И.А. Кюршунова

Источник

Волосов

Волосов ← Волос

Ср.: Волос Петров, Шуньга, Толвуя, данная, XV в., Гейман, 120; Волоско Данилов, кр-н, п.Вытегорский, 1496, ПКОП, 11; Демид Волосов, купчая, XVв., Гейман, 102; Микифорик Волосов, кр-н, п.Вытегорский, 1496, ПКОП, 14; Ивашко Волосов, кр-н, п.Оштинский, там же, 37; Оксенко Волосов да сусед его Степанко, п.Веницкий, там же, 39; Ефимко Волосов да сын его Трофимко да пасынок его Гридка, кр-не, п.Веницкий, там же, 47; Савка Волосов, кр-н, п.Остречинский, 1563, там же, 109.

Является одним из древнейших имен на Руси: игуменъ Волосъ, 1187; новгородецъ Волосъ Блудкиничъ, 1230 (Тупиков, 149, часто фиксируется и в НБГ).

1. Думается, что большое количество собственных имен Волос (и образований от него Волосов) в памятниках письменности Карелии не случайно. Их появление связано с названием слав. «скотьего бога» Велеса (Волоса), который олицетворял хозяйскую мудрость, был покровителем охотн. добычи. В христианскую эпоху Волос был ассимилирован и заменен христианским покровителем скота св.Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имен). Следы культа Велеса (чаще всего под видом почитания св.Власия) сохранились по всему Русскому Северу, где были известны и каменные идолы Велеса, и легенда о святилище Велеса. Характерно также переплетение культа Велеса – Власия с почитанием медведя как хозяина животных. Кроме того, очевидна связь Велеса с сельскохозяйственными культами – у вост, славян существует обычай оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных злаков – волотей, называемых «Волосовой бородкой». В своей языческой функции Велес воспринимался позднейшей православной традицией как «лютый зверь», «черт», отсюда костр. ёлс –«леший, черт, нечистый», диал. волосатик, волосень – «нечистый дух, черт»; это же позднейшее значение – «черт» – известно и в родственном чеш. Veles – «злой дух, демон» (тексты ХVІ–ХVІІ вв.) (МНМ, 1, 227). Вероятно, именно позднейшие трансформации Велеса (бог → нечистая сила) сыграли роль в появлении такого количества собственных имен, в данном случае именование выполняло охранную функцию. Именование Волоско образовалось на ономастическом уровне.

2. Кроме того, именование могло отражать связь с человеческим волосом. Так, волосы в народ, представлениях – средоточие жизненных сил человека. В магии отрезанные волосы (как и ногти, пот, слюна и др.) воспринимались как заместитель (двойник) человека. Волосы символизируют множество, богатство, изобилие, счастье. При этом существуют многочисленные действия с использованием волос: русские во Владимирской губ. первое яйцо, снесенное молодой курицей, катали трижды на голове старшего ребенка, приговаривая: «Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у N (имя ребенка) волосков!»; женщины на Смоленщине в Юрьев день срывали друг с друга в поле платки с головы и дергали за волосы, «чтобы у хозяина жито было густое и рослое, как волос». Известны запреты, связанные с расчесыванием, мытьем волос в определенные дни, а также особое использование выпавших волос при чесании. Существовали возрастные ограничения и на стрижку волос (особенно первую): у русских и белорусов запрет стричь младенца до года мотивировался боязнью «отрезать язык» ребенку, т.е. приостановить развитие речи. Использовали волосы при врачевании и в магических целях, например, у русских тотчас после рождения ребенку завязывали пупок суровой ниткой, скрученной с материнским волосом (волог.), и проч. (Слав. древности, 1, 420–424).


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle