Люсьен Реньё

Источник

Книги

Совершенно определенно можно сказать, что в IѴ веке книги не загромождали келью отшельника. Они были очень дороги благодаря материалу, из которого делались, – папируса или пергамена, а также и из-за кропотливого труда по переписыванию текста. Некоторые монахи сами были писцами и могли составить себе небольшую библиотеку или скопировать книгу для других567. Одному из таких библиофилов авва Серапион, увидев у него нишу, забитую книгами, сказал: «Ты отобрал имущество вдов и сирот и сложил его на окне»568. Иначе говоря: вместо того чтобы давать милостыню неимущим, ты купил столько книг... Не этот ли Серапион отдал бедным все, что имел, включая и небольшое Евангелие? «Я продал книгу, – сказал он, – где сказано: Продай имение твое и раздай деньги нищим» (Мф. 19:21)569. У Феодора Фермийского были три хорошие книги, которые он охотно давал читать братии, но по совету аввы Макария Феодор их продал, а деньги раздал бедным570. Но авва Феодор имел помимо этого и другие книги, которые у него забрали грабители571. В Келлиях один монах дни и ночи напролет предавался чтению. Но в один прекрасный день он продал все книги, что имел, и ушел дальше в пустыню – вероятнее всего, в Скит. Авве Исааку, встретившему этого брата, он сказал: «Уже двадцать лет, отче, как слушаю я слова Писания, но ныне хочу наконец приняться за дело, ибо я услышал их»572. Эта апофтегма позволяет нам понять, что книги отшельников – это главным образом книги библейские. Единственный раз мы находим упоминание о другом сочинении – трактате против ариан святого Афанасия. Авва Сисой велел своему ученику читать его в присутствии этих еретиков573. Текст Священного Писания был тесно связан с богослужением, и по этой причине требовалось значительное количество книг. В Скиту авва Исайя всегда носил свою книгу на еженедельные собрания братии574. Возможно, он был чтецом.

Вероятно, самые первые Отцы-пустынники вовсе не имели книг или, как Исайя, имели только одну. Как-то раз один скитский монах проник в келью аввы Пафнутия, чтобы спрятать у него свою книгу575. Ревностные отшельники, такие как авва Виссарион, никогда не позволяли себе собирать книги576. Но по мере удаления от первоначальных героических времен монахи начинают накапливать книги в своих кельях577, и один старец сказал с грустью по этому поводу так: «Святые Пророки писали книги, затем пришли Отцы наши, кто следовал им на деле. Те, кто пришел после, учили эти книги наизусть. Затем пришло нынешнее поколение, которое их переписывает и складывает без пользы у окна»578. Но этот анонимный моралист был, без сомнения, чересчур суров, ибо авва Аммой рассказывает нам о монахах, которые покинули свои кельи, «оставив полки, полные пергаменных книг, и не закрыв за собой дверей»579, показывая тем самым их нестяжательство. Его ученик Исайя повелел монаху, покидавшему келью, оставить все, что там было580.

* * *

567

A 142. Cp.Исайя. Поучения, 3, 23.

568

A 876 (=Серапион, 2. Достопамятные сказания. С. 184).

569

N 392, N 566; Евагрий. Монах, 97.

570

А 268 (=Феодор Фермийский, 1. Достопамятные сказания. С 194).

571

А 296 (=Феодор Фермийский, 27. Достопамятные сказания. С. 199).

572

N541.

573

А 828 (=Сисой, 21. Достопамятные сказания. С. 176). (Строго говоря, в тексте апофтегмы речь идет просто о книге святого Афанасия. Но по контексту ясно, что это творение против ариан. – А. В.).

574

Eth. 13, 79.

575

Иоанн Кассиан. Собеседования, 18, 15.

576

А 167 (ср. Виссарион, 12. Достопамятные сказания. С 47).

577

А 134 (=Аммой, 5. Достопамятные сказания. С. 39).

578

N 228.

579

А 134 (=Аммой, 5. Достопамятные сказания. С. 39). (Употребленное в греческом тексте ta thyridia, скорее всего, означает ниши в стене кельи для хранения книг или оконные проемы. В русском тексте это переведено как «шкафы». – А. В.).

580

Исайя. Поучения, 4, 62.


Источник: Повседневная жизнь Отцов-пустынников IV века / Люсье Реньё; пер. с фр., вступ. ст., послесл., коммент. А.А. Войтенко. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - 334[2] с.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

Комментарии для сайта Cackle