Нежинская

Основана в 1667 г.

Именование – по г. Нежин (ныне – Черниговская область, Украина).

Черниговское викариатство. Титулярное.

Упразднена в 1668 г.

Возобновлена в 1944 г.

Упразднена в 1945 г.


1667 1668 Мефодий Филимонович2880
20.03(02.04)1944 04.1945 Борис Вик

Нежинская, обн.

Основана и упразднена в 1928 г.

Именование – по г. Нежин (Черниговская область УССР).

Черниговское викариатство.


05.1928 10.1928 Павел Циприанович

Немировская, самозв.

Основана 10.1780.

Именование – по мест. Немиров (ныне – Винницкая область, Украина).

Существовала до 03.1781.


10.1780 03.1781 Евсевий2881

* * *

2880

Мефодий (Филимонович) – титулярный, состоящий блюстителем митрополии Киевской от Московского Патриарха. По ААО. Т. 1. С. 25, титуловался Нежинским-Украинским.

2881

«...Прибыл в 1778 г. из Молдавии в Могилев на Днестре греческий Призренский митрополит Евсевий. ... Зимой 1780 г. Евсевий оказался в Варшаве, принят был там в обществе, как ученый человек, и виделся с Польским королем. Так как в это время, после смерти митрополита Андрея Шептицкого (униата. – Сост.), бывшего и Львовским епископом, Подолия оставалась без епископского управления, то Евсевий задумал взять ее в свое управление и явился в Могилев (на Днестре. – Сост.) с какой-то грамотою от короля, в которой будто бы Евсевию давалось право управлять Православными Польши и защищать их от униатов. ... В октябре 1780 г. Евсевий утвердил свое местопребывание в Немирове... Народ ... стал бросать унию и устремляться к Евсевию. Об этом узнал ... Киевский кастелян Стемиковский и дал приказание схватить Евсевия. Евсевий уехал в Варшаву, по одному известию, ... жаловаться, ... по другим ... оправдываться. ...За ним следовали жалоба ... и представления ... униатских властей, жалоба Переяславского епископа Илариона на незаконныя действия в пределах Переяславской епархии...» Зашевелились и южно-русские раскольники-старообрядцы, которых он милостиво принял и пообещал поставить «архиерея» в лице имевшегося у них уже наготове некоего иеромонаха Иосифа». Но наибольшую активность Евсевий проявил в борьбе с униатами. Так, приближение некоего официала Любинского «... толикую вражду возбудило в Евсевие, что ночью, на 4-е число декабря (1780 г. – Сост.), устремился он с своими новообратившимися, фузеями и турецкими ножами вооруженными, на дом официала, велел в колокола звонить и, держа в одной руке карабин, другою благословлял и собравшемуся народу кричал: вы, верующие во Иисуса Христа, бейте сих погибельных униатов. Вдруг бешеная толпа бросилась на официала, на его причет и на его слуг. Некоторые отвели сего прелата в сторону и били его нещадно, его вопль, его униженное прошение утомили наконец их лютость и спасли ему жизнь...» (Коялович М. История воссоединения западнорусских униатов старых времен. СПб., 1873. С. 174–179). Бурная деятельность Евсевия, в конце концов, вызвала усиленную переписку Св. Синода с иностранной коллегией, сенатом, а русский посол в Варшаве получил предписание домогаться высылки Евсевия из Польши. Со своей стороны и униаты следили за каждым шагом Евсевия. Наконец, он получил приказание выехать из Польши с угрозой, что в случае ослушания будет выдан туркам. Дальнейшая судьба его не ясна... «...В 1786 году предписано было не признавать действительными священников и дьяконов, рукоположенных каким-то митрополитом Евсевием...» (Николай (Трусковский). архим. Историко-статистическое описание Минской епархии. СПб., 1864. С. 56–57).

Комментарии для сайта Cackle