Люсьен Реньё

Источник

Литургия и причастие

О том, как именно служили литургию, мы знаем очень мало. Вполне возможно, она следовала либо сразу после утренней службы, либо после вечерней. Согласно рассказу аввы Даниила, где описан Скит времен аввы Арсения, монахи во время службы стояли на пучках папируса и хорошо видели то, что происходит в алтаре1045. Но о самом Арсении Даниил говорит, что в церкви он обычно стоял за колонной, «чтобы никто не мог видеть его лица и чтобы он не отвлекался ни на кого другого»1046. И по сей день эту колонну можно еще увидеть в монастыре эль-Барамус. В церкви Келлий авва Элладий отличался от других своей духовной сосредоточенностью. Он никогда не поднимал глаз, чтобы взглянуть на церковный свод1047. После раздробления хлеба монахи подходили к алтарю, чтобы причаститься Плоти и Крови Христовой. Иногда какому- нибудь старцу открывалось, как сами ангелы участвуют в Евхаристии, давая Святые Тайны монахам, отличающимся особой святостью1048. Священник Евлогий обладал особым даром видеть состояние души причастника. Когда он понял, что один из монахов пребывает в недостойном состоянии, он оставил его без причастия1049. А авва Макарий Египетский особенно дивился той духовной ревности, с которой два молодых подвижника, поселившиеся возле него, принимали Святое причастие1050.

Красивое изречение аввы Пимена упоминает о том, какое место занимала Евхаристия в жизни Отцов пустыни. Приводя стихи псалма «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к тебе, Боже!» (Пс. 41:2), он относит их к монаху-пустыннику. Именно он, обожженный злобой бесовской, так же, как олень, который проглотил змею и обожжен ее ядом, стремится «в день субботний и воскресный идти на источники водные, то есть приступить к Телу и Крови Христовой, чтобы очиститься от горечи Лукавого»1051.

Из этого текста ясно следует, что монахи-пустынники причащались Святых Тайн только по субботам и воскресеньям. Но Иоанн Кассиан часто говорит о ежедневном причастии1052. Скорее всего, такая практика существовала в некоторых местах Египта, например, в Фиваиде, у монахов аввы Аполлона. Этот старец говорил: «Монахам следует по возможности причащаться Святых Тайн каждый день... Ибо полезно, чтобы они постоянно воспоминали о Страстях Христовых и каждый день были готовы и приуготовляли себя так, чтобы быть достойными во всякое время принять Небесные Тайны, поскольку так мы удостаиваемся отпущения грехов»1053.

Но все же, как кажется, в Келлиях и Скиту обычной практикой было еженедельное причастие. По словам Иоанна Кассиана, некоторые монахи, считавшие себя недостойными, причащались только раз в году, но такой обычай не был широко распространен1054. Затворники, никогда не выходившие из своей кельи, также могли получать причастие, которое им приносил ангел, как было в случае с аввой Ануфом, причащавшимся таким образом каждый день1055, либо священник, который мог приходить к затворнику время от времени. Таким вот образом авва Иоанн на протяжении тридцати лет причащался Святых Тайн каждое воскресенье, и, как в случае с Ануфом, это была его единственная пища, ибо он не вкушал ничего другого1056. Мы знаем авву Марка Египетского, который тридцать лет провел в келье, не покидая ее, а служить литургию к нему приходил священник1057. Значит, мы можем допустить, что некоторые отшельники не участвовали в еженедельных собраниях, но их образ жизни при этом не подвергался осуждению, как в случае с одним старцем из Келлий1058. Но благодаря Палладию мы знаем о другом монахе, поведение которого подверглось безусловному осуждению. Инок по имени Валент вообразил себе, что не нуждается более в причастии, поскольку, как ему казалось, он сподобился видения Самого Христа. Его заковали в железо сроком на год1059. Также подверглись осуждению Эрон и Птолемей, не пожелавшие более участвовать в принятии Святых Тайн1060. Авва Мотий советовал одному брату, куда бы тот ни пришел, поступать, как все, и не оригинальничать, говоря: «Не иду на собрание, не участвую в вечере любви...»1061

Так или иначе, но исключения только подтверждают правила. Вопреки тому, что утверждают некоторые историки, египетские отшельники, решившие уйти из своих церковных общин, ни в коем случае не пренебрегали церковными таинствами. Именно во время литургии в своей родной деревне Антоний Великий расслышал свой первый призыв к совершенной жизни1062, и нет никаких оснований предполагать, что позднее он никогда не присутствовал на литургии, даже если его Житие ничего об этом не упоминает. Нет сомнений в том, что Макарий Египетский в Скиту, так же как и Антоний на своей горе, долгое время оставался без причастия. Но в этой связи интересно отметить, что во время одной из своих встреч с отцом монашества авва Макарий упомянул о проблеме совершения литургии в Скиту1063. Напомним также еще раз, что авва Макарий без колебаний прошел шестьдесят километров, отделяющих Скит от Нитрии, чтобы участвовать в литургии, совершаемой аввой Памво1064. С тех пор как число отшельников в Нитрии и Скиту умножилось, они уже имели и свои церкви, и своих священников. И в церквях пустыни, как и во всех прочих, отлучение от причастия было наказанием, налагаемым за самые тяжелые проступки.

* * *

1045

А 189 (ср. Арсений, 7. Достопамятные сказания. С 54–55). (В русском переводе греческая фраза понята неверно: «…и отдельно от других трое (монахов. – А В.) встали вместе», тогда как более верный перевод «…встали все трое на один ембримий», где ембримий, скорее всего, означает связку стеблей папируса; ср.: Хосроев А Л. Пахомий Великий… С. 174–175, особ. прим. 5. – А. В.).

1046

А 80 (=Арсений, 42. Достопамятные сказания. С. 27).

1047

А 225 (=Елладий, 1. Достопамятные сказания. С. 62).

1048

Лавсаик, 18, 25; Arm. 18, 88: SP, nouveau recueil, P. 272 (II 434).

1049

История монахов, 16, 1–2.

1050

A 486 (=Макарий Египетский, 32. Достопамятные сказания. С. 109–111).

1051

А 604 (=Пимен, 30. Достопамятные сказания. С. 139).

1052

Иоанн Кассиан. Установления, 6, 8; Собеседования, 7, 30; 9, 21; 14, 8.

1053

История монахов, 8, 56–57.

1054

Иоанн Кассиан. Собеседования, 23, 21.

1055

История монахов, 11, 5.

1056

Там же, 13, 4.

1057

А 542, N 254.

1058

N 21. (В апофтегме говорится о том, что старец, живший в затворе, отказался навестить своего родного брата, жившего в соседней келье, когда тот уже лежал при смерти. Строго говоря, там нет ни прямого одобрения, ни прямого осуждения поступка этого старца. –А. В.).

1059

Лавсаик, 25, 5.

1060

Там же, 26, 2; 27, 2.

1061

А 533 (=Мотий, 1. Достопамятные сказания. С. 122).

1062

Житие Антония, гл. 2.

1063

А 479 (ср. Макарий, 25. Достопамятные сказания. С. 108. См. прим. 3 этой главы. – А. В.).

1064

А 455 (ср. Макарий Египетский, 2. Достопамятные сказания. С. 101. См. прим. 2 этой главы. – А. В.).


Источник: Повседневная жизнь Отцов-пустынников IV века / Люсье Реньё; пер. с фр., вступ. ст., послесл., коммент. А.А. Войтенко. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - 334[2] с.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

Комментарии для сайта Cackle