П.Ф. Фёдоров

Источник

Одежда и белье

Относительно одежды, белья и ухода за кожей монашествующие поставлены так хорошо, так богато, что едва ли в России найдется другой монастырь, который мог бы соперничать с Соловками в этом отношении. Правда, у Соловян нет атласа и дорогих сукон, как во многих других монастырях, но зато всего вдоволь, все прочно, просто и приспособлено к условиям места и климата. Монашествущие просто роскошествуют сравнительно со своими мирскими собратами по происхождению. Соловяне даже хвалятся пред иноками других обителей, напр., Троицко-Сергиевской лавры; у последних, подшучивают они, «только снаружи атлас, а на теле то рваная рубашка».

Вся одежда, белье и обувь выдаются из «рухлядной», – представляющей обширную в несколько комнат лавку со старыми и новыми вещами. В этой же лавке продаются кожаные нерпичьи (тюленьи) пояса, обделанные кожи, холст, полотенца, ситец и т. д. Выдачей, приемом и продажей всех вещей заведует «рухлядный» с несколькими помощниками. Рухлядный – важная персона, с которым нужно всем ладить – иначе он «досадит» качеством выдаваемых вещей. Он пользуется громадным доверием начальства – без всякого контроля представляет счеты и соображения относительно закупки новых материалов, прихода в негодность поношенных вещей, выдает все материалы в сапожную, «портную» и т. д. Выдача готовых вещей производится самым простым способом без всяких росписок и официальностей: новые, вновь поступившие вещи, при выдаче записываются в книгу, поношенные, «выведенные в расход» выдаются просто на память. Если вещь испортилась, изорвалась, износилась, то приносится в рухлядую и здесь заменяется лучшей; а изорвавшаяся передается рухлядным в мастерские для починки. Само собой разумеется, что к монашествующим рухлядный гораздо более внимателен и услужлив, чем к даровым трудникам.

При входе в рухлядную, на стене, пред перегородкой, играющей роль прилавка, имеется такая оригинальная надпись крупными буквами: «Достопочтеннейшій отец, любезнейшій брат, прошу постоять у сих врат, по рухлядной не бродить, а извольте спросить и что Вам угодно, так и получите удобно».

Общее правило такое: чем выше данное лицо по своему общественному положению или чем оно полезнее для монастыря, тем больше вещей имеет оно, и тем лучше, доброкачественнее самые вещи.

Каждый монашествущий получает из рухлядной: 1) клобук; 2) мухояровую с мантией рясу, а некоторые иереи – две, одну для церкви, другую для дома; 3) подрясник – для священнослужителей из тонкого сукна (11/2 – 2 руб. аршин) с подкладкой, для простых монахов и послушников из толстого сукна (1 руб. аршин) без подкладки; можно употреблять и вату, но только на свой счет; 4) шарф, фланелевая рубашка и куртка у иных монахов имеются свои, а иным выдаются из рухлядной, смотря по заслугам; 5) баранью шубу в виде подрясника, а у рабочих монахов, кроме такого подрясника, еще полушубок; 6) холщевый балахон в виде куртки для дома, а также летних работ на улице; 7) рабочий кафтан серого солдатского сукна для разных работ; 8) холщевых рубашек и кальсон, по желанию, до 4 пар, в большем количестве нет ни малейшей надобности, как увидим ниже; 9) штаны зимние, суконные («шаровары»); 10) холщевые штаны; 11) 2 полотенца; 12) 2 кожаных пояса, один для работы, другой для церкви; 13) 2 пары чулков, сшитых из сукна, 1 пара шерстяных и портянок по желанию; 14) 2 пары кожаных сапогов (праздничные и рабочие; 15) «выступки» (в роде туфель) для хождения по комнате и коридору; 16) «катанцы» (валяные сапоги); 17) рукавицы или варишки, смотря по «послушанию» и желанию, иные рабочие монахи имеют даже по 2 пары; 18) 2 камилавки (теплая и холодная), а для неимеющих камилавки колпачек, или шапка, в виде скуфьи; у священно-служителей камилавка «по-литурная», обтянутая плисом. Кроме того, диаконам и иеромонахам дается в год по одному фунту белого мыла в 16 коп. и по 2 ф. в 14 коп.; простым монахам и послушникам – только по 2 ф. последнего; богомольцам мыла не полагается. Рубашки и кальсоны монашествующий может менять, если захочет, чрез 2–3 дня, а те вещи, которые выдаются по одному экземпляру, как, напр., чулки, меняются чрез неделю. Вообще все меняют белье чрез неделю.

Для монашествующих, особенно для тех, которые известны своею полезностью для обители, многое делается по их личному желанию, а также по усмотрению начальства. Захочет, напр., монах сделать себе меховые бараньи брюки, просит об этом рухлядного, ссылаясь на боль в ногах – и рухлядный делает. Далее, монахам обыкновенно не выдается монастырем на дом ни чай, ни сахар, ни водка, но некоторые получат и то и другое; так, напр., один мой знакомый, кроме жалованья и всего прочего, получал по четверти ведра водки в месяц.

Большое значение имеют также личные отношения к рухлядному и угощение его.

Попроси да угости, тогда и получишь кое что и не по положению.

Что касается даровых трудников, то им выдается вещей меньше, да и самые вещи хуже – все подержанное, всякие обноски с монашеских плеч. Только холщевых рубах и кальсон дают по две пары, а все остальное по одному экземпляру, именно: кафтан серого солдатского сукна, а летом вместо него холщевый балахон; зимой некоторым, ездящим в лес за дровами и сеном – шубу с шапкой, – зимой суконные штаны, летом холщевые, – кроме того, летом сапоги кожаные, зимой валяные, – портянки, зимой шерстяные чулки, а некоторым суконные, наконец, рукавицы, варишки, колпак (шапка в виде скуфьи), полотенце и ремень.

Вещи немного разнообразятся, смотря по послушанию, напр., певчим, стоящим на видных местах в храме, верхнюю одежду выдают почище, кузнецам похуже и т. д. Но вообще с даровыми трудниками не церемонятся – одежда их, как верхняя, так и нижняя почти всегда грязна, подержана; часто можно видеть мальчиков, с трудом таскающих огромные тяжелые сапожища.

Исключение представляют певчие, которые, как я уже сказал, выглядывают, по крайней мере, в церкви, значительно опрятнее.

Загрязнение белья и платья происходит, главным образом, от слишком скученной жизни в жилых, пыльных, неопрятных помещениях, отчасти от характера работ, неряшливости самих богомольцев и плохой стирки белья.


Источник: Федоров, П.Ф. Соловки. – Крондштадт: [Тип. «Крондштадского вестника"], 1889. – [3], 344 с., [18] л. ил.: табл., карты, ил.

Комментарии для сайта Cackle