И.А. Кюршунова

Источник

Игла

Игла ← игла

Ср.: Игла Павлов, кр-н, п.Ровдужский, 1568, ПКВП, 165.

По другим регионам – Андрей Григорьевич Игла Охотин-Плещеев, 1532; Дружина Михайлович Иглин, 1604, Арзамас; Андрей Дружинин Иглин, 1628, Белев (Веселовский, 127).

1. Предполагаем охранную функцию имени. Известно, что игла в народ, культуре – предмет-оберег и одновременно предмет порчи, сглаза, т. е. болезни, напущенной злой ворожбой. Так, вост, славяне верили, что ведьма, змора, огненный змей могут оборачиваться иголкой, поэтому не советовали поднимать найденную иглу, чтобы избежать домашней ссоры. Во вредоносной магии использовали иглу, чтобы лишить мужчину половой силы, широко известны действия с использованием иглы в любовной магии. Как оберег игла использовалась во всех опасных ситуациях, например, при рождении ребенка, на свадьбе, на похоронах, а также во время болезни и ради охраны скота (Слав. древности, 2, 370–373).

2. Кроме того, имя могло отражать качества характера лица. Материалы В.Даля дают возможность установить ряд перен. значений, одно из них ‘пролаза, пройдоха’ без указ. места, Даль (СРНГ, 12, 61). Ср. с выражением шитъ деревянными иглами ‘разбойничать’ устар, просторен, ирон. шутл. (СРФ, 226). Вероятно, можно считать близким в семантическом плане игла ‘шалун, шалунья’ пск., твер., ‘острый на язык, бойкий человек; пролаза, пройдоха’ без указ. места. Даль (СРНГ, 12, 61).


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle