В. Успенский

Материалы для истории религиозной и бытовой жизни Великого Новгорода

Источник

Воспроизводимые в настоящем издании, фотолитографским путем, снимки*** взяты из лицевого «Царственного Летописца», известного под именем «Остермановского» – рукопись библиотеки Императорской Академии Наук № 31.7.30. Время написания этой рукописи служит до сих пор предметом спора между учеными, причем одни относят его к XVI, а другие к началу XVII века (см. книгу «В. Успенский и Л. Целепи. Явление иконы Тихвинской Божией Матери». Спб. 1903 г.).

Снимки эти, без сомнения, могут служить к выяснению различных сторон жизни Великого Новгорода, его обстановки и быта, его первоначального вида, топографии и т. п. Художник, делавший эти рисунки, как можно предположить по его знакомству с расположением города, едва ли не был и сам новгородцем или, по крайней мере, лицом, долго в нем жившим и успевшим его хорошо изучить. В подлиннике рисунки раскрашены краской, разведенной на яичном желтке.

Рисунок 1-й

Изображено изгнание (6771 г. – 1263 г.) новгородцами своего князя Дмитрия Александровича (сына св. Александра Невского). Князь выезжает из ворот города верхом на лошади с четырьмя верными ему приближенными. На них, поверх кафтанов, одеты корзны. На голове князя шапка с меховой опушкой – отличительный признак княжеского звания. Новгородцы в воротах стоят с батогами в руках, а один из них правой рукой «показывает путь» князю. Обращают на себя внимание своим покроем шапки новгородцев, отличающиеся от шапок приближенных князя. У новгородца, стоящего впереди, поверх кафтана одета свита с воротником и он опоясан1.

Рисунок 2-й

Встреча князя Ярослава Ярославовича в воротах города (6771 г. – 1263 г.). Стоят бородатые, почтенные новгородцы с обнаженными головами. Вверху рисунка – свадебный пир того же князя. На шее князя и княгини – золотые гривны (цаты); княгиня в девичьей «коруне».

Рисунок 3-й

Погребение архиепископа новгородского Климента в притворе Св. Софии. (6807 г. – 1299 г.). Притвор изображен в виде особой пристройки. Выше на рисунке – кончина Климента.

Рисунок 4-й

Закладка каменного детинца (6810 г. – 1302 г.). За оградой князь, в охабне, поверх кафтана, и в шапке с меховой опушкой; за ним – бояре в кафтанах и корзнах. Пред князем человек, которому он дает приказание, в длинной широкой одежде. Тут же рабочие в кафтанах. Внутри стен – Св. София.

Рисунок 5-й

По приказанию владыки Василия двое рабочих снимают сво́локи2 со Св. Софии (6839 г.–1331 г.). Ниже, по его же приказанию, строят «каменный город». Владыка, в мантии с источниками и белом клобуке, наблюдает за работой, держа в левой руке посох.

Рисунок 6-й

Ледоход на Волхове; льдом снесено пятнадцать устоев (городень) моста (6841 г. – 1331 г.). Выше – владыка Василий, верхом на лошади, сопровождаемый новгородцами, едет в Москву. В самом верху – владыка уже в Москве пред великим князем Иваном Даниловичем, и подносит ему кубок «в почесть».

Рисунок 7-й

Пожар в Новгороде (6848 г. – 1340 г.). Горят Софийская и Торговая сторона, мост в огне, по Волхову плавают обгорелые трупы людей, две ладьи и шапка. Вверху изображено горе новгородцев. Они плачут, один спустил рукава кафтана в знак горя3.

Рисунок 8-й

Новгородцы собираются на вече (6850 г. – 1342 г.). Вверху – Св. София, возле ней – звонница и Анцифер с Матвеевым звонят в вечевой колокол. Они посылают владыку с веча Софийской стороны на Торговую, на Ярославов двор. Затем владыка уже на пути и шествует по мосту. Внизу – вече на Ярославовом дворе, где Феодор и Андрей звонят также в вечевой колокол, раскачивая не язык его, а его самого. На обоих звонницах, в отличие от колоколен, крестов нет.

Рисунок 9-й

Внизу – закладка церкви во имя Спаса на Ковалеве, (6853 г. – 1345 г.) а вверху – ледоход на Волхове. Сорвало 7 устоев моста. Изображение моста на всех рисунках «Царственного летописца» сходно4. Местоположение Ковалева обозначено приблизительно верно; очевидно, художник знал его топографию.

Рисунок 10-й

Новгородцы дают посадничество Анциферу Лукину (6858 г. – 1350 г.). Он – на особом сидении в виде княжеского, под ногами – табурет. На Анцифере сверх кафтана короткая одежда с воротником, доходящая до колен и похожая на свиту. Вверху – по приказанию архиепископа Василия построенная каменная палата с двускатной крышей и со слуховыми окнами.

Рисунок 11-й

Внизу новгородцы изгоняют дубьем посадника Федора с братьями (6858 г. – 1350 г.). Вверху – разграбление в Прусской улице: тащат деньги в сундуках, а другое имущество в мешках на плечах. В верхнем правом углу рисунка – изгнанный из Новгорода посадник прибывает в Копорье.

Рисунок 12-й

Вверху – патриарх Цареградский Филофей и император Иоанн Кантакузин провожают посла Новгородского Владыки, отъезжающего обратно в Новгород (6860 г. – 1352 г.). Внизу – прибытие посла в Новгород. Он стоит пред сидящим святителем и подает ему грамоту – свиток с надписью: «Владыке Новгородскому»... и крещатые ризы в подарок из Царьграда.

Рисунок 13-й

Внизу – владыка Моисей за монастырской оградой, у вновь созданной церкви (6863 г. – 1355 г.) Св. Михаила на Сковородке. Вверху – новгородцы дают посадничество (Дворянинцеву), как и на рисунке 10-м5.

Рисунок 14-й

Внизу – клятва новгородцев «чтобы им играния бесовского не любити и бочек не бити» (6863 г. – 1355 г.). Вероятно, здесь разумеются какие-либо игры, запрещенные церковною властью. Вверху изображено погребение князя, не относящееся до Новгорода.

Рисунок 15-й

Ушкуйники новгородские грабят Кострому (6884 г. – 1376 г.), берут деньги из сундуков, сосуды и убивают жителей. На Волге – 4 ушкуя, с будками на носу и на корме.

Рисунок 16-й

Новгородцы бросают стригольников с мосту через перила.

* * *

***

Рисунки 1–8 в отсканированном варианте книги отсутствуют – примечание электронной редакции

1

Сличи с новгородской иконой 1487 г., опубликованной покойным Филимоновым в Вестнике Общества древнерусского искусства. Москва, 1875 г. Вып. 6–10, стр. 63.

2

Сволок – потолочная балка, матица.

3

Сравн. Радзивил. летопись л. 202 об. и 221 об. Длинные рукава древнерусского кафтана спускались почти до полу также в знак почтения (таже лето л. 186), а также при пляске (там же л. 6 об.). В Розыске по делу Висковатова (М. 1858 г. стр. 277) говорится, что в Москве, в Средней Палате Царя, на стене была нарисована «женка, спустя рукава как бы пляшет».

4

Ср. рис. 6 из книги Гусева П. Л. «Новгород XVI века по изображению на Хутынской иконе». «Видение пономаря Тарасия». (Спб. 1900 г.).

5

Нельзя ли предположить существования особого обряда «сажания» как на княжеский стол, так и на посадничество?


Источник: Материалы для истории религиозной и бытовой жизни Великого Новгорода. Выпуск I [Текст] : (извлечение из "Царственного летописца") / В. Успенский, Л. Целепи. - Санкт-Петербург, 1909. - 4 с.,

Комментарии для сайта Cackle