Горохов
Горохов ← Горох ← горох
Ср.: старец Виталей, по прозвищу Горох, 1609, Строкина пуст., 1915, №2–3, 87; Ефимко Горохов, кр-н, п.Выгозерский, 1582/83, КЗПОП, 204.
По другим территориям – Редька, Капуста и Горох Андреевичи Семичевы, помещики, 1582, Новгород; Гороховы, XVI в. и позже – Арзамас и Мещера (Веселовский, 85); именования упоминаются в волог. памятниках письменности (Чайкина 1995, 27); смол, и др. (Тупиков, 171), фамилия отмечена по другим регионам в более позднее время.
Объяснить мотив именования трудно. Можно только предположить, что он не был однозначным.
По-видимому, использование антропонима Горох – своеобразное обращение к ритуально-магической практике, которая была известна у зап.и вост, славян. Так, для гороха характерна семантика плодовитости, урожайности, богатства. Известны запреты с употреблением гороха в пищу; горох играл большую роль в ритуалах, связанных с браком и обеспечением деторождения; он использовался в магии, так, у русских существовало поверье, что горох, проросший через голову (или тело) убитой весной змеи, обладает чудодейственной силой. Цветок такого гороха, собранный в полночь или в полдень и положенный в восковом шарике в рот, помогает узнать, что у каждого на уме. У зап. славян горох мог использоваться как оберег и проч. (Слав. древности, 1, 523–526). Возможно, магический характер имени отразился в своеобразном ряду именований семьи помещиков Семичевых, где два поколения носили тематически связанные имена: дед Семя (→ Семич → Семичев) и внуки (Редька, Капуста, Горох) (см. в данной статье примеры из «Ономастикона» С.Б.Веселовского).
2. Возможны и более прозаические мотивы именования. Например, так могли прозвать человека, который любил горох или кушанья из гороха (ср. в др.-русск. гороховикъ и гороховина).
3. Может быть, Горохом назвали ребенка, родившегося 6 мая – в горошник, т. е. в день, когда сеяли горох.
4. Кроме того, у В.Даля находим глагол горо́шить ‘бранить, журить, озадачить’ без указ. места (Даль, 1, 382), ср. также с просторен, глаголом огорошить ‘привести кого-л. в крайнее изумление’.