И.А. Кюршунова

Источник

Змеев

Змеев ← Змей ← змей

Ср.: Борис Кипреянов сын Змиева, Нюхча, Унежма, отступная, 1574, Гейман, 232; Петр Змеев, грамота, 1660, Мюллер, 142; 1669, там же, 195.

По другим регионам известен Змей Федор Васильевич Беклемишев, вторая половина XVв.; от него – Змеевы (Веселовский, 123).

1. Предполагаем, что это охранное имя, ср. многочисленные мифологические и славянские фольклорные сюжеты, связывающие со змеей злое начало (Змей, Змей Горыныч и пр.) (МНМ, 1, 468–471; Пропп 1986, 216–243; Слав. древности, 2, 333–338). Кроме того, образ змея, змеи связан с домашним очагом, огнем, домашняя змея считалась покровителем дома, семьи и скота, воплощением духа предка семьи (Слав. древности, 2, 339–340). Ср. с поздними отголосками в русск. говорах Карелии, где до сих пор бытуют верования о том, что змея, живущая под домом, – домовой, который хранит семью от несчастий, убить змею, живущую под порогом дома, – накликать беду (медв., пуд., Карт. КГПУ).

2. Памятники письменности фиксируют апеллятив змеи в следующих значениях: ‘змея’, ‘змей, дракон; мифическое существо, чудовище с огненным хвостом’ (СлРЯ ХІ–ХVII, 6, 37). Вероятно, могло существовать и название лица ‘злой человек’, ср. также с выражениями змея подколодная, пригреть змею на груди. В совр. русск. лит. языке змея ‘коварный, хитрый, злой человек’.


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle