И.А. Кюршунова

Источник

Шатунов

*Шатунов [Шатуновская] ← Шатун ← *шатун

Ср.: Иванко Шатун, кр-н, п.Шуньгский, 1563, ПКОП, 148; дер. Шатуновская, п.Оштинский, 1582/83, КЗПОП, 299; дер. Шатуновская, п.Мегрежский, Неволин 1853, 178.

Известны Шатуновы, новг. своеземцы, XVI в. (Веселовский, 362).

1. Основу именования ср. с отглагольным апеллятивом шату́н – ‘праздношат; тот, кто шатается без дела’, отмеченным у В.Даля (Даль, 4, 623), и с близким в семантическом плане шату́н – ‘беспутный человек’ выт., карг., лод., подп., пуд., чуд. (СРГК, 6, 843), ‘бродяга, беглый’, шатунья, шатуха ‘о женщине-распутнице’ без указ. места (Даль, 4, 623). Девербативы на ун известны языку до XVII в. и совр. русск. говорам (см. Азарх 1984, 83–84).

2. Допустимо предположение, что именование Шатун является охранным, ср. у В.Даля шату́н – ‘нечистый, злой дух, черт, шайтан’ без указ. места (Даль, 4, 623). В данном случае возможна связь с медведем, ср. медведь-шатун – ‘медведь, который не лег в берлогу на зиму или встал из нее раньше срока’. Образ медведя широко отражен в мифологии, где он не только божество, дух- хранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира – хозяин леса, горы, зверей, покровитель охоты, но и предок людей, их старший родственник (МНМ, 2, 128–130). Известны табуистические названия медведя – отец, дед, дедушка, дядя, лесовой человек, зверь, хозяин леса, гор, владыка, князь зверей и т.п. (там же). Возможно, что шатун – одна из поздних замен, которая претерпела изменения до образа нечистого, злого духа, черта, шайтана.


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle