Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Бухарев Духовная беседа по поводу двадцатипятилетя Московской Коммисии по устройству народных чтений

Духовная беседа по поводу двадцатипятилетия Московской Комиссии по устройству народных чтений

Источник

Любезные слушатели! В текущем году, в настоящий день – 21-го ноября, исполнилось ровно 25 лет, как существует у нас в Москве, состоящая при Обществе Распространения полезных книг, так называемая «Комиссия по устройству публичных народных чтений», – которые по воскресным дням ведутся, например, здесь и в других читальнях. Благодарение Богу, значит благое учреждение наше существует уже четверть столетия!

Настоящий день – знаменательный день для Комиссии. Перенесемся мыслью к тому времени, когда зародилась она и пройдем той же мыслью до настоящих времен. Приятно и поучительно вспоминать былое!

Комиссия народных чтений, как по большой части и всякое дело, начала свое существование скромно, в тесных размерах. Сначала было открыто чтение только в одном месте (в народной столовой на Варварской площади). Но так как задача Комиссии высокая и симпатичная, это – просвещение народа в духе религиозно-нравственном, в духе любви к Отечеству и Престолу, сообщение народу общеобразовательных и полезных знаний; то открытие ее, как и нужно было ожидать, встречено с большим сочувствием; первое чтение, начатое, по православному обычаю, молебствием, удостоено было присутствием хозяина Москвы – Генерал-Губернатора, приснопамятного князя В. А. Долгорукова. На нем было много посетителей, между которыми были представители городских властей и многих учреждений.

Слава Богу, наша Москва богата добрыми людьми. И вот, благодаря им, скоро затем чтения открываются Комиссией и в других новых пунктах. Явились лица, пожелавшие послужить благому и полезному делу, одни своими дарованиями и искусством, какие лекторы для чтений, другие материальными жертвами на приобретение, для большей наглядности содержания чтений, фонарей для картин и самих картин начали составляться и печататься брошюры для чтений; неслись в дар книги для составления библиотеки при Комиссии и т.п. Для большего оживления чтений и вместе для развития эстетического, т.е. нежного, благородного чувства в слушателях, устроено было хоровое церковное и светское пение в местах чтений. В первое время чтения были с некоторой, конечно, весьма малой платой со слушателей, затем, когда средства Комиссии усилились, плата была отменена.

«Век» или вообще известное время жизни, «пережить – не поле перейти», говорит наша народная пословица, выражая этими словами то, что в течение жизни всякого человека встречается все: и счастье и несчастье, и удачи и неудачи. Тоже бывает и с целыми обществами. To было и с Комиссией: терпела она и недостаток в средствах, встречалась и с недоверием со стороны и т.п. Но зато какие она переживала и в настоящее время переживает светлые дни! Она заслужила внимание, с ним получала и получает средства, и от частных лиц, и от целых учреждений – Московской, Городской, Купеческой, Ремесленной, Мещанской и Земской Управ и т.п. Комиссия удостоена внимания и покровительства Высочайшего – Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, соблаговолившего в 1885 г., в бытность Его наследником, пожаловать пособие на печатание изданий ее. Ей оказывали и оказывают внимание московские Генерал-Губернаторы и настоящий Августейший Генерал-Губернатор, Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович, и Архипастыри, и число ее читален в Москве по времени уже перешло за цифру 10, а повсеместно за полторы сотни. В настоящее время всех их числом 165. Доброе и полезное дело Комиссии нашло много подражателей, и таким образом она послужила примером и положила начало открытию подобных ее чтений и в других городах, губернских и уездных, и даже в селениях; эти чтения открывались и открываются там при ее содействии и помощи. Комиссия снабжала и доселе снабжает города и селения для чтений своими брошюрами и картинами.

В настоящее время Комиссией ведутся чтения и в больницах – для больных и в тюрьмах – для узников, и в богадельнях и приютах – для призреваемых, и в училищах – для учащихся детей, и в рабочих и ночлежных домах – для их посетителей, и в казармах – для нижних воинских чинов, и на фабриках и железных дорогах – для рабочих, и в обществах трезвости – для желающих и т. п. Комиссия открывала и Богословские чтения для развитой и интеллигентной публики. Она устраивала, на так называемых «Детских Утрах», чтения для детей из интеллигентной среды. Она начала дело религиозно-нравственных бесед с раскольниками в особой аудитории. Она имеет в намерении основать свою собственную народную читальню имени, блаженной памяти, Государя Императора, царя Освободителя Александра II. Такова отрадная деятельность Комиссии!

В настоящий знаменательный день Комиссии, после кратко изложенной ее истории, не мешает сказать и о том, какую пользу приносят ее народные чтения. Нет никакого сомнения, что они приносят великую пользу и потому имеют великое значение для народа. Это, любезные слушатели, вы знаете по собственному опыту. To общее внимание, а особенно внимание народа, проявившееся в первых днях ее существования и со временем усиливавшееся все более и более, о чем говорит, как не о том, что народ чует, сознает и видит пользу чтений. Цифры посещающих чтения красноречивее всего говорят о сочувствии к ним: в первый год существования Комиссии слушателей ее чтений было за 500 человек (651), a по времени возросло до десятков и сотен тысяч. Напр. в прошлом (1898/9) году число их простиралось до 472,000, а за все двадцатипятилетие слушателей было 4900066 человек. А это, в свою очередь, о чем гласит, как не о пользе чтений? Мы видим, что аудитории (читальни) Комиссии не вмещают всех желающих слушать ее чтения и сколько их остается за дверьми аудитории, напр. в Политехническом музее. И нужно видеть, с каким вниманием выслушиваются народом, даже детьми предлагаемые чтения! А это о чем говорит, как не о сознании пользы их? Да и может ли не быть полезным доброе дело? Что обыкновенно предлагается народу на чтениях Комиссии? Здесь ведут беседы и слышатся чтения религиозно-нравственные: излагается история веры и церкви, предлагаются разъяснения православного христианского вероучения и евангельских правил для жизни и деятельности христиан, указываются примеры истинных христиан, примеры истинной любви к Богу и ближнему, любви к Престолу и Отечеству, любви часто до самоотвержения. Здесь излагаются объяснения православного богослужения. Все это в высшей степени полезно для народа, из которого иные и совсем не изучали Закона Божия, другие изучали, но очень кратко и то уже начали забывать. Тут читаются описания христианских святынь, – Св. Земли и нашего отечества: мест, монастырей, икон и т.п. И таких духовных бесед за время существования Комиссии предложено было около 10000 (9569). Кроме религиозно-нравственных, Комиссией предлагаются чтения общеполезных, развивающих знаний. Так в ее аудиториях слышатся рассказы из нашей отечественной истории, возбуждающие и воспламеняющие в слушателях любовь к родине и всему родному. Читаются жизнеописания (биографии) русских людей, чем-либо прославившихся, напр. знаменитых писателей, полководцев, изобретателей и т.п. Тут предлагаются географические сведения, знакомящие слушателей с чудным устройством вселенной, с разными ее странами, местами и государствами, с обитателями этих стран, мест и государств. Тут знакомят с жизнью и разными явлениями премудро сотворенной Господом природы, напр. объясняют, что такое воздух, гром, молния, дождь, снег и т.п. Знакомят с жизнью, данной Премудрым Творцом животным, напр. с жизнью трудолюбивых пчел, муравьев и др. Объясняют, как ведутся те или другие производства, напр. добывание и выделывание металлов, минералов, как делается стекло, как приготовляются те или другие материи и т.п. Кто же может отвергать пользу всех подобных чтений? И сколько предложено было таких чтений в течение 25-летия Комиссии? Более 15000 (15511). Чтения Комиссии обыкновенно соединяют с картинами, а картины и уясняют сами чтения, и возбуждают больший интерес к ним, и весьма оживляют самих слушателей. Приведем слова, блаженной памяти, архипастыря Московского, митрополита Макария относительно пользы чтений Комиссии, высказанные им на одном из общих собраний ее (1878/9 г.): «Народные чтения со стороны духовных лиц служат и могут служить как бы продолжением и дополнением церковной проповеди,» – говорил он. Наши церковные собеседования при продолжительности наших церковных служб, неизбежно бывают кратки: там немногое можно преподать народу. При народных чтениях открывается гораздо более времени. Здесь пастыри церкви могут и полнее, и многостороннее сообщать народу сведения не только о предметах веры и нравственности, но и богослужения церкви, и из священной истории, и таким образом, вести народ к той цели, к которой обязаны вести, – утверждать в народе спасительную веру и способствовать возвышению и укреплению народной нравственности. Равным образом, народные чтения, со стороны людей науки, могут служить, как бы продолжением и дополнением тех чтений, которые ведутся в школах и училищах. Только там, т.е. в школах и училищах, сведения сообщаются детям юношам, а в народных чтениях – людям всех возрастов и по преимуществу – людям взрослым. Народные чтения – это своего рода школа общенародная, общедоступная. Здесь люди знания и науки, если только они действительно любят народ и желают ему блага, имеют случай показать на деле свою любовь, сообщая народу верные и здравые понятия обо всем, что нужно знать народу и что может приносить ему существенную пользу в его быту домашнем, хозяйственном, гражданском, и во всех других отношениях».

Приведем еще слова, сказанные одним из священников, членом Комиссии в первом по открытии чтении в Политехническом музее в 1888 г. «Вы слышите здесь чтения и беседы по воскресным дням. Какое это прекрасное, достойное святых, воскресных дней и Господу угодное препровождение этих святых, воскресных дней! Припомните 4-ю заповедь закона Божия, – как она говорит о провождении воскресных и праздничных дней? Помни день субботний, еже святити его; шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя. В день же седьмой суббота Господу Богу твоему (Исх.20:10) читается 4-я заповедь. Вот что говорит заповедь Господня о провождении воскресных и праздничных дней. Обыкновенно утром в эти дни молимся мы Богу в святых храмах. Но достаточно ли только одной молитвы для освящения воскресенья, как равно и праздничных дней, по заповеди? Нет, в эти дни мы обязаны еще читать божественные, духовно-нравственные и полезные книги, слушать чтения таких книг, вести благочестивые разговоры. Вот такое доброе и полезное чтение, слушание и собеседование, предлагается здесь, на чтениях и беседах в воскресные дни. Думаю, что многие из вас знают, как евреи проводят свое праздничное время – видим ли мы их в их праздники целыми компаниями праздно слоняющимися по улицам или пирующими в трактирах и питейных заведениях, и при этом производящими шум, брань, даже и драку, как нередко бывает у нас с простым рабочим и ремесленным людом по праздникам? Если что, так праздники свои евреи соблюдают примерно – сидят семьями дома, молятся, читают книги и беседуют, если и гуляют, то гуляют скромно. He стыдно ли нам, христианам, проводить праздники недостойным образом, когда неверные евреи проводят их так хорошо? Также хорошо проводят праздники, – семейно, в чтении, беседах и пении неправославные христиане – иностранцы, как думаю, вы слышали и читали, напр. англичане, американцы, шведы, немцы. He стыдно ли нам быть православными христианами, а проводить праздники недостойным образом? Вот здешние чтения и беседы и дают возможность делать дела, приличествующие воскресным дням, – именно, после церковной молитвы утром, на вечере послушать здесь добрые и полезные чтения и беседы, и вместе и пропеть молитвы! Так приличествуют здешние чтения и беседы воскресным дням, они помогают проводить эти дни по-Божьи. О таких же праздниках, которые проводятся недостойным образом, вот что говорит Господь через пророка: Ненавидит душа моя такие праздники ваши (Ис.1:14) Кроме того, если взглянуть на производимые здесь чтения и беседы не с религиозной стороны, то и тут увидим, что они составляют не только полезное, как мы ранее сказали, но и приятное препровождение времени. В самом деле, если человек в свободное время прибегает к пению, т. е. если умеет петь, находит удовольствие в этом и к чтению, так как некоторые просиживают целые праздничные дни за чтением; вот вам здесь и чтение, и хотя немногое, пение. А чтения и беседы, сопровождаемые здесь по большей части картинами, это – истинное удовольствие! И вот почему, с такой охотой и в такой массе, особенно, народ стремится сюда, и в другие подобные читальни. Это вы, добрые слушатели, знаете сами по себе.

И нет сомнения, что здешние чтения и беседы благотворно влияют на слушателей. Одно уже то, что они отвлекают от недостойного, не христианского провождения воскресных дней, хотя на некоторое время, – одно это уже составляет их благотворную сторону. He может быть, чтобы они не влияли на слушателей и затем, – по выходе отсюда. Несомненно, что прослушавшие здесь беседы по большей части скромно возвращаются домой и там, в кругу своих домашних и знакомых, ведут толки по поводу слышанного и виденного ими в читальнях. Нет сомнения, что то, что они видели и слышали тут, долго лежит в их душе, долго помнится ими и благотворно влияет на их жизнь и действия. Нет сомнения, что духовные беседы приносят благотворные плоды – ложась в душу слушателя, они отвлекают его от худого и направляют к хорошему». Комиссия имеет много благодарных писем и многие примеры, занесенные в ее записях (протоколах), что слово духовного назидания, слышанное в ее читальнях, нравственно перерождало людей, забывших свой долг и возвращало их к труду и добрым делам. Такие примеры неоднократно повторялись особенно в ночлежных домах и тюрьмах, где находят приют сотни людей, потерявшихся и нуждающихся в теплом слове сочувствия, вразумления и утешения. «Я полюбил чтение, стал даже книжки покупать», заявлялось тем и другим из слушателей чтений в благодарных письмах к Комиссии.

Так благотворны чтения Комиссии!

В настоящий юбилейный день Комиссии помянем благодарным чувством и словом всех, имевших и имеющих то или другое теплое, деятельное отношение к ней. Таковы: Его Императорское Величество Государь Император, Августейший Покровитель Общества Распространения полезных книг, а с ним вместе и Комиссии, Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович, Августейший Хозяин Москвы, Его Высокопреосвященство Владыка Митрополит Владимир, Архипастырь наш Московский, Их Высокопреосвященства Иоанникий, Митрополит Киевский, бывший Митрополитом Московским и Амвросий, архиепископ Харьковский, бывший викарием Московским, Их Преосвященства Виссарион, епископ Костромской, и Мисаил, епископ Могилевский, бывшие викариями Московского митрополита; В. С. Новицкий, председатель Комиссии в настоящее время; представители от Управ Городской, Купеческой, Ремесленной, Мещанской, и Московской – Губернской Земской, Комитета Политехнического музея, Общества Распространения полезных книг, все лекторы из духовных и светских особ и все их сотрудники, – которые все бескорыстно служат доброму и полезному народному делу. Такие также, – блаженной памяти, почившие Высокопреосвященнейшие Московские митрополиты Макарий и Леонтий, Леонид, Архиепископ Ярославский, бывший викарий Московский, Преосвященнейший Александр, викарий Московский, впоследствии Епископ Калужский, Архимандрит Серафим, первый начавший народные собеседования, Князь В.А.Долгоруков, с особенным сочувствием относящийся к задачам Комиссии, C.С.Подгорецкий, по инициативе которого были открыты публичные Богословские чтения для интеллигентной публики и который особенно много потрудился и сделал для Комиссии, А И.Святский, Н.И. Де-Витт, П.Н.Кондратьев и др. Скажем в заключение многая лета всем здравствующим и вечная память всем почившим деятелям Комиссии. Да живет она новые и новые двадцатипятилетия и все более и более крепнет и расширяется!

Священ. И. Бухарев


Источник: Духовная беседа по поводу двадцатипятилетия Московской комиссии по устройству народных чтений, состоящей при Моск. обществе распространения полезных книг: (21 ноября 1899 г.) / [Свящ. И. Бухарев]. - Москва: типо-лит. И. Ефимова, 1899. - 15 с.

Комментарии для сайта Cackle