Люсьен Реньё

Источник

Глава восьмая. День отшельника

Не следует полагать, что день анахорета длился строго от восхода до захода солнца, поскольку по большей части появление и исчезновение «божественного светила», занимавшее столь большое место в жизни древних египтян, в занятиях отшельников ровным счетом ничего не меняло. Одни из них в полночь еще не завершали свой день, а другие в то же самое время его уже начинали. Поэтому лучше проследим за тем, как протекали их сутки в обычные дни недели, исключая субботу и воскресенье, которые имели особое значение в жизни наших героев.

Жизнь в трудах и молитвах

Вначале пустынники, полностью изолированные друг от друга, имели каждый собственный режим и распорядок, по усмотрению божественного вдохновения и собственного разумения. Как на Востоке, так и на Западе у них не существовало ни выходных, ни литургического года. В день Пасхи святой Бенедикт, в своем уединении в Субиако, не знал, что сегодня великий праздник для всех христиан. Та же ситуация была и с первыми Отцами пустыни. Антоний Великий в развалинах военного укрепления или в пещере горы Кульзум проводил свои дни в молитве и труде, и так у него проходили недели, месяцы и годы. Без сомнения, подобная жизнь была более ревностной и напряженной под сенью ночи, а потому святой пустынник иногда сожалел о восходе солнца: «О солнце, зачем ты беспокоишь меня? Ты поднимаешься столь высоко, что отвлекаешь меня от благодати Света истинного»590.

О повседневной жизни этих первых мистиков пустыни мы можем сказать лишь то, что они постоянно жили в единстве с Богом, и остальное их едва ли интересовало. Однако и у них мы уже видим появление того, о чем авва Пимен будет говорить много лет спустя как о правиле поведения отшельника в келье: занимайся рукодельем, ешь не более одного раза в день, молчи и размышляй, то есть читай про себя наизусть слова Божии591. Молитва не упомянута либо потому, что является частью этих размышлений, либо потому, что она и есть основное и самое главное дело монаха, которое должно постоянно сопровождать всю другую его деятельность592, либо, наконец, потому, что молитва скорее составляет так называемое внутреннее делание, индивидуальное, можно сказать даже интимное, в котором авва Пимен усматривает «тайное преуспеяние в келье». Авва Исайя говорил так: «Когда ты пребываешь в келье, постоянно заботься о трех вещах: о рукоделье, размышлении и молитве»593.

Антоний Великий занимался рукодельем и постоянно молился еще тогда, когда вел подвижническую жизнь на краю своей деревни. Работа обеспечивала ему существование и даже позволяла давать милостыню бедным594. Мы знаем, что и в пустыне он сохранил эти две составляющие жизни аскета, они были важны для всех тех отшельников, которые шли по его стопам. Источники сообщают нам о некоторых исключительных отшельниках, которые только молились и не работали. Но на это были серьезные причины, и подобная жизнь, конечно, не считалась правилом, как например, у еретиков-мессалиан, или евхитов, наз ванных так именно по этой причине (их название происходит от слова, которое в сирийском и греческом языках означает «молитву»)595. Например, Аполлон в Скиту не работал и все время молился, ибо ему нужно было, по его словам, восполнить сорок лет, проведенные без молитвы596. Павел Фермейский работал, чтобы обеспечить себя необходимым597. Авва Ахил трудился день и ночь изо всех сил, «боясь навлечь на себя гнев Божий»598. Некоторые монахи работали не из-за потребности прокормить себя, а чтобы не пребывать в праздности, избежать уныния599, дать милостыню бедным600 или чтобы накормить вероятных гостей601. Авва Исайя говорил: «Занимайся рукодельем, чтобы бедняк получил хлеба, ибо праздность есть смерть и разрушение души». Иоанн Кассиан рассказывает историю про отшельника авву Павла, жившего в самой глубине пустыни, в семи днях пути от обитаемых мест. У него был сад, который давал ему пропитание, но он тем не менее плел корзины. Авва складывал их в своей пещере, а затем сжигал, не продавая никому602.

Чередование молитвы и труда

Когда отшельник обитал один, у него не было потребности строго фиксировать свой распорядок дня. Он только старался по максимуму ограничить телесные потребности, чтобы посвятить больше времени своей душе и Господу603. Он мог провести несколько дней без еды и сна, сосредоточившись на молитве и работе. Однако человек – не ангел, и самые великие мистики пустыни оставались людьми, которым требовалось не только регулярно восстанавливать свои телесные силы, но и укреплять время от времени свою духовную энергию, чтобы победить скуку, которая неизбежно возникает при монотонной жизни. То, как следует вести себя в пустыне, Антонию Великому однажды показал ангел. И неслучайно именно этот рассказ возглавляет алфавитное собрание апофтегм, он очень важен для понимания монашеской жизни в целом.

Антоний, пребывая в пустыне, впал в уныние, и все вызывало у него отвращение. Тогда он взмолился Господу и просил Его указать, что он должен сделать, чтобы ему преодолеть это чувство. И вот он видит, что «кто-то, похожий на него, сидит за работой, затем оставляет работу и молится, затем снова садится плести веревку, а затем снова встает на молитву. Это был ангел Господень, посланный, чтобы его наставить и ободрить. И слышит он, как ангел говорит ему: “Делай так, и спасешься”. Услышав это, Антоний весьма обрадовался и ободрился»604.

Это наставление, полученное от ангела, Антоний затем передал своим ученикам, и оно распространилось по всей пустыне настолько широко, что какой-нибудь посетитель или паломник, внезапно пришедший к отшельнику, имел все шансы застать его сидящим за плетением веревки или стоящим на молитве. Это – основа жизни пустынника. И если указания на подобную практику не всегда встречаются в апофтегмах, то только потому, что она стала почти что правилом. И когда об одном брате было сказано, что он «не оставлял своего рукоделья и постоянно возводил молитву свою к Богу», то это похвальное исключение, ибо этот монах был «весьма смирен и стоек в своем состоянии»605. А вот другое исключение: авва Бане никогда не садился, он работал и ел стоя, и поэтому никогда не вставая на молитву606.

Возможно, когда Антонию было видение, он плел веревку и молился. Ангел научил его время от времени прерывать свою работу и молиться. Изменение положения тела связывалось с изменением занятия, разрывающего монотонность пребывания в келье и заставляющего монаха постоянно оставаться бодрым – и духовно, и телесно.

Монашеские труды в келье

Как кажется, ремесло корзинщика было освоено монахами довольно рано, поскольку идеально подходило для отшельника, сидящего в своей келье. Именно этим ремеслом овладел Пахомий, когда подвизался подле своего учителя аввы Паламона607. В скитской пустыне, возле болота, можно было без труда найти камыш, тростник и пальмовые ветви608. Можно было сходить и срезать их, сколько нужно, принести в келью и высушить. За кучей таких заготовок спрятался один из учеников аввы Моисея и тем самым избежал смерти во время кровавого набега варваров на Скит609. Сначала пальмовые ветви освобождали от листьев, а затем замачивали в воде, чтобы придать им гибкость. Затем с помощью ножа их расщепляли, и из того, что получалось, делали длинные веревки либо на продажу, либо для того, чтобы использовать при изготовлении корзин и циновок. Также из них можно было делать подпруги для тягловых животных. Когда в пустыню приходил новичок, старец учил его навыкам такого ремесла610. Каждый монах более или менее сносно, в зависимости от своей сноровки, умел плести и шить. Однажды ночью авва Ахил сплел веревку длиной в 20 локтей, что составляет около 80 метров611. Павел Простой до трех часов дня сплел 15 локтей, однако, испытывая его смирение, Антоний расплел эти веревки, и Павел, так и не поев, опять принялся за дело612. Во время визита аввы Макария к Антонию оба плели веревки всю ночь. Макарий перебрасывал готовую веревку через окно и спускал ее в пещеру. Антоний, подивившись ее длине, изрек «Великая сила исходит из рук этих»613.

В том случае, если веревка была предназначена для изготовления корзины, сначала рассчитывали необходимую длину. Конец веревки крепили к стене. Однажды авва Иоанн Колов, поглощенный созерцанием, сплел одну корзину из той веревки, которую приготовил для двух, и только приблизившись к стене, он заметил это614. Авва Мегефий изготовлял в день по три корзины, столько, сколько нужно было, чтобы заработать на еду615.

Работа по плетению корзин была почти машинальной и освобождала ум для молитвы. Монах мог плести что-то даже ночью, в темноте. Авва Дорофей, который проводил весь день, собирая камни для строительства келий, по ночам плел веревки616. Если монах во время шитья позволял себе выронить иглу, мог вмешаться бес и «наполнить» келью светом, таким, какой, например, он сотворил надменному монаху Валенту617.

Изготовление циновок из тростника было более тяжелой работой. Можно было легко поцарапать руки618. Чтобы сделать одну циновку, авва Макарий потратил три дня619. Некоторые отшельники плели лен, например в Нитрии620 или в других местах621. Как кажется, сырье для работы могло быть различным, в зависимости от времени года. Одна апофтегма говорит нам, что некий старец «не делал ничего в свое время: в сезон сетей он делал паклю, а когда все плели нити, он ткал лен, чтобы дух его не был занят работой»622. Но другой старец считал, что ткать лен монаху не пристало, ибо, продавая хорошую ткань, он рискует пристраститься к деньгам, ведь «если видят, что кто-то принес корзины, циновки или решето, то говорят: “Это монах”, но если видят, что кто-то продает хорошую льняную одежду, то говорят: “Смотри-ка, – торговец!”»623. Подобная критика только подтверждает, что монахов, которые ткали лен, было не так уж мало, и, касаясь рукой веретена, они тем не менее могли иметь душеполезные мысли. Один из них говорил: «Я роняю веретено и перед тем, как поднять его, вижу смерть перед своими очами»624. Другой ему вторит: «Я живу уже долгое время, забросив веретено, и спрашиваю себя, доживу ли я до того времени, когда вновь возьму его, думая о смерти»625. Приведем также слова аввы Агафона: «Я не позволяю ни одной худой мысли войти в сердце мое, когда тяну веретено наверх из ямы»626.

Изготовление сетей для рыбы и силков для дичи также входило в круг монашеских занятий. Авва Ахил, например, занимался этим, хотя мы знаем, что он также плел веревки, по крайней мере по ночам627. Некоторые монахи изготовляли папирус, но это было более сложным занятием628. Упоминается и другое книжное ремесло – каллиграфия. Особенно даровитым в этом деле был Евагрий629. Мы знаем имена еще двух каллиграфов, живших в Скиту: Марка, ученика аввы Сильвана, и Пафнутия630. Но тот старец, который не советовал монахам ткать лен, предостерегал и монаха-переписчика книг, говоря, что «ему следует смирять сердце свое, поскольку это занятие приводит к гордыне»631. Однако не таков был один синайский пустынник, который получил заказ на переписку книг, но умер, так никому ничего не написав, ибо проводил все свои дни в слезах и размышлении о смерти632. В Скиту один старец, переписывая книги, иногда впадал в экстаз и ему случалось «перескакивать через строчки и опускать знаки препинания». Своему заказчику, который заметил эти пропуски, он сказал: «Иди, и сперва прочти, что написано, а затем возвращайся, и я перепишу тебе все остальное»633.

Размышление над словом Божиим

Каковы бы ни были занятия монахов в пустыне, главным было не прилепляться к ним душой и хранить разум свой для вещей духовных. Именно поэтому, по словам аввы Сисоя, монаху не стоит выбирать тот труд, который ему нравится634. Даже в плетении можно найти что-то привлекательное. Физический труд мог быть довольно тяжел, но нельзя было допускать, чтобы он стал основным занятием монаха, заслонив собой главное – работу Богу635. Этой опасности следовало всячески избегать, и именно таков смысл высказывания одного аввы: «Любовь к рукоделью – это разрушение души, а смиренное занятие – отдых в Боге»636. Вот почему Отцы пустыни так настаивали на соединении физического труда и чтения наизусть текстов, как правило, заимствованных из Священного Писания. Это могла быть одна строчка, повторяемая многократно, или длинные пассажи, ибо большая часть монахов знала наизусть многие места из Библии. Авва Даниил был способен повторять наизусть до 10 тысяч строк в день637. Авва Лукий, плетя веревку, постоянно повторял начало 50-го псалма: «Помилуй меня Боже по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои»638. Павлу Великому было достаточно начальных строк: «Помилуй меня»639. Авва Исаак особо советовал Иоанну Кассиану читать строчку из 69-го псалма: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне»640.

Работа каллиграфа не препятствовала подобной практике. Авва Исидор Несарийский, занимаясь письмом, часто поднимал глаза и повторял в своем сердце с сомкнутыми устами: «Иисусе, помилуй меня, помоги мне, хвалю тебя, Господь мой»641. Сидя уединенно в своей келье, отшельник мог читать наизусть громким голосом, и посетитель, приближаясь к келье, слышал его голос. Авва Макарий Великий, например, услышал, как один брат плачет, говоря: «Господи, если Ты не имеешь ушей, чтобы слышать, как я взываю к Тебе, прости мне грехи мои, ибо не устану я призывать Тебя» 642. Ученики аввы Арсения слышали, как их учитель взывал к Богу: «Боже, не оставляй меня. Я не сделал ничего доброго перед Тобою, но по милости Твоей позволь мне положить начало»643. Авва Амой, придя к авве Ахилу, слышал, как тот повторял многократно строку из книги Бытия: «Не бойся, Иаков, идти в Египет» (Быт. 46:З)644. Когда у монаха были посетители, то читать на память следовало про себя, как делал это, например, авва Исидор. Авва Зинон, Феодор Фермейский и два юных ученика аввы Макария поступали так же645. Авва Исайя говорит об одном монахе в келье, который «совершал службу Богу в тишине»646.

Чтение

Было ли в долгом дне отшельника место для чтения? У монахов-пахомиан для чтения были отведены определенные часы, но нет никаких свидетельств, подтверждающих, что то же самое было и у пустынников. Впрочем, мы находим одну апофтегму, которая дает точное расписание занятий монаха в Келлиях: он работал все утро до полудня, затем, с 12 до 15 часов, читал и расщеплял пальмовые ветви647. В армянском переводе этой апофтегмы указано, что три полуденных часа были посвящены исключительно чтению Священного Писания, но в сирийской версии такое чтение не упомянуто648. В другом месте, сохранившемся в латинском переводе, перечислены занятия Иоанна Колова после его возвращения с жатвы – среди них есть и чтение, но упоминание о нем отсутствует в греческом тексте649. Следует сказать, что чтение никогда не упоминается при перечислении обычных занятий отшельника. Мы уже знаем, что в кельях Отцов пустыни было мало книг. Но иногда апофтегмы все же говорят о чтении монаха в келье. Один брат, например, находясь подле больного аввы Агафона, громко читал вслух книгу Бытия650. Авва Амон из Райфы читал Писание, авва Сисой – Новый Завет651. Один брат, искушаемый желанием покинуть келью, сказал себе: «Пойду, почитаю немного...»652 Рассказывают также об одном старце, келья которого светилась чудесным образом: он читал и работал там не только днем, но и ночью653. А тот брат из Келлий, который предавался чтению день и ночь, в конце концов продал все свои книги и ушел дальше в пустыню654.

Все эти свидетельства позволяют предположить, что довольно много монахов читали, сидя в своих кельях, особенно в Келлиях, но в то же время это не было обязательной и общераспространенной практикой. Евагрий и Иоанн Кассиан должны были бы рекомендовать монахам чтение, однако оба этих образованных монаха подчеркивают его второстепенное значение и относительную ценность655. Авва Нестерой призывает Иоанна Кассиана учить Писание наизусть, но при этом добавляет, что учат его не столько при помощи чтения, сколько путем «тяжелого опыта»656. Среди девяти апофтегм, цитируемых Евагрием в конце своего трактата «Монах», две показывают, что можно было очень хорошо обходиться и без чтения657. Так, Серапион продал Евангелие, чтобы накормить голодных. Один философ спросил Антония Великого: «Как выдерживаешь ты, Отче, лишенный утешения от книг?» Антоний на это ответил: «Моя книга, философ, есть природа, и она всегда под рукой, когда я хочу прочитать слова Божии». Из его Жития мы знаем, что Антоний всегда очень внимательно слушал чтения из Писания, произносимые в Церкви, и «не позволял себе ничего пропускать, а память заменяла ему книги»658. Отшельники пустыни могли точно так же удерживать в своем сердце те слова Писания, что слышали во время литургии по субботам и воскресеньям. Божественные глаголы питали и поддерживали их всю неделю: отшельники приводили их себе на ум и размышляли над ними.

Молитва

Чтение наизусть строк из Священного Писания во время работы не всегда было молитвой в строгом смысле слова, молитва должна была быть в самом сердце монаха. Святой Епифаний говорит, что «истинный монах должен непрестанно совершать псалмопение и молитву в сердце своем»659. А Евагрий восклицает: «Нам не сказано постоянно работать, бодрствовать и поститься, для нас один закон – постоянно молиться!»660 Молитва становится явной и более интенсивной, когда монах откладывает свою работу и встает, часто – он поднимает к небу руки, а затем преклоняет колени, простираясь на земле. Частота такой молитвы могла зависеть от индивидуальных особенностей инока и внешних обстоятельств, по духовному усмотрению каждого или согласно принятому правилу совершать определенное число молитв в день. Авва Моисей, например, совершал по 50 молитв ежедневно, Евагрий – по 100661, Павел Фермейский – по 300, но сожалел, что не может, как одна известная ему монахиня, совершать по 700 молитв. Авва Макарий утешал его, говоря, что сам совершает по 100 молитв. Но авва Павел, как мы знаем, вообще не работал, а читал молитвы и считал их, выбрасывая из-за пазухи камешки после каждой совершенной молитвы662. Авва Аполлон тоже не работал, но «его делом было целый день возносить молитвы к Богу, преклоняя колени сто раз за ночь и столько же днем»663. Те, кто занимался плетением, без труда могли рассчитать интервалы между молитвами по мере выполнения работы. Ссылаясь на практику монахов Скита, авва Иоанн Газский в VI веке советовал одному иноку: «Тогда, когда ты сделаешь три ряда ячеек в твоем неводе, вставай на молитву. Становясь на колени и поднимаясь, совершай молитву». Вероятно, рекомендовалось читать «Отче Наш» или какую- то другую известную молитву, чтобы просить о прощении и освобождении от «ветхого человека». «После чего снова садись за рукоделье»664.

О другом старце, жившем в Раифе, нам сообщают следующее: «Он пребывал в келье, низко склонившись к земле и постоянно качая головой, стоная и говоря: “Что же будет со мной?” Затем в полном молчании в течение часа плел веревку...»665 Его стенания, должно быть, и были молитвой, которую он совершал все время. Другая апофтегма говорит о том, что следует делать перерыв в работе через каждый час, чтобы монах мог подняться и «воздать Богу тот долг, что именуется молитвой»666.

«Службы» и еда

Стоит задаться вопросом: лежала ли практика ежечасной молитвы днем и ночью в основе утреннего и вечернего правила, включающего в себя чтение 12 псалмов и столько же безмолвных молитв? Авва Исидор как-то сказал: «Когда был я молод, не имел я меры для молитвословия, все время было для меня молитвословием»667. В самом начале Отцы пустыни не знали правила чтения 12 псалмов утром и вечером, поскольку молились постоянно – и днем, и ночью. Мы точно не знаем обстоятельств происхождения тех правил, которые впоследствии назовут «службами после заутрени» и «вечерней». По словам Иоанна Кассиана, они восходят к апостольским временам и являются ангельским откровением668. Согласно Палладию, это откровение было дано Пахомию для его киновитов669. Несомненно то, что практика утренних и вечерних молитв существовала в христианских общинах повсеместно, но только в IV веке она почти повсюду была преобразована в правило произнесения 12 псалмов два раза в день. У отшельников утренняя служба начиналась после полуночи, а вечерняя – после захода солнца. Когда двое или трое монахов сходились вместе в назначенный для службы час, каждый из них поочередно пел стоя псалмы – какую-то часть из двенадцати, а другой, или двое других, сидя, присоединялись к нему в молитвенном молчании670.

Ревностные монахи, такие как авва Памво, ели один раз в конце дня671. Авва Паисий мог сказать, что солнце никогда не видело, как он ел672. Во время Великого поста это было обычной практикой. В другое время большая часть Отцов вкушала пищу в девятом часу, то есть около 15 часов пополудни, а петь двенадцатипсалмие они начинали вечером, перед сном673. Однако Палладий говорит, что в Нитрии около девятого часа из каждой кельи было слышно пение псалмов674. Являлись ли данные псалмы, которые пели в этот час перед едой, дополнением к двенадцатипсалмию вечерней службы? Палладий упоминает, что у монахов-пахомиан есть правило из трех псалмов, исполняемых в час девятый675.

По мнению аввы Моисея, приводимому Иоанном Кассианом, еда в девятый час представляется верным решением, в особенности потому, что оставляет дух бодрым для вечерних и ночных молитв676. Как кажется, долгое время еда в девятый час в дневном распорядке отшельника была наиболее распространенным обычаем. Правда, тот или иной монах, в качестве исключения, мог по каким-то причинам отложить трапезу на вечер. Одному брату, искушаемому бесами, который обычно ел в девятом часу, авва Макарий посоветовал дождаться вечера677. Однажды Антоний Великий, который, согласно его житию и сведениям из апофтегм, ел в девятом часу после того, как стоя совершил молитву678, отложил трапезу до времени после вечерней службы, чтобы испытать своего нового ученика Павла679.

Вероятно, вечернее и утреннее псалмопение стало правилом только в конце IѴ века, но время его совершения могло сильно варьироваться, поскольку, как мы уже сказали, некоторые монахи уже начинали новый день тогда, когда другие еще не завершили день предыдущий. Продолжительность сна тоже сильно разнилась.

Ночные занятия

В Фиваиде авва Пахомий научился у аввы Паламона трем различным способам проводить ночь: «Или вы молитесь с вечера до полночи и затем спите до утра, или вы спите до полуночи и молитесь до утра, или, наконец, вы молитесь немного и затем немного спите и делаете так с вечера до утра»680. Возможно, эти три способа имели место и у отшельников Нижнего Египта, но первый из них был предпочтительнее.

Антоний Великий и многие другие часто проводили в молитве всю ночь681. Авва Елпидий в своей скитской пещере по ночам читал наизусть всю Псалтирь682. Авва Виссарион стоял без сна сорок дней683. По сведениям Палладия, авва Моисей, искушаемый худыми пожеланиями, оставался в своей келье и молился стоя, не смыкая очей всю ночь напролет. Чтобы не дать сну себя одолеть, он брал у старцев кувшины и неслышно наполнял их водой684. Авва Дорофей, учитель Палладия, никогда по своей воле не спал в назначенный час, и поэтому ему случалось засыпать во время работы или еды685. Авва Сармат часто постился по сорок дней подряд и говорил, что может спать тогда, когда захочет686. Авва Арсений обычно проводил ночь в молитве и только под утро позволял себе немного сна687. Он говорил, что «монаху, если он подвижник, достаточно спать всего один час»688. Но это, конечно, максима не для всех. Авва Херемон советовал Иоанну Кассиану довольствоваться тремя или четырьмя часами сна689. Монах из Келлий, о распорядке дня которого мы знаем из одной апофтегмы, спал четыре часа690.

Отшельник обычно располагался ко сну на циновке или спал на голой земле, но и здесь могли быть разные варианты. В героическую эпоху первых пустынников Пахомий и его брат Иоанн спали сидя посреди кельи, не опираясь спиной о стену691. Некоторые скетиоты принципиально не ложились спать, спали сидя или стоя, как, например, авва Виссарион или авва Макарий692. Некоторые подкладывали себе под голову пучки папируса, embrimia, о которых писал Иоанн Кассиан. Авва Макарий, который однажды остановился на ночь в древнем языческом святилище, вместо подушки использовал мумию693. Авва Бане спал, опираясь грудью о небольшую стену, сделанную им специально для этой цели694.

Рассвет нового дня

При такой неудобной позе, в которой спали Отцы, им легко было пробудиться для молитвы. Авва Исайя искренне говорит: «Когда Господь разбудит тебя, совершай правило твое со рвением»695. Господь мог повелеть ангелу-хранителю всегда находиться подле спящего монаха: «Когда сердце твое скажет, днем или ночью, “Встань и молись!”, знай, что это говорит тебе ангел, неотступно стоящий возле тебя»696. Но иногда случалось, что под видом ангелов будить монаха на службу приходили бесы697. Возможная цель такого «перевоплощения» – измотать отшельника постоянной бессонницей698. Но подобный «трюк» удавался бесам далеко не всегда, и монах во время молитвы мог им отомстить. Так, один демон не захотел больше рисковать и признался другому бесу о своем «подопечном»: «Однажды я разбудил его, а он встал и попалил меня псалмами и молитвами»699. Если естественный «будильник» не срабатывал, монах мог проспать долго и встать уже днем. Но тогда он должен был затворить дверь и окна кельи, чтобы совершить свое молитвенное правило700. Тому, кто мог проспать положенный час, рекомендовали определенные пищевые ограничения701.

Когда же отшельнику наступал час пробудиться, то первое, что следовало ему сделать, – это воздать славу Творцу и петь псалмы, ибо «первое дело, к которому прилепится дух на заре, он затем продолжит молоть подобно жернову весь день, будь то зерно или плевелы. Так всегда бросай туда зерно, прежде чем враг кинул туда же плевелы»702. Другой старец дал такой совет: «Вставай в назначенный час и говори себе: “Тело, работай, чтобы накормить себя; душа, будь бодрой, чтобы получить наследство”»703.

Даже в то время, когда у отшельников еще не существовало правила петь 12 псалмов, они понимали пользу псалмопения до и после сна – Антоний Великий советовал своим посетителям поступать именно так704. Но отшельники могли молиться и по-другому, не связывая себя строгими рамками чинопоследования. Суть состояла в том, чтобы сразу же зажечь молитвенный огонь в своей душе и как подобает провести весь оставшийся день. Авва Исайя говорил: «Каждый день, вставая утром, приведи себе на ум слова Божии, помни, что ты воздаешь должное Богу во всех поступках своих, и не греши против Него»705. Святой Антоний советовал то же: «Каждый день, вставая, мы думаем, что не дождемся вечера, а вечером, когда мы укладываемся спать, думаем, что не проснемся»706. Отцы часто удерживали в своем сердце мысль, что каждый день они только начинают подвизаться. Перечисляя подвиги и добродетели, авва Иоанн Колов начинает так: «Каждый день, когда ты поднялся на рассвете, попробуй сперва соблюсти всякую добродетель и заповедь Божию...»707 Авва Пимен любил говорить про авву Пиора, что «он каждый день начинает заново»708. А авва Силуан говорил авве Моисею, что начинать заново можно не только каждый день, но и каждый час709. Но, может быть, речь здесь идет скорее о той работе, которая постоянно происходит в душе отшельника, о том очень важном делании, которое совершается тайно и видимо только Богу и ангелам Его?

* * *

590

Иоанн Кассиан. Собеседования, 9, 31.

591

А 742 (ср. Пимен, 168. Достопамятные сказания. С. 156).

592

Bu II 192 и 493.

593

Исайя. Поучения, 9, 20.

594

Житие Антония, гл. 3.

595

А 446; А 860; N 440.

596

А 150 (=Аполлон, 2. Достопамятные сказания. С. 43).

597

Лавсаик, 20, 1.

598

А 128 (=Ахила, 5. Достопамятные сказания. С. 37–38).

599

А 781, N 424.

600

А 643, А 864.

601

Иоанн Кассиан. Установления, 10, 22.

602

Исайя. Поучения, 16, 95; Иоанн Кассиан. Установления, 10, 24.

603

Житие Антония, гл. 45.

604

А 1 (=Антоний, 1. Достопамятные сказания. С. 11).

605

N 415.

606

Ch 248. (Такой подвиг, впрочем, может объясняться естественными причинами: в 1992 году во время раскопок монастыря аввы Бане были найдены останки, которые, как считается, принадлежат этому подвижнику. Их анализ показал, что Бане с детства страдал болезнью, которая ограничивала его возможности. Например, он не мог спать лежа. Возможно, это объясняет и то имя, которое ему дали: имя «Бане» происходит от слова, означающего пальму (копт. bnne, beni и т. п.): см. Capuani М. L’Égypte Copte / Avec les contribution de O. Meinardus et M. – H. Rutschovscaya. Milan; Paris, 1999. P. 150. – A.B.).

607

Veilleux A. La vie de saint Pachôme… P. 31.

608

A 325, A 464, A 486.

609

A 504 (=Моисей, 10. Достопамятные сказания. С. 115). (В русском переводе монах спрятался «за корзинами», однако употребленное в оригинальном тексте слово sevra переводится как «веревка», «плеть», «бандаж», но никак не «корзина». – А. В.)

610

А 288, А 486; Лавсаик, 22.

611

А 128 (=Ахила, 5. Достопамятные сказания. С. 37–38).

612

Лавсаик, 22, 5.

613

А 457 (=Макарий Египетский, 4. Достопамятные сказания. С. 103). (В русском переводе ошибочно указано, что они плели корзины. –А. В.).

614

А 326 (=Иоанн Колов, 10. Достопамятные сказания. С. 78). (В русском переводе фраза о приготовлении веревки опущена. – А. В.).

615

А 535 (=Мегефий, 1. Достопамятные сказания. С. 123).

616

Лавсаик, 2, 2.

617

Там же, 25, 2 (речь идет о духовной прелести: когда Валент в темноте уронил иглу (или шило), по бесовскому наваждению в его келье явился зажженный светильник, и этот монах возгордился, думая, что стал причастен Божественным тайнам. – А. В.).

618

N 375; Sy QRT 31.

620

Лавсаик, 7, 5.

621

А 64, А 110.

622

N 59.

623

N 375.

624

N 58.

625

Sy 3, 52.

626

Eth 13, 93.

627

А 124, А 128 (ср. Ахила, 1, 5. Достопамятные сказания. С. 36–38).

628

N 614.

629

Лавсаик, 38, 10.

630

А 526; Eth. 13, 36.

631

N 375.

632

N 519.

633

А 142.

634

А 842 (=Сисой, 33. Достопамятные сказания. С. 178).

635

А 277–278, А 401.

636

Bu II 334.

637

Ch 250 (=Изречения египетских отцов, 277).

638

А 446 (=Лукий. Достопамятные сказания. С. 98).

639

А 795 (=Павел Великий, 2. Достопамятные сказания. С. 168).

640

Иоанн Кассиан. Собеседования, 10, 10.

641

Eth 13, 43.

642

N 16.

643

А 41 (=Арсений, 3. Достопамятные сказания. С. 18).

644

А 128 (=Ахила, 5. Достопамятные сказания. С. 37–38).

645

А 242, А 373, А 486.

646

Исайя. Поучения, 26, 29.

647

Sy 20, 14.

648

Bu И 527; Arm 19, 52: SP, nouveau recueil, P. 273 (II 498).

649

CSP 12; A 350.

650

A 104 (=Агафон, 22. Достопамятные сказания. С. 32).

651

А 820, А 838.

652

N 195.

653

N 425.

654

N 541.

655

Евагрий. Монах, 15; Иоанн Кассиан. Установления (SC 109, Index. Р. 521).

656

Иоанн Кассиан. Собеседования, 14, 13–17.

657

Евагрий. Монах, 92 и 96.

658

Житие Антония, гл. 3.

659

А 198 (=Епифаний Кипрский, 3. Достопамятные сказания. С. 57–58).

660

Евагрий. Монах, 49.

661

Лавсаик, 19, 6; 38, 11.

662

Лавсаик, 20, 1–3.

663

История монахов, 8, 5.

664

Barsanufe et Jean. Correspondance. Solesmes, 1972, Lettre 143.

665

N 531.

666

N 592/47.

667

A 360 (=Исидор, 4. Достопамятные сказания. С. 70).

668

Иоанн Кассиан. Установления, 2, 5–6.

669

Лавсаик, 32, 6.

670

А 486, N 229.

671

А 724.

672

А 430.

673

А 799; N 229.

674

Лавсаик, 7, 5.

675

Там же, 32, 6.

676

Иоанн Кассиан. Собеседования, 2, 26.

677

А 456 (=Макарий, 3. Достопамятные сказания. С. 103).

678

Житие Антония, гл. 65; А 34 (=Антоний, 34. Достопамятные сказания. С. 17).

679

Лавсаик, 22, 6.

680

Veilleux A. La vie de saint Pachôme… P. 77.

681

Житие Антония, гл. 7; A 486.

682

N 627 A.

683

A 161 (=Виссарион, 6. Достопамятные сказания. С. 46).

684

Лавсаик, 19, 7–8.

685

Там же, 2, 3.

686

А 872 (ср. Сармат, 2. Достопамятные сказания. С. 183).

687

А 52, А 68, А 81.

688

А 53 (=Арсений, 15. Достопамятные сказания. С 19).

689

Иоанн Кассиан. Собеседования, 12, 15.

690

Sy 20, 14.

691

Veilleux A. La vie de saint Pachôme… P. 40.

692

A 163; Eth 14, 29.

693

A 466 (=Макарий, 13. Достопамятные сказания. С. 105–106).

694

Ch 248 (=Изречения египетских отцов, 275).

695

Исайя. Поучения, 4, 45.

696

N 592/45.

697

N 224.

698

Иоанн Кассиан. Собеседования, 10, 10.

699

N 36.

700

N 230.

701

N 592/18.

702

N592/43.

703

N 269.

704

Житие Антония, гл. 55.

705

Исайя. Поучения, 3, 42; 16, 34.

706

Житие Антония, гл. 19.

707

А 349 (=Иоанн Колов, 32. Достопамятные сказания. С. 82–83).

708

А 659 (=Пимен, 85. Достопамятные сказания. С. 146).

709

А 866 (=Силуан, 11. Достопамятные сказания. С. 182).


Источник: Повседневная жизнь Отцов-пустынников IV века / Люсье Реньё; пер. с фр., вступ. ст., послесл., коммент. А.А. Войтенко. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - 334[2] с.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

Комментарии для сайта Cackle