И.А. Кюршунова

Источник

Зайцев

Зайцев ← Заяц ← заяц

Ср.: Ондрейко Заец, п.Егорьевский в Коигушах, 1496, ПКОП, 50; Заец Тихонов сын Быкова, дьяк, упоминается в документах с 1543 по 1561г., Гейман, 149, 169, 190; Игнатей Микифоров сын Заец с 1556/57 по 1570 г., АСМ, 135, 136, 166, 179, 220, 221; Исачко Семенов Заец, г.Корела, 1568, ПКВП, 68, 69, 73, 74; Заец Парфеньев, да сын его Михалко Истомины, кр-не, п.Сакульский, там же, 137; Васка Заец, раскольник, п.Пудожский, отписка, 1693, Мюллер, 343; Петруша Зайцов, кр-н, п.Сакульский, 1568, ПКВП, 138 и проч.

Очень распространенное имя по всей Руси.

1. Имя Заяц – тотемное. Образ зайца находит широкое отражение в мифологии славян, в фольклоре. Известна широкая символика зайца – плодовитость, эротизм, демонические свойства (Слав. мифол., 192). По поверьям, заяц связан с миром нечистой силы: существует рыбацкий запрет упоминать зайца во время промысла (арх., новг., пск., витеб., гроднен., укр., бердян.), связанный с тем, что заяц находится в подчинении лешего и неподвластен водяному. Имеются некоторые общие черты названия для зайца и черта (в новг. говорах косой ‘дьявол’; с заячьим хвостом представляют иногда черта и ведьму, тул.) (Слав. Древности, 2, 284–288). А.В.Гура отмечает, что причастность зайца к миру духов определяет отношение к нему не только как к вредному и опасному животному, но и как к существу магическому, способному уберечь человека от влияния демонических сил. Поэтому хвост и голова зайца у южн. и сев. славян служат оберегом, используются как средство отвращения злых Духов. Способность зайца отгонять нечистую силу отразилась в названии чертогон в загадке про зайца: «Чертогон, Чертогон,/ Он и бегает как огонь» (самар.). Ср. также с приметой, распространенной у славян повсеместно: встреча с зайцем приносит несчастье, и под. (там же). Именование Заяц могло служить отголоском того, что с зайцем связывали плодоносящее начало (см. многочисленные примеры в работе: Гура 1978, 159–189). У славян с зайцем связаны многочисленные приметы, обычаи и обряды для беременных и детей: запрет есть зайчатину, чтобы ребенок не родился косым, не спал с открытыми глазами, не страдал бессонницей; использование крови зайца при трудных родах; толкование снов о зайце во время беременности, встреча беременной с бегущим зайцем и проч. (см. Слав. древности, 2, 284–288).

2. Кроме того, мотив именования мог отражать качества характера человека, в частности трусость. Ср. с выражением заячья душа ‘трусливый, робкий человек’ (Фраз, словарь, 151), дрожатъ как заяц ‘бояться’, заячья кровь, болг. заяшко сърдце, полъск. boi siç jak zajq bçbna [боится как заяц бубна] и проч. Боязливость зайца объясняют тем, что у него маленькое сердце. Бог вылепил ему слишком длинные уши, а на сердце глины не хватило. Тогда Бог оторвал хвост, оставив лишь короткий отросток, и сделал маленькое сердце (гомел.) (Слав. древности, 2, 284–288).


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle