И.А. Кюршунова

Источник

Зубов

Зубов ← Зуб ← зуб

Ср.: Олексей Зуб Максимов сын, духовная, 1561, АСМ, 167; Гридка Лукин Зуб, староста, п.Олонецкий, 1563, ПКОП, 65; Зуб Тимофеев, п.Соломанский, 1568, ПКВП, 175; Алексей Максимов сын Зуб, духовная, 1570, АСМ, 221; Федко Семенов Зубов, кр-н, п.Кижский, изветная челобитная, 1646, Мюллер, 53.

По другим регионам – Михаил Иванович Зуб Константинов, вторая половина XVв.; Зубовы, землевладельцы, вторая половина XVв. и позже, Переяславль (Веселовский, 124); в НБГ упоминаются в конце XIVв. Зуб и во второй половине XVв. Зуб псковский (Зализняк 2004, 640, 683), в перм. источниках отменены Васка Зуб, 1623, и Зубовы (Полякова 2005, 144).

1. Именование выполняло охранную функцию, связано с народ, лредставлениями о жизненной силе, возрасте человека, с его сверхъестественными способностями. В.В.Усачева приводит ряд народных поверий, среди которых выделим следующие: ребенок, родившийся с двумя зубами, мог стать колдуном, ведьмой, ему приписывали вредоносные магические способности. На Русском Севере существовало представление о том, что «тайное знание» следовало передавать здоровому человеку, у которого были хорошие волосы и зубы. Колдун и ведьма с утратой зубов теряют силу и способность наводить порчу (Слав. древности, 2, 359–362). Данные поверья сохранились в русск. говорах Карелии (медв., пуд.) до сих пор (Карт. КГПУ). Кроме того, у славян существовали различные поверья, запреты для беременных, детей, их родственников (матери, отца, крестных), связанные с появлением зубов, их состоянием и проч. (Слав. древности, 2, 359–362).

2. Возможно, именование отражало внешние особенности лица (наличие, отсутствие зубов, их форму и проч.).


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle