И.А. Кюршунова

Источник

Лизунов

Лизунов ← Лизун ← *лизун

Ср.: Пятой Дмитриев сын Лизунов, грамота, 1555, Гейман, 176. 177.

По другим регионам – Даниил Григорьевич Лизун Тургенев, конец XVв.; от него Лизуновы-Тургеневы; Андрей Григорьевич Лизунов, 1506, Муром; Михаил Никифорович Лизунов, 1601, Новгород (Веселовский, 181). Антропонимы Лізун, Лізуноӯ отмечены в белорус, памятниках письменности XVI в. (ЭССЯ, 15, 164–165).

1. В памятниках письменности зафиксировано однокоренные лизунья в значении ‘лакомка’: «Прямая ты лисица Захарьевна... курятница и лестуха и лизунья и блинница, а не добрая ты жена» (СлРЯ ХІ–ХVII, 8, 233). В совр. говорах находим лизу́н в значении ‘любитель лакомств, сластей’ арх., пск., курск., ворон., смол., вят. (СРНГ, 17, 44–45).

2. Ср. также с диал. апеллятивом лизу́н ‘сплетник’ пск., смол. (там же).

3. Возможно, антропоним Лизун выполнял охранную функцию. Так, домового, который жил в подполье, под печкой, называют лизуно́м (ярос., костр., твер., смол. там же). Мифологема лизун в значении ‘мифологическое существо в образе большого зверя, живущего в лесах и пожирающего людей’ известна укр. языку (Гринченко, 2, 358). По мнению О.А.Черепановой, первоначально слово обозначало домового пената, который зализывает волосы у любимой скотины и у хозяев (Черепанова 1983, 23). У М.Забылина находим наблюдения над определенными действиями от сглаза – об облизывании ребенка матерью (Забылин 1990, 273). Все это дает возможность предположить, что в прошлом мог существовать мотив охранного характера для именования Лизун.


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle