И.А. Кюршунова

Источник

Дятлев

Дятлев ← Дятел ← дятел

Ср.: Федор Дятлев, духовная, 1564, АСМ, 175; Иван Федоров сын Дятлев, купчая, 1606, Мюллер, 18.

Именование Дятел известно в документах 1547г. (Тупиков, 198), а также в перм. источниках 1682 и 1782гг. (Полякова 2005, 122).

1. В др.-русск. Дятелъ – ‘птица дятел’ (СлРЯ ХІ–ХVII, 4, 402). В.А.Никонов считает, что возникновение имени связано с культом птицы (Никонов 1995, 38). Следует также учесть, что происхождение дятла в мифологических представлениях связывали с человеком. Бог превратил в дятла плотника, пчеловода, который работал в воскресенье. Известны многочисленные поверья, связанные с образом дятла: добыча с помощью дятла «разрыв-травы», чудесного корня, с помощью которого можно открывать различные замки и затворы; народ, поверья наделяют дятла огненной символикой. Так, согласно русск. примете, дятел, севший на дом, – к пожару (волог.). У всех вост, славян распространена примета, что дятел, долбящий стену или угол дома, предвещает покойника (вост.-слав.). Дерево, издолбленное дятлом, считается негодным для строительства и употребляется только на дрова (перм.). Смерть или тяжелую болезнь предвещает черный дятел, перелетевший человеку дорогу (русск.), и проч. (Слав. древности, 2, 170–171). Кроме того, в христианстве дятел символизирует ересь и дьявола (МНМ, 2, 349). Следовательно, возможна и охранная функция у данного имени.

2. В говорах в речи детей дятел – прозвище ротозея, разини, влад. (СРНГ, 8, 308).


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle