И.А. Кюршунова

Источник

Колос

Колос ← колос

Ср.: Офонаско Колос, кр-н, п.Егорьевский в Коигушах, 1496, ПКОП, 50; Онтушка Семенов Колос, кр-н, п.Кижский, 1563, там же, 130.

По другим регионам известны Колос Иван Андреевич Кокорев, 1495; Василий Колосов, посадский человек, 1624, Зарайск (Веселовский, 150); в урал. ономастиконе зафиксировано прозвище Ивашко Колос, бобыль, 1624; фамилия в перм. источниках (Мосин 2001, 193; Полякова 2005, 175).

Возможно, именование отражало языческие представления наших предков, являлось пожелательным. Колос в себе нес символ плодородия (урожая хлеба), процветания, богатства, благополучия, счастья, новой жизни; был объектом почитания и магического средства. Кроме того, существуют поверья о двойном колосе (два и более колосьев на одном стебле): замужней женщине, находившей его, это сулило рождение двойни. Однако если связь двойного колоса со скотом считалась чаще всего фактом позитивным, то двойной колос и последующее рождение близнецов было плохим знаком (например, у белорусов), поэтому в некоторых местах существовал запрет есть Двойной колос женщине (Слав. древности, 2, 552–556).


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle