прот. Иоанн Чижевский

Источник

Отделение первое. Управление Российскою Православною Церковью

Глава I. О Святейшем Правительствующем Синоде

1. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть христианская православная, Кафолическая Восточного Исповедания (свод. зак. т. 1 Осн. Госуд. Зак. ст. 40), созданная на основании Апостол и Пророк, сущу краеуголъну Самому Иисусу Христу (Еф.2:20).

2. Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной и потому Он, яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния (т. I ст. 41 и 42).

3. В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного (там же ст. 43).

4. Святейший Правительствующий Синод, как духовное Соборное Правительство имеет власть всякие духовные дела во Всероссийской Церкви управлять, и все верноподданные русского государства, всякого чина, духовные и мирские, обязаны признавать его за важное и сильное правительство, и у него крайние дела духовных управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием. Действуя на основании духовного регламента. Святейший Правительствующий Синод пользуется правом дополнять этот регламент новыми правилами, каковых востребуют разные разных дел случаи, но делать оное должен с Высочайшего соизволения (II. С. З. 25 янв. 1721 г. № 3718).

5. В церковных делах Святейший Правительствующий Синод имеет право совершать и устанавливать то же, что и четыре апостольских Святейших патриарших престола (II. С. З 23 сент. 1723 г. № 4310). В духовных делах (русского государства) Св. Синод имеет равную власть, как (в гражданских) Правительствующий Сенат, посему уважение (респект) и послушания надлежит отдавать ему равное и за преступление наказание (II. С. З. 12 апр. 1722 г. № 3963, п. 24). А потому Св. Синод имеет равную честь и силу в духовном правительстве, как Правительствующий Сенат в светском (II. С. П и Р. по вед. прав. исп. 31 мая 1721 г. № 112).

6. Если при рассмотрении дел в Св. Синоде признано будет необходимым или пояснить и дополнить действующий закон или составить новое постановление, в таком случае Св. Синод подносит предположение свое установленным порядком на Высочайшее благоусмотрение (т. I ст. 49 Свод. Зак. изд. 1857 г.).

7. Ведению Св. Правит. Синода, подлежат вообще дела всей Церкви, касающиеся как духовного, так и мирского чина людей. В отношении к этим делам Св. Синод наблюдает: все ли правильно по закону христианскому исполняется и не делается ли что-либо противное этому закону и нет ли какого-либо недостатка в наставлении потребном для всякого христианина (II. С. З. 25 января 1721 г. № 3718; Духов. Регл. глава II).

8. Управлению Свят. Правит. Синода подлежат: 1) епископы, 2) пресвитеры, диаконы и прочий клир церковный, 3) монахи, 4) дома училищные и в них учителя и ученики и 5) особы мирские, поскольку участны суть наставления духовного, какое случается о правильных и неправильных браках и прочих делах, до светских людей касающихся. В отношении к поименованным лицам Св. Синод наблюдает, чтобы всякий исполнял обязанности своего сана и должности (Дух. Регл. ч. II).

9. В Св. Правит. Синоде положено присутствующих семь лиц: один непременно С.-Петербургский Митрополит, как первенствующий член, прочие членами и присутствующими (II. С. З. 9 июля 1819 г. № 27872). Члены назначаются именными Высочайшими указами, даваемыми Св. Синоду из старейших Архиереев и сохраняют таковое звание пожизненно. Присутствующие вызываются Высочайшими повелениями из Преосвященных управляющих епархиями, и заседают в Св. Синоде до воспоследования Высочайшей воли на обратное возвращение их в епархию (II. С. З. 12 июня 1805 года, № 21790). Члены и присутствующие в Синоде, при вступлении в эту должность дают присягу, по особо установленной форме (II. С. З. 25 января 1721 г. № 3718). Члены и присутствующее в Св. Синоде от занятия и управления делами вверенных им епархий, не освобождаются (II, С. З. 26 сен. 1726 г. № 4959).

10. С епархиальными преосвященными Главными священниками Гвардии и Гренадер, Армии и Флотов, а также с духовными консисториями и губернскими правлениями. Св. Синод, сносится посредством указов, обращенных на имя означенных лиц и учреждений, и подписанных обер-секретарем и секретарем по принадлежности. Для производства дел и письмоводства Св. Синод имеет свою канцелярию, штаты которой Высочайше утверждены 20 июня 1872 года. (II. С. З. № 51015).

11. Обер-Прокурор Св. Синода, есть блюститель за исполнением законных постановлений по духовному ведомству (II. C. II. и Р. по вед. прав. исп. т. II № 680). Он представляет доклады Св. Синода Государю Императору и объявляет Св. Синоду повеления Высочайшей власти; имеет также полномочие объявлять словесно Высочайшие указы, с ограничением по 66 ст. Госуд. Зак. (Осн. Гос. Зак. ст. 55 прим. 1). В качестве помощника при Обер-Прокуроре Св. Синода состоит его товарищ.

12. Обер-Прокурор Св. Синода по делам духовного ведомства сносится со всеми центральными государственными учреждениями и представителями сих учреждений, кроме Правит. Сената; он же приглашается в Государственный Совет и комитет министров для потребных объяснений по делам ведомства Св. Синода (т. I Учрежд. Мин. ст. 5). Обер-Прокурор имеет свою канцелярию и заведует всеми вспомогательными Св. Синоду учреждениями.

Глава II. Вспомогательные органы Св. Синода по управлению

а) Учебный комитет, комитет этот учрежден для обсуждения, подлежащих разрешению Главного Духовного Управления вопросов по учебно-педагогической части, и для наблюдения, посредством ревизий, за состоянием сей части в духовно-учебных заведениях. (II. С. З. 14 мая 1867 года, № 44570 ук. Св. Син. 26 мая № 22).

б) Хозяйственное управление непосредственно заведует всеми суммами и имуществами, в особом ведении Св. Синода состоящими, и хозяйственными по оным распоряжениями, также суммам из государственного казначейства на духовное ведомство отпускаемыми (II. С. З. 1 марта 1839 г. № 12069).

в) Контроль при Св. Синоде заведует ревизией книг и отчетов по оборотам денежных и материальных капиталов, состоящих в заведывании Св. Синода (II. С. З. 12 июня 1834 г. № 7178; т. VIII, ч. II. Счет. уст. мест. подв. Св. Син. прим. к ст. 7 по прод. 1876 г.).

г) Училищный Совет учрежден с Высочайшего соизволения 19 января 1885 г. для наилучшего устройства церковно-приходских школ и школ грамоты. (Высоч. утвержд. полож. 26 февр. 1896 г.)

д) Московская Синодальная Контора, заведует Московским Синодальным домом, Синодальным Большим Успенским Собором, Синодальною двенадцати апостолов церковью и Ставропигиальными монастырями.

е) Грузино-Имеретинская Св. Правительствующего Синода Контора, она состоит из председательствующего Экзарха Грузии Архиепископа Карталинского и Кахетинского и членов по штату положенных. (II. С. З. 17 окт. 1814 г. № 25709).

ж) Духовно-цензурные комитеты: С.-Петербургский, Московский. Киевский и Казанский. В первых двух комитетах рассматриваются все духовные сочинения на Российском языке и переводы на сей язык, кем бы оные ни были составлены, а из сочинений и переводов на иностранных языках те, которые издаются по ведомству православного исповедания. Книги сии вступают в комитеты С.-Петербургский и Московский, в каждый из своего округа. Киевский цензурный комитет принимает на рассмотрение и одобряет к напечатанию сочинения, представляемые только лицами, подведомственными Киевской Духовной Академии и преимущественно служащими в ней наставниками (т. XIV ст. 216 и прим. Свод. Зак. изд. 1886 г.) Цензурный Комитет, учрежденный при Казанской Академии, ограничивается рассматриванием мелких сочинений, как-то небольших рассуждений, слов и программ, которые в оный будут поступать от лиц собственно их училищного ведомства (там же, ст. 217).

Рассмотрению Духовных Цензурных Комитетов, кроме Казанского, подлежат все вообще духовные сочинения и переводы, а именно: 1) все вновь составляемые сочинения, относящиеся до церковного служения и жизнеописания святых; 2) сочинения и переводы, содержащие изъяснение целых книг, или частей Священного Писания; 3) сочинения и переводы, содержащие изложение истин, относящихся к основаниям христианской веры, или религии вообще; 4). сочинения и переводы, содержащие изложение или защищение христианской веры вообще и в особенности догматов Православной Церкви, также правил и оснований христианского нравоучения, 5) разные поучительные слова, духовные рассуждения и прочие мелкие сочинения и переводы духовного и христианского содержания; 6) сочинения и переводы, заключающие в себе целое или части церковной истории; 7) сочинения и переводы о предметах относящихся к церковному управлению; 8) сочинения и переводы, назначаемые к классическому употреблению в духовных училищах (там же ст. 226). Рассмотрению Комитетов не подлежит токмо то, что издается с дозволения Св. Синода (ст. 227).

Обществу Восстановления православного христианства на Кавказе и Совету Казанского Братства Св. Гурия предоставляется право издавать на местных инородческих наречиях, под собственною цензурою, православно-вероучительные и религиозно-нравственные книги, на основании особых правил. 1863 г. 18 нояб. № 40291; 18 мар. 1868 г. № 45624 (там же прим. к ст. 227).

Предполагаемые к гравированию или литографированию при книгах духовного содержания, или отдельно в виде лубочных картин, изображения предметов, относящихся до веры, христианского богослужения и священной истории, также подлежат рассмотрению духовной цензуры, которая не должна допускать в оных ничего неприличного (там же, ст. 228).

з) Духовник Их Императорских Величеств избирается и назначается на эту должность самым Государем Императором. Он занимает первое место после епископов, заведует духовенством всех придворных и дворцовых церквей и чрез его посредство производится перемещение награждение и увольнение членов причта придворного ведомства.

и) Протопресвитер военного и морского духовенства избирается Св. Синодом и утверждается Высочайшею властью и вместе с учрежденным при нем духовным правлением состоит в непосредственном ведении Св. Синода, от которого, по делам, относящимся до церковного управления, получает указы; по делам же, имеющим связь с предметами ведения военного или морского министерств, руководствуется указаниями военного министра или морского министерства. В управлении протопресвитера состоят: соборы и храмы подвижные с приходами из мирских обывателей и без приходов и подвижные церкви и причты как тех, так и других церквей. Церкви и духовенство стрелковых бригад Восточной Сибири хотя и состоять в ведомстве протопресвитера, но в то же время, по отдаленности от Петербурга, находятся в ближайшем заведывании и епархиального начальства (Высоч. утв. 12 июня 1890 г. Полож. об управ, церк. и дух. воен. и морск. вед. ст. 1, 2, 3 и 29 и прим. к оной). Для освящения вновь устроенной церкви испрашивается у местного Архиерея благословение и освященный антиминс. На места военных священников и диаконов к соборам и церквам, имеющим прихожан, протопресвитер избирает кандидатов и представляет местному Архиерею о каноническом утверждении и рукоположении лиц, еще не посвященных; а для священнослужителей перемещаемых испрашивает святительское благословение на пастырское служение их в приходе, куда переводятся. Во всех церквах ведомства протопресвитера должно быть возносимо по чиноположению имя местного Архиерея в такой форме: «и Преосвященного нашего» имя рек. (Там же ст. 30, 31 и 40; подробности см. «Церк. Вед.» 1890 г. № 27).

к) Синодальные типографии существуют в Москве и С.-Петербурге. В типографиях этих исключительно печатаются: а) указы Св. Синода, рассылаемые по духовному православному ведомству6; б) библейские, богослужебные и другие церковные книги, как церковной, так и гражданской печати; в) антиминсы, ставленные грамоты, разрешительные молитвы, венчики; г) бланки с пробелами для написания метрических, исповедных и приходо-расходных церковных книг, ведомостей о подлежащих к призыву отбытию воинской повинности и написания клировых ведомостей. Печатание пробельных листов для церковно-приходских книг и документов в частных типографиях не должно быть дозволяемо. Все такие бланки по определению Св. Синода 1/30 апреля 1869 г. за № 2658 исключительно должны печататься в Московской Синодальной типографии; a определением Св. Синода от 9–29 октября 1892 г. за № 2585 подтверждено, чтобы епархиальные начальства отнюдь не допускали употребления для таковых бланков пробельных листов, печатаемых в частных типографиях или изготовляемых домашним способом (С. П. и Расп. Прав. Исп. 16 февр. 1721 г. № 5 и 30 авг. № 172; II. С. З. 27 июля 1787 года № 16556; Высоч. утв., 24 янв. 1822 г. Мнен. Госуд. Сов., ук. Св. Син. 4 мая и Опред. Св. Син. 6 июн. 1847 г., 11 мая 1865 г., 1–30 апр. 1869 г., 17 мая 1875 г., 15 мар.–4 апр. 1877 г., 15–26 янв. 1892 г. и 9–29 окт. 1892 г. № 2585).

Примечание. При Киевской и Почаевской лаврах существуют духовные типографии, которым дозволяется печатать некоторые богослужебные книги, молитвенники и религиозного содержания листы, на основании правил устанавливаемых Св. Синодом.

Глава III. Епархиальное Управление

13. Управляющему епархией, Епархиальному Епископу принадлежит духовный суд как над духовными лицами, так и мирянами, потому что как те, так и другие вверены его пастырскому попечению и надзору, о душах коих он должен дать ответ Богу (прав. Св. Ап. 39). Епископ также должен иметь попечение о местных духовно-учебных заведениях и церковно-приходских школах и школах грамоты, наблюдать за религиозно-нравственным направлением во всех учебных заведениях разных других ведомств, заведывать всеми вообще монастырями и церквами епархии, за исключением ставропигиальных монастырей. Честнейшие обязанности Епархиального Епископа подробно излагаются в следующих отделениях.

14. В помощь по управлению в некоторых, особенно обширных и многолюдных епархиях определяются Викарные Епископы. Они состоять в непосредственном ведении епархиальных епископов, исполняют все их поручения по делам епархии и могут быть увольняемы в отпуск на 29 дней; на более же продолжительный срок испрашивается разрешение Св. Синода (ук. Св. Син. 27 окт. 1865 г. № 2775). Епископам Викариям предоставляется иметь пребывание в первоклассных монастырях, кои и поручаются их управлению, с получением каждым положенного по званию архимандритов тех монастырей жалованья и всего принадлежащая на их часть (Высоч. утв. докл. Св. Син. 16 окт. 1799 г. № 17756). Те Викарные Епископы, кои управляют отдельными епархиями сами непосредственно, подчиняются своим местным Архиереям, от коих по случающимся делам получают предписания, с непременным обязательством чинить по оным исполнение (II. С. З. 26 фев. 1764 г. № 12060; ук. Св. Син. 20 авг. 1774 г. Севскому Епископу, Викарию Московской епархии).

15. Кроме Викарных Епископов (кои не во всех епархиях имеются), Епархиальному Преосвященному помогают в управлении подведомственные ему учреждения и лица, как-то: духовные консистории, епархиальные попечительства, благочинные, советы и правления дух. академий, правления духовн. семинарий и дух. училищ, и совет женских епархиальных училищ, а также обще епархиальные и окружные училищные съезды Уст. дух. сем. § 93, Уст. дух. уч. § 21 и Уст. Епар. ж. уч. § 15 прим. 1 и ук. Св. Син. 19 янв. 1871 г. № 3)7 и депутаты. По управлению и наблюдению за церковно-приходскими школами и школами грамоты служат: Епархиальный Училищный Совет, его уездные отделения, епархиальный и уездные наблюдатели. По наблюдению же за преподаванием Закона Божия и нравственно-религиозным направлением в светских учебных заведениях и начальных народных училищах наблюдатели назначаемые Преосвященным из благонадежных протоиереев и священников.

Глава IV. Вспомогательные органы епархиального управления

16. Духовная Консистория есть Присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством Епархиального Архиерея, производятся управление и духовный суд в поместном приделе Православной Российской Церкви, именуемой епархией (Уст. Дух. Конс. ст. 1, изд. 1883 г.).

17. Консистория, вместе с Епархиальным Архиереем, состоит в ведений Св. Синода, яко Правительствующего Российской Церкви Собора, от одного Синода и принимает указы и, кроме Синода Епархиального Архиерея, никакое другое присутственное место, или начальство, не может непосредственно входить в ее дела, ни останавливать ее решений и распоряжений во всем том, что принадлежит к кругу действий духовного ведомства. (Там же ст. 2). Как по 35 правилу Св. Апостол Иерархическая власть Епископа простирается не далее границ вверенной ему епархии, то и ведомство Консистории заключается в тех же границах. (Там же ст. 3).

18. Консистория в исполнении своих распоряжений действует чрез подведомственные ей места и лица, каковы суть: Духовные Правления8, Благочинные, Настоятели и Настоятельницы монастырей и прочие лица, имеющие особые должности. (Там же ст. 4).

19. Отношения к Консистории мест и должностных лиц епархиального ведомства, обязанности их и круг действий определяются особыми постановлениями. (Там же ст. 5).

20. Основания Епархиального управления и суда суть: а) Закон Божий, в Священном Писании предложенный; б) Каноны или правила Св. Апостол, Св. Соборов Вселенских и Поместных и Св. Отец; в) Духовный Регламент и последовавшие за ним Высочайшие указы и определения Святейшего Правительствующего Синода; и г) действующие в государстве узаконения. (Там же ст. 6).

21. Присутствие Консистории состоит из определенного штатами числа членов. В случае надобности назначаются и сверхштатные члены. (Там же ст. 278).

Примечание. По Высочайше утвержденному 25 марта 1869 г. штату Дух. Конс., положено по четыре члена, с жалованьем каждому в С.-Петербургской и Московской по 1000 руб., а в остальных по 500 р. (II. С. З. 25 марта 1869 г. № 46899).

22. По требованию особенных обстоятельств Св. Синод учреждает сверх постоянного временное присутствие Консистории. В сем случае к непременным членам ее присоединяются еще три, или четыре присутствующих (Уст. Дух. Кон. ст. 279). Консистории в обеих столицах имеют два постоянных присутствия (там же прим. к ст. 279). Члены Консистории избираются из архимандритов, игуменов, иеромонахов, протоиереев и иереев, заслуживающих преимущественное доверие по образованности, опытности, примерному поведению и правдолюбию, и, по представлению епархиального Архиерея, утверждаются в сем служении Св. Синодом. Увольнение происходить тем же порядком. (Там же ст. 280).

Примечание. Протодиаконы, диаконы и светские лица в члены Консистории не допускаются (ук. Св. Син. 80 мая 1835 г.). При избрании на вакансии штатных членов Консистории из лиц, удовлетворяющих условиям, требуемым в приведенной 280 ст. Уст. Конс., необходимо принимать в соображение, могут ли эти лица по летам и здоровью исполнять обязанности, возложенные на членов Консисторий уставом сих учреждений, и могут ли они постоянно жить в губернском городе, или в таком от него расстоянии, которое не затрудняло бы их являться в Консисторию во все присутственные дни (ук. Св. Син. 19 дек. 1869 г. № 59 п. 2). Члены духовных консисторий, как штатные, так и сверхштатные, ни под каким предлогом не должны быть допускаемы к прохождению благочиннических должностей. (Опред. Св. Син. 23 ян. 14 фев. 1876 г. № 128). Они также не могут быть избираемы не только в председатели, но и в депутаты съездов духовенства по училищным делам (ук. Св. Син. 20 авг. 1870 г. № 50 и 23 Сен. 1875 г. № 41). Избрание членов консистории членами от духовенства в семинарские и училищные правления признано неудобным, ввиду значительных занятий их по епархиальному управлению, возможности с их стороны стеснения других членов, семинарского правления и от духовенства и ввиду устранения консисторий от участия вообще в делах духовно учебных заведений. (Опред. Св. Син. 1880 г. Церк. Вест. 1880 г. № 44). Определением Св. Синода 11–26 окт. 1889 г. за № 2192 постановлено: не назначать членов консисторий к прохождению должностей председателя и членов в советах епархиальных женских училищ.

22. Для производства дел консистория имеет определенную штатом канцелярию, под начальством секретаря (Уст. Дух. Конс. ст. 283). Секретарь определяется Св. Синодом по избранию и предложение Обер-Прокурора Св. Синода и увольняется также Св. Синодом по предложению Обер-Прокурора. Прочие чиновники и канцелярские служители определяются и увольняются консисторией с утверждения епархиального Архиерея. (Там же ст. 284). Секретарь консисторий, находясь под ближайшим начальством епарх. Архиерея, состоит вместе с тем в непосредственном ведении Обер-Прокурора Св. Синода, как блюстителя за исполнением законных постановлений по духовному ведомству, и обязан исполнять все его предписания. (Там же ст. 285). Секретарь консистории увольняется в отпуск, сроком до 28 дней, епарх. Архиереем, а на более продолжительные сроки Обер-Прокурором Св. Синода, по сношению с Преосвященным. (Там же ст. 286).

23. При каждой епархиальной кафедре состоит отдельно от духовных консисторий попечительство о бедных духовного звания (Уст. Общ. Призр. т. XIII, Разд. III ст. 485. Свод: Зак. изд. 1892 г.). Обязанности Епархиальных попечительств о бедных духовного звания заключается в сборе сумм для призрения бедных духовного звания и в раздаче из сумм, находящихся в его распоряжении пособий бедным заштатным духовным лицам, вдовам и сиротам. К обязанностям же сих попечительств отнесены и дела по опекам над сиротами духовного звания, не принадлежащими к потомственному дворянству (ук. Св. Син. 16 авг. 1867 г. № 33).

24. Священнослужители, церковные причетники и чин монашествующий в служении Церкви и в образе жизни своей должны поступать по правилам церковным и законам государственным, которыми определяются обязанности епархиального начальства в управлении подчиненным ему духовенством (Уст. дух. конс. ст. 62).

25. Избрание и определение доверенных лиц на места и должности, чрез которых производится управление или надзор в епархиальном ведомстве зависит от усмотрения епархиального Архиерея, которому консистория на открывающееся место представляет кандидатов, с подробными о них справками (там же ст. 63).

26. Благочинному над монастырями поручается столько монастырей, сколько он может с удобностью иметь их под своим надзором (там же ст. 64).

27. Смотрению благочинного над причтами поручается от 10 до 30 окрестных церквей с их причтами. Если благочинному поручается более 15 церквей, расположенных на значительном пространстве, то ему может придан быть помощник (там же ст. 65).

Примечание. Главные предметы надзора благочинного монастырей суть Богослужение, благочиние, нравственность и хозяйство; в исполнении своих обязанностей он руководствуется инструкцией изданною Св. Синодом (ук. Св. Син. 9 июля 1828 г. Круг прав и обязанностей благочинного церквей и причтов, определяется инструкцией, изданною Св. Синодом в 1857 г. (ук. Св. Син. 10 сен. 1857 г.)9. Благочинному предоставлено право надзора за всеми сторонами состояния церквей и причтов его округа: он обязан следить за благоустройством церквей и постройкою их, за правильным ведением церковного хозяйства и письмоводства и за поведением духовенства, а также, согласно определению Св. Синода, от 6–30 июля 1877 г. за № 1208, обязан наблюдать за поведением воспитанников духовно-учебных заведений в течение времени отпусков их в дома родителей. Разбирательству благочинного подлежат и такие спорные дела и поступки духовных лиц, которые не входят в круг епархиального суда и могут быть оканчиваемы: примирением, внушением и выговором. Он имеет власть, в отсутствие свое от своей церкви но должности своей, препоручать священнослужение и исправление треб одному из подчиненных ему священников, кому заблагорассудит. Он также имеет власть штрафовать священника внушением при причте, a диакона и причетников поклонами в церкви (инстр. благоч. цер. § 49 и 50).

28. В каждом благочинническом округе священнослужители и церковные причетники избирают общего духовника из священников, отличающихся духовным рассуждением, просвещением и честною жизнью, и избранный представляется чрез консисторию на утверждение епархиального Архиерея (уст. дух. конс. ст. 66). В епархиях, где благочиннические округа расположены на больших пространствах, епархиальные Архиереи назначают в каждый округ по два и более духовника из священников (там же ст. 67). Общий духовник ведет о священнослужителях исповедную роспись по форме,10 и по окончании года, не позже января, представляет епархиальному Архиерею, который рассматривает оную, или сдает в консисторию для рассмотрения (там же ст. 68). Церковные причетники могут исповедоваться у своего приходского, или у соседнего священника, с тем, чтобы они представляли от своих частных духовников свидетельства, пред окончанием года, общему духовнику (там же ст. 69).

29. Депутаты от духовенства назначаются от епархиального начальства для всегдашнего присутствия при следствиях и судах, прикосновенных к лицам духовного звания, и именуются постоянными депутатами (II. С. З. 31 авг. 1810 г. № 16986; ук. Св. Син. 26 сен. 1791 г.). Но такие депутаты назначаются только в тех местностях, где еще не введены в действие Высочайше утвержденные 20 ноября 1864 г. Судебные уставы. Этим же депутатам епархиальное начальство поручает производство дознаний и следствий по пропускам и неправильным записям в метрических книгах и другие дела.

30. Благочинные над причтами, обозревая церкви11 причты, с окончанием года принимают от сих последних мировые ведомости о церквах, причтах и приходах, по данной форме и, дополнив их своими свидетельствами о исправности и поведении каждого члена причта и заштатных священнослужителей и причетников, если они состоять при церквах, представляют епархиальному Архиерею (Уст. дух. консист. 87).

Из клировых ведомостей составляются в Консистории перечневые ведомости о церквах и причтах и вообще о белом духовенстве и представляются Св. Синоду, при отчете Преосвященного о состоянии епархии (там же ст. 89). Сведения о духовных правлениях и членах их, равно о числе благочиний, помещаются в самом донесении Преосвященного о состоянии епархии. (Там же ст. 90).

30. Управление Духовною академией, при ближайшем наблюдении и руководстве ректора, предоставлено Совету и Правлению академии (Уст. дух. акад. § 3). Епархиальному Преосвященному принадлежит начальственное наблюдение за направлением преподавания и воспитания в академии и вообще за исполнением в академии устава (там же § 11). Епарх. Преосвященный посещает академию, входит во все подробности управления, удостоверяется в степени ее благоустройства и, когда признает нужным, присутствует на лекциях, в заседаниях Совета и Правления, в ученых собраниях академии и на испытаниях (там же § 12). Поставляя на вид, кому следует, усмотренную неисправность по службе, Преосвященный в случае важного пропуска со стороны должностного лица, дает Совету или Правлению, по принадлежности, предложение о временном устранении виновного от должности, а, по обследовании вины законным порядком, делает соответственное, в пределах предоставленной ему власти, распоряжение (там же § 13). В случае нерадения кого-либо из должностных лиц, Преосвященный об увольнении тех из них, которые утверждаются в должностях Св. Синодом, представляет Синоду, о прочих предлагает по принадлежности Совету или Правлению академии, для зависящих распоряжений (там же § 14). Епархиальный Преосвященный делает Совету и Правлению, смотря по надобности, письменные предложения к исполнению или для обсуждения (там же § 16). Епархиальный Преосвященный разрешает сам в положенных уставом пределах представления Совета и Правления академии по делам, превышающим власть Совета и Правления, или входит по таким делам с представлениями в Св. Синод (там же § 16). Епархиальный Преосвященный увольняет в отпуск ректора и инспектора на срок до 29 дней, от него же зависит отпуск и прочих должностных лиц в учебное время на срок более 14 дней, но не свыше четырех месяцев, в случае крайней необходимости (там же § 17). Епархиальный Преосвященный охраняет права и преимущества академии и ходатайствуем о награждении должностных лиц (там же § 18). Более подробно отношения Епархиального преосвященного к академии определяются в уставе академии §§ 20–177.

32. Духовные семинарии состоя под главным управлением Св. Синода, находятся в ближайшем ведении Епархиальных Архиереев (уст. дух. сем. § 3). Епархиальный Архиерей, как главный начальник духовных училищ своей епархии, имеет высшее наблюдение за направлением преподавания, воспитанием учащихся и вообще за исполнением в семинарии устава (там же § 14). Он посещает семинарию во всякое время, входит во все подробности управления и удостоверяется в степени ее благоустройства (там же § 15). Он присутствует на испытаниях воспитанников особенно оканчивающих курс (там же § 16). О всех мерах к устранению замечаемых недостатков, или к улучшению той или другой части семинарского устройства, в пределах ее устава, Преосвященный дает правлению семинарии письменные предложения к исполнению , или для обсуждения (там же § 17). Поставляя на вид, кому следует, усмотренные неисправности по службе, Преосвященный в случае важного проступка со стороны должностного лица, дает правлению предложение о временном устранении виновного от должности, а, по обследовании вины законным порядком, делает соответственное распоряжение (там же § 18). Епархиальный Архиерей, по окончании каждого учебного года, представляет Св. Синоду по § 34 уст. отчет о со стоянии семинарии в учебном и нравственном отношении (там ж е § 19). Епархиальный Архиерей увольняет в отпуск ректора и инспектора; от него же зависит отпуск и прочих должностных лиц в учебное время на срок более 14 дней, но не свыше 4 месяцев, в случаях крайней необходимости (там же § 20). Епархиальный Архиерей охраняет права и преимущества семинарии, и, по представлению ректора, ходатайствует о награждении должностных лиц, прочие отношения его к семинарии определяются в §§ 22–179 устава.

35. Духовные училища в каждой епархии, под главным управлением Св. Синода, находятся в ведении епархиального Архиерея, и вверяются ближайшему попечению местного духовенства (уст. дух. уч. § 3). Епарх. Архиерей, как главный начальник духовно-учебных заведений своей епархии, имея высшее наблюдение над училищем и, посещает их во всякое время, когда найдет нужным и возможным, входит в подробности управления и удостоверяется в степени их благоустройства (там же § 10). О всех мерах к устранению замеченных недостатков, или к улучшению той или другой части училищного устройства Преосвященный дает правлению училища предписания (там же § 11). Поставляя на вид, кому следует, усмотренные неисправности по службе, Преосвященный, в случае важного проступка со стороны должностного лица, дает правлению училища предписание о временном устранении виновного от должности, а по обследовании вины законным порядком – делает соответственное распоряжение (там же § 12). Епарх. Архиерей, по окончании каждого учебного года, представляет Св. Синоду отчет о состоянии училищ в учебном и нравственном отношении (там же § 13). Епарх. Архиерей увольняет в отпуска смотрителя и его помощника; от него же зависит отпуск и учителей в учебное время на срок более восьми дней, но не свыше 4 месяцев (там же § 14). Епарх. Архиерей награждает в пределах собственной власти или ходатайствует о награждении должностных лиц училища (там же § 15). Дальнейшие, подробные обязанности епарх. Преосвященного изложены в §§ 16–124 уч. уст.

36. Женские училища духовного ведомства: Царскосельское, Ярославское, Казанское, Иркутское, Виленское, Могилевское, Полоцкое, Минское, Волынское и Подольское состоят под Высочайшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы. (Высоч. повел. 8 июля 1874 г. II. С. З. № 53621).

37. Епархиальные женские училища состоять в ведении Св. Синода, под управлением епархиальных Архиереев и вверяются ближайшему попечению местного духовенства (Уст. Епарх. ж. уч. § 3).

Местным Преосвященным, как главным начальником епархиального женского училища, утверждаются в должности все служащие при училище лица (там же § 7). Он окончательно рассматривает и утверждает дела по училищному управлению (там же § 8). Удостоверяясь о состоянии училища чрез училищное начальство, епарх. Архиерей дает совету училища предписания (там же § 9). Ежегодные отчеты о состоянии училища должны быть представляемы начальствами сих училищ, по окончании каждого учебного года, за подписью всех членов, не позже как к 1 числу ноября местному Преосвященному, которым и препровождаются к установленному сроку в Св. Синод, с собственным, в случаи надобности, заключением (там же § 10 и прим.). Епарх. Архиерей увольняет в отпуск начальствующих лиц и членов совета училища. Им же разрешается отпуск учителей, по представлению совета, и воспитательниц, по представлению начальницы училища, на срок более 14 дней (там же § 11). Епарх. Архиерей награждает в пределах собственной власти, или ходатайствует о награждении должностных лиц (там же § 12).

38. Съезды духовенства бывают обще епархиальные и окружные училищные. Обще епархиальные съезды происходят чрез каждые три года, для избрания членов семинарского правления от духовенства и обсуждения экономических нужд духовно-учебных заведений и избрания членов совета епарх. женского училища и обсуждение экономических нужд сего последнего училища. Съезды эти созываются по усмотрению Преосвященного. Число священнослужителей для составления съездов и способы избрания их определяются Преосвященным (уст. дух. сем. §93); избранные в члены семинарского правления могут быть, в то же время, избраны и в члены совета женских епарх. училищ (уст. Епарх. женск. уч. §15 и прим.). На сих же съездах духовенство может заявлять желание о необходимости открытия в семинарии сверхштатных параллельных отделений, на одинаковых основаниях с классам и, по штату положенными, на местные изыскиваемые средства; содержание сих классов (уст. дух. сем. §9 п. 93). Указом Св. Синода от 19 января 1871 г. за № 3 предоставлено епарх. Преосвященному, если он признает нужным и удобным, созывать обще епархиальные съезды духовенства, для рассуждений о способах покрытия недобора процентного взноса от церквей, на потребности учебной части духовного ведомства, по случаю изменения состава некоторых приходов, при временном прекращении богослужения, по случаю постройки новой церкви и т.п.

39. Окружные училищные съезды. Каждая епархия, по числу, находящихся в ней духовных училищ, разделяется на участки, именуемые училищными округами, коих границы определяются епархиальным начальством (уст. дух. уч. § 17). Духовенство, состоящее в училищном округе, имеет попечение об училище этого округа (там же § 18). Епархиальный Архиерей, по усмотрению нужды, делает распоряжение о собрании съездов из священнослужителей училищного округа. Число священнослужителей для составления съездов и способы избрания их определяются епарх. Преосвященным (там же § 19). На съезде обязаны присутствовать члены училищного Правления, избранные от духовенства, которые с одной стороны доставляют духовенству сведения по делам училища, как он найдет нужным иметь при своих совещаниях, а с другой – предлагают ему собственные заявления о потребностях училища и о мерах к их удовлетворению (там же 20) Съезд избирает из среды себя председателя, который дает совещаниям съезда надлежащее направление, соблюдает очередь при наступлении предлагаемых вопросов, следит за правильностью и порядком совещаний, отбирает голоса и объявляет съезду принятые большинством решения (там же § 21).

Предметом занятий съезда могут служить: 1) Изыскание мер к лучшему содержанию училища и назначение, с этою целью, единовременных или ежегодных пожертвований на училище, как из собственных средств состоящего в училищном округе духовенства, так и из других источников; 2) определение размера ежегодной платы с учащихся в училище из других сословий; 3) избрание членов училищного правления из среды местных священнослужителей и другие вопросы, по указанию Преосвященного (там же § 22). Принятые на съезде решения председатель представляет епархиальному Архиерею, который делает по оным соответственные распоряжения, по своему усмотрению (там же § 23).

40. Местное заведывание церковно-приходскими школами и школами грамоты принадлежит Епархиальным Преосвященным, которые управляют школами при посредстве Епархиальных Училищных Советов и уездных отделений оных. (Высоч. утвержд. полож. 26 февр. 1896 г.). К обязанностям Архиерея относится: à) утверждение в должности и увольнение законоучителей, учителей и учительниц церковно-приходских школ; б) поощрение наиболее ревностных священников и учителей; в) посещение школ при обозрении епархии и г) представление Св. Синоду ежегодного отчета о состоянии церковно-приходских школ (§ 20 прав, о церк.-приход. школ. 13 июн. 1884 г.).

Епархиальный Училищный Совет заведует школами церковно-приходскими и грамоты в епархии, заботясь, по указаниям Епарх. Преосвященного, о благоустроении существующих и об открытии и содержании новых школ. Епархиальный Училищный Совет состоит из председателя и постоянных девяти членов, епархиального наблюдателя школ церковноприходских и грамоты и члена от Министерства Народного Просвещения. Лица, оказавшие особо важные услуги церковно-школьному делу, могут быть назначаемы почетными членами Совета. Председатель Совета избирается Епарх. Преосвященным из имеющих священный сан лиц духовного звания, кои обладают высшим богословским образованием или доказали многолетними трудами свою педагогическую опытность. Председатель утверждается в должности Св. Синодом. Постоянные члены совета избираются из духовных и светских лиц и утверждаются Преосвященным. Епархиальный наблюдатель избирается Преосвященным и утверждается Св. Синодом (§§ 26–30. Пол. об управ, ц.-пр. шк. 26 фев. 1896 г.).

Уездные отделения епарх. училищных советов заведуют школами церковно-приходскими и грамоты в уездах, соответствующих им в административных подразделениях. Уездное отделение состоит из председателя, восьми постоянных членов, уездного наблюдателя и местных благочинных, а также в заседания приглашаются: члены от земства и городского общества и местный инспектор народных училищ и земские участковые начальники. Уездные наблюдатели избираются отделением и сообщается об избранных трех кандидатах епарх. училищному совету, который представляет на утверждение Епархиального Преосвященного наиболее достойного из тех кандидатов или, в исключительных случаях, своего кандидата, причем к представлению прилагается и отзыв епарх. наблюдателя об избранном лице (там же § 36–40). Высшее наблюдение за преподаванием Закона Божия и религиозно-нравственным направлением и обучением в начальных народных училищах принадлежит местному епарх. Архиерею, который или сам обозревает оные, или поручает это особо назначаемым им для сего духовным лицам и, буде признает нужным, сообщает свои по сему предмету замечания и соображения непосредственно Министру Народного Просвещения (Пол. о нач. народ, уч. 25 мая 1874 г. ст. 17). Лица, коим Преосвященный вверяет наблюдение, по упомянутой ст. 17 положения за преподаванием Закона Божия и религиозно-нравственным направлением – называются блюстителями. Они ежегодно представляют Преосвященному отчеты.

* * *

6

Все законоположения и правительственные распоряжения, состоявшиеся по духовному ведомству, или непосредственно к сему ведомству относившиеся были печатаемы с 1859 г. (указ. Св. Син. 19 нояб.) в журнале «Духовная Беседа», с 1876 г. (указ. Св. Син. 28 дек. 1875 г. № 59) в журнале «Церковный Вестник», издававшемся С.-Петербургскою духовною академией; а с 1888 г. по определению Св. Синода от 14–18 октября, 1887 г. за № 2117 при Св. Синоде издается журнал, под заглавием «Церковные Ведомости». (Церк. Вед. 1888 г. № 1).

7

До 1840 г. в епархиях существовали «Духовные Правления», а в 1840 году Правления эти признаны излишними и с Высочайшего разрешения упразднены. Ныне такие правления существуют: в Выборге Финляндское, Холмское при викарии Варшавской епархии, Читинское при викарии Иркутской епархии и Аляскинское (в Сан-Франциско) при Епископе Алеутской епархии в Америке и Велико-устюжское, при викарном епископе Вологодской епархии. Все они, кроме Аляскинского, состоять в зависимости от местных духовных консисторий.

8

См. подстрок примеч. к § 15.

9

В 1896 г. § 51 в инструкции этой отменен.

10

По такой же, как и, о мирянах.

11

Благочинные обязаны обозревать церкви два раза в год; им даются подводы от церкви до церкви (II. С. З. 7 Мая 1797 г. № 17958).


Источник: Устройство православной российской церкви : Ее учреждения и действующие узаконения по ее управлению / Сост. на основании церк.-гражд. законоположений прот. Иоанн Чижевский. - Неофиц. изд. - Харьков : Тип. Губ. правл., 1898. - [2], XVIII, 443 с.

Комментарии для сайта Cackle