется еще сколько грехов! Например, посмотрите на этих нищих, когда стоят они при храме во время раздачи милостыни им. Право, сердце обливается кровью, когда смотришь на них. Стоя тут, они нисколько не сознают, совершенно забывают, где стоят: и шум, и брань, и толканье только видишь и слышишь здесь у них. Чтобы занять место повиднее, обыкновенно они теснят друг друга; получив милостыню один на нескольких или на всех, старается утаить, обделить других, любви друг к другу у них как бы не существует, а обделенные ругают обидевших, как попало, как выговорит по большей части пьяный язык их. Смотрят тотчас же по получении на количество подаяния, и если, по их соображению, дано мало, то пускают всякую ругань вслед дателю. А молитву за благотворителей и вообще молитву редко-редко услышишь и увидишь у нищих и в самом храме. Указанными своими поступками ложные нищие портят и истинных нищих: своим примером увлекают, а действиями понуждают и их к подобным поступкам

А жизнь-то нищих, особенно ложных, в их трущобах и квартирах или вообще времяпрепровождение их в свободные часы от сбора!.. Это – постоянные попойки, брань, ссоры одних с другими, сквернословие. Молитвы же за благотворителей и в доме, подобно как и в храме, не видно и не слышно.

– Как ярко описано все это в «Трущобах»! – воскликнул при этих словах священника младший из сыновей.

– И эти разгулы и пьянство, – продолжал священник, – на деньги, выпрошенные у благотворителей на пищу и на одежду, выпрошенные именем Христовым! Да подумают ложные нищие, что пьянство и разгул на собственные, добытые трудом, деньги – грех; каким же грехом должны быть пьянство и разгул на деньги, поданные им благотворителями на нужды, на удовлетворение насущных потребностей, и на деньги, поданные как бы Самому Христу, так как благотворители подают, внимая словам Священного писания: «Милуяй нища, взаим дает Богови» (Притч.19:17). «Поскольку вы сделали сие одному из сих братьев моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40).

За всем же тем нельзя опустить грехов ложных нищих по отношению к детям, разделяющим их нищенство. Из этих детей обыкновенно они образуют новое, преемственное себе, поколение тунеядцев и бродяг, своей жизнью и поведением развращают их. А что сказано в Евангелии о грехе развращения детей? «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его в глубине морской... Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:6–7).

– Неужели Господь не вразумляет нищих обманщиков, чтобы они исправились? – спросила священника хозяйка.

– Как не вразумляет? Бог милостив: может ли оставить кого из согрешающих без вразумления? Самая жизнь нищих есть вразумление: и при хороших сборах все нищие обыкновенно живут в нищете, и в голоде и холоде. А болезней сколько выносят они? И смерть нищих – по большей части в больницах. Из крестьян же, которые имеют собственные дома и хозяйства, но нищенствуют по обычаю и по привычке, бывает больше теряют, чем приобретают. Так, например, из жития святителя Тихона Задонского я знаю такие случаи: некоторые из крестьян, соблазняясь тем, что многие из их соседей получали от святителя вспомоществование в нужде, обманом выпрашивали у него пособие и себе, говоря, например, что у них пала лошадь, корова или что они сгорели; и что же? Получив пособие, после того действительно теряли лошадь, корову или погорали. Жаль только, что нищие обманщики не обращают внимания на обстоятельства своей жизни: много вразумляющего они нашли бы в них и, быть может, исправились бы – постарались бы изыскать средства к безбедной жизни трудами, или, кто не может трудиться, устройством в богадельни, приюты и таким образом к прекращению навыка жить милостыней. Так действительно и исправляются некоторые, только, к сожалению, весьма-весьма редкие из нищих обманщиков. Я помню, где-то читал, что священник тем рассказом, что уже вам известен, о благотворителе и его схимнике, вразумил одну женщину своего прихода, которая нищенствовала без нужды.

– Но отчего у нас, батюшка, так много нищих? Вот вопрос, который давно занимает меня, – спросил священника младший из братьев домохозяина.

– Многие,– отвечал священник,– увлекаются легкостью приобретения средств посредством милостыни, работать же ленятся. Вот одна из причин размножения нищих. Эта-то легкость добычи понуждает многих и из сельских жителей уходить из домов в города, бросать хозяйство на кого-нибудь из своих домашних. Но есть нищие как бы невольные: таковы, например, те, из коих одни довели себя до нищеты пьянством, другие нечестностью, третьи несносным характером. По этим трем причинам не держат таких нигде в услужении, и они как бы по неволе нищенствуют, хотя конечно причина нищеты их – в них же самих. Наконец истинные нищие, это очень немногие. Их нищета – по воле Божьей, вследствие неспособности к работе по болезни или уродству, или по многосемейству и т.п.

– Из ваших слов, батюшка, видно, что истинных нищих очень немного? – заметил тот же младший брат домохозяина.

– Да, это так,– отвечал священник.

– Не виноваты ли некоторым образом многие из нас самих в умножении ложных нищих? – спрашивал все тот же молодой человек.

– Да, к прискорбию, должно сказать, – отвечал священник. – Подача милостыни без разбора – вот причина, умножающая нищих-тунеядцев. А из нас очень и очень многие держатся правила подавать милостыню всем без разбора.

– Да ведь на это есть заповедь в Евангелии? Господь сказал: «всякому просящему у тебя, давай» (Лк.6:30), – возразила хозяйка.

– Правда, – сказал священник. – Но как понимать эти слова Спасителя? В толковом Евангелии епископа Михаила, который написал свои толкования на основании святых отцов, так истолкованы эти слова Спасителя: «Тут разумеется, – говорит толкователь, – удовлетворение нужд ближнего, просящего себе пособия, кто бы он не был. Само собою разумеется, – прибавляет толкователь, – что и эти дела милосердия и благотворительности не исключают некоторых условий и обстоятельств, когда давать просящему не только не полезно, но и вредно. Например, подобно тому, как подать нож требующему его убийце, яд желающему лишить себя жизни и т.п.» (Толк. на Мф.5:42 и Лк.6:30). Святой Апостол прямо говорит: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь. И из практики древней христианской Церкви нам известно, что она считала попечение о бедных святой обязанностью; но вместе с тем желала помогать только бедным, стоящим пособия. Кормить ленивых, но способных работать, считалось уже и тогда поводом ко греху. При раздаче милостыни обращали тогда также внимание на добрую нравственность и благочестие ищущих помощи. Так, мне помнится, одно из постановлений апостольских (2, 4: 4, 2) говорит: «Голодный ленивец не заслуживает помощи; он даже не достоин называться членом Церкви. Надобно учить дитя, чтобы оно знало какое-нибудь ремесло и было в состоянии его держать, а не злоупотреблять податливостью своих собратий». Правила 4-го Карфагенского собора (101, 103) позволяют помогать из церковного имения молодым вдовам, слабым здоровьем, но требуют от них, чтобы они были ревностны в деле Божьем и помогали Церкви услугою и молитвами. Из жизнеописания святителя Тихона Задонского известно следующее: он любил благотворить, все стяжания свои раздавал бедным и нуждающимся не месте своего служения; посылал деньги для раздачи бедным и на своей родине. Что же он писал родным своим посылая? «Ленивым и пьяницам, – писал, – не давайте ни копейки». Подобным же образом учат и другие святые отцы, например: Василий Великий, Амвросий, блаж. Иероним.

– Значит грешат те благотворители, которые подают милостыню без разбора? – спросил хозяин дома. – Этим потворствуют они тунеядству и развивают его. А ведь между нами большей частью так и поступают? Я знаю таких из своих собратьев, которые имеют обыкновение каждую субботу раздавать положенную сумму денег всем без разбора, и на дворе к ним обыкновенно сходится множество всяких нищих, и конечно большее количество ложных.

– Да, конечно не правы подобные люди. Если бы раздавали милостыню с разбором, то ложные нищие, не получая милостыни, без сомнения должны были бы бросить свое ремесло, – поучал священник. – Потому-то и предписывается помогать с разбором. Потому-то свят. Тихон и запрещает помогать ленивым и пьяницам. А св. Василий Великий так еще говорит о раздаче милостыни без разбора: «Кто дает милостыню бродягам и развратным, тот бросает деньги псам». «Не давайте, – учит блаж. Иероним, – мнимо бедным пищи Христовой, которая принадлежит истинно неимущим».

– Как благодарны мы вам, батюшка, что вы вывели нас из сомнения. А мы ведь думали, что грешно разбирать-то, кто хорош и кто худ из нищих, и кому поэтому нужно подать, а кому нет, – сказал хозяин дома.

– Разбирать это конечно трудно, особенно относительно неизвестных личностей. Очень легко можно ошибиться и не подать истинно нуждающемуся: по наружности судить нельзя, а душа другого человека темна. Например, иные и молоды и полны телом, но больны. В таком случае хорошо держаться следующего правила: если хорошо и хорошо известен ложный нищий, то не подавать ему; если не известен, а только кажется сомнительным по виду или по чему-либо другому, то лучше подать и ему: потому что если и ошибемся, то не ответим перед Богом; нищий сам ответит за злоупотребление милостыней. Я могу указать примеры таких благотворителей, которые полагали лучше ошибиться в подаче милостыни и подать недостойным, обманщикам, чем отказать истинно нуждающимся, «Ну, Бог с ними!» обыкновенно говорили они, когда узнавали об обмане. Это известно о свят. Тихоне Задонском и Лаврентии, архиепископе Чернигов. и Нежинск. (о Лаврентии Страннике 1862 г. Ноябрь). «Для того, чтобы ради этих плутов, т.е. нищих-обманщиков, – говорит св. Амвросий, – не лишить помощи истинно бедных людей, если не всегда можно отказать докучающим, то не надобно по крайней мере давать слишком много бесстыдным». И святые отцы предписывали иметь большую осторожность при разбирательстве нищих. Так, они строго обличали богатых, которые ссылались вообще на пороки бедных, чтобы совсем удалить себя от подаяния милостыни: не заслуживают ли они сами упреков? Вопрошали. «Ты укоряешь бедного, не имеющего хлеба, в праздности, – говорит св. Златоуст, обращаясь к богатому, – а не думаешь о том, что ты сам ленив, между тем как Бог с избытком наделил тебя благами? Ты говоришь: меня удивляет, что молодой, здоровый человек просит на пропитание; он мог бы сказать тебе: меня удивляет, что ты, человек совершенно здоровый, не исполняешь воли Божьей, живешь в праздности и, что еще хуже, проводишь время в пьянстве и обжорстве. Притом не бывают ли часто нашим делом те пороки, в которых мы упрекаем их! Да, наша жестокость, наша скупость делают бедного низким, наглым и лживым. Есть несчастные, принужденные ослеплять детей своих, ибо нищета и нагота не возбуждают в нас сострадания». Между тем говорили еще св. отцы: «Если мы так пытливо будем разведывать о нашем собрате, то Бог поступит с нами точно также: ибо Он будет судить нас так, как мы судим других».

– Как же теперь советуете вы, батюшка, нам поступать при раздаче денег, завещанных для этого дела нашей покойной матушкой? – спросил хозяин дома, старший из сыновей покойной.

– Да вам что особенно затрудняться в деле раздачи? У нас в приходе есть попечительство, членом которого состоите и вы. А попечительство наше, благодаря усердным членам, как известно, открыло и школу и, пока малую, богадельню. Я советовал бы вам отдать из завещанной суммы одну часть на школу: ведь там все дети беднейших родителей, не только одних приходских, но даже и чужеприходских людей; а другую часть – на богадельню: ведь там все бедные и престарелые люди. Не те же ли нищие, но нищие истинно нуждающиеся, нищие признательные к своим благотворителям?

– Батюшка, ведь покойная матушка, как вам известно, завещала раздавать всякий день до сорока дней, и раздавать нищим, стоящим в церковной паперти. Не было бы нарушением ее завещания, когда мы отдадим деньги прямо в школу и богадельню? – спросила невестка покойной, жена старшего из ее сыновей.

– Для сбора в школу и богадельню у нас в церкви, близ входа, как вам известно, поставлены кружки,– отвечал священник,– не все ли равно, стоят ли сами кто из бедных детей и старых людей, для сбора на свое содержание, или поставлены кружки для этого сбора, и подавать ли прямо в руки, или класть в кружки? Кладите, пожалуй, в кружки завещанную вашей матушкой сумму по частям каждый день до сорока дней, а не за один раз; отделите из нее нечто и некоторым из нищих, стоящих в паперти. Право, лучше подать в школу и богадельню, чем раздать поручно в паперти каким ни попало нищим. Теперь, к случаю, нельзя не сказать о церковных попечительствах. Вот учреждения, которые могли бы избавить нас от нищих тунеядцев. Если устроить попечительства о бедных при всех городских церквях, то нищие тунеядцы уничтожатся в городе сами собой, пришедшие в город из деревень ложные нищие должны будут убраться обратно домой: им уже не будут подавать милостыни, так как везде милостыня прихожан будет идти не по рукам в церковных папертях или в других местах, а будет слагаться в кассу попечительств; попечительства же будут раздавать ее не без разбора. У иноверцев, например католиков, лютеран, по большей части так и бывает: иноверных нищих мы почти не видим, например у себя в Москве.

Еще средство против нищих тунеядцев это по моему мнению,– выдача свидетельств истинно нищим, за подписью и печатью не священника только приходского, но и светского начальства местного. И в этом случае нищие-обманщики должны также потерпеть поражение, так как они не могут иметь свидетельств, а без свидетельств подавать им не станут. Ведь и теперь даются же священниками свидетельства о бедности бедным лицам и семействам, живущим в их приходах.

В Москве у нас был Комитет о просящих милостыню. Через полицию он обыкновенно забирал на улицах нищих. Но что же пользы было от этого? Всех ли нищих забирали, и из взятых всех ли препровождали в Комитет-то? Да и представленные в Комитете-то что? Комитет отсылал каждого из них в свое общество: городское, сельское ли; а они через несколько времени возвращались опять в Москву и начинали снова упражняться в своем привычном ремесле.

За последнее время слышишь и читаешь, принимают довольно, и разных мер против нищенства1; но все они оказываются бессильными. Повторим опять: попечительство и попечительства в приходах при церквях – единственно лучшая мера против нищенства. Дай Бог, чтобы более и более открывалось попечительств не только в городах, но и в селах. А то что-то мало открывается их! Очень жаль! Но пока, когда еще так мало у нас попечительств, мне думается, самое лучшее – поручать деньги для раздачи бедным в приходах приходским священникам: они знают истинно бедных в своих приходах.

– Вот, батюшка, еще прекрасные меры против нищих тунеядцев,– сказал один из вновь прибывших в дом гостей, – это открывшиеся в Москве городские попечительства и устраиваемые в некоторых приходах так называемые дома трудолюбия.

– Да, это действительно прекрасные меры против нищенства. Городские попечительства, это вроде церковных, приходских попечительств; слышно, что московские городские попечительства ведут дело очень хорошо, сочувствующих их благой цели нашлось весьма много из среды городских жителей. Что же касается домов трудолюбия, то большое спасибо Иоанну Кронштадтскому, который отличается необыкновенной благотворительностью и которому обязаны своим возникновением эти дома. По его доброму почину уже в нескольких городах устроены дома трудолюбия. Городские попечительства и сии дома имеют прямою своею целью помощь действительно нуждающимся и уничтожение фальшивых нищих. Мало того, что эти попечительства и дома помогают средствами и вещами истинно нуждающимся, они дают и работу для желающих трудиться бедных людей, пристраивают к местам не имеющих места, занимаются лечением, помещают в богадельни и пр. и пр.

Этим и закончилась беседа о нищих у священника с прихожанами в их доме.

* * *

1

Так Москов. Общество поощрения трудолюбия в кухмистерских, открытых этим обществом, предлагают билеты или марки на самые дешевые обеды в народн. кухнях – для раздачи нищим вместо денежной милостыни, в предупреждение обычного у наших нищих злоупотребления таковой милостыней.


Источник: Несколько слов о нищих / Прот. И. Бухарев. - 4-е изд. - Москва : Отд. распростран. духовно-нравственных книг при Моск. о-ве любит. духов. просвещения, 1902. - 32 с.

Комментарии для сайта Cackle